Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

роль мамы в жизни человека

  • Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери
    (1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
    (4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
    (7)Все в мире открывала Андрею мать.
    — (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
    — (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
    (12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
    — (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
    — (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
    (20)Мать ответила радостным смехом:
    — (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
    (22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
    (23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
    — (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
    (27)Мать ответила:
    — (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
    (31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
    (32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
    (37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
    (40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
    — (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
    — (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
    (52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
    — (53)Здравствуй, милый!
    (54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
    (По Ф. Вигдоровой*)
    * Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
27.01.2023 01:53:38

Какова роль мамы в жизни человека? Именно эту проблему ставит Вигдорова Фрида Абрамовна - русская советская писательница, журналист.

Комментирую данную проблему, хотелось бы обратить внимание на то, с каким трепетом и любовью занималась воспитанием Андрея его мама. Она научила его слушать тишину, видеть и радоваться опавшим листьям деревьев, похожих на следы животных. Также, они вместе мыли полы, летом белили стены, Андрей приносил ей воду из колодца, и они вместе шли полоскаться на речку. Мальчику запомнилась история об английском капитане Скотте, открывшем Южный полюс всего на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена, рассказанная его мамой. Этим автор стремиться показать, что мама Андрея оказала очень большой вклад в развитие мальчика и всегда рассказывала ему обо всем, не говоря: «Тебе это рано знать…» или: «Ты этого не поймешь…».

Более того, необходимо обратить внимание на воспоминания Андрея о его детстве. Всякий раз, когда ему было трудно, в его голове возникал голос матери. Также, воспоминания о горячей плите, потрескивании дров и чашке с молоком наполняли Андрея ощущением покоя. Таким образом, автор дает понять, что мама имела в жизни Андрея ключевое значение: она проводила с ним много времени, всегда обо всем рассказывала и, конечно же, подарила множество теплых и незабываемых моментов, которые помогают главному герою справляться с возникающими трудностями.

Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают, насколько велика роль, пожалуй, самого близкого в жизни человека – мамы.

Позиция автора ясна. Вигдорова Фрида Абрамовна считает, что мама оказывает большое влияние на развитие и последующее становление ребенка.

Нельзя не согласиться с позицией автора. Действительно, вклад мамы неоценим. Они принимают нас такими, какие мы есть. Любят не за какие-то заслуги или достижения, а просто так. Мамина любовь бескорыстна. Немало примеров этому можно найти в литературных произведениях. Например, в произведении К.Г. Паустовского «Телеграмма» Катерина Ивановна очень любила свою единственную дочь Настю. Одинокая мать отправляла своей дочке письма с просьбой приехать, увидеться, потому как боялась, что может не пережить зиму. Настя же, не прочитав эти письма сразу, вспомнила о них намного позже и когда наконец приехала к маме в деревню, поняла, что было уже слишком поздно. Таким образом, Настя потеряла самого близкого и дорогого ей человека.

Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в тексте Вигдоровой Фриды Абрамовны, и осознают, что самым главным человеком в их жизни является мама, чья любовь так трепетна и бескорыстна. Она всегда примет, поддержит и поймет своего ребенка.
Количество слов - 385

Рецензент: Ирина Андреева

Здравствуйте!

Вы написали достойное сочинение, ваша речь достаточно развита и грамотна, но в работе есть ошибки и недостатки, из-за которых вы потеряли почти половину баллов. Ниже я их опишу.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 4 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами практически не проанализирована. Кроме того, она неверно определена: это не дополнение, а причина и следствие. Мать всю душу вкладывала в своего сына, была ему и учителем, и другом, открывала для него мир — вот почему он с такой теплотой и нежностью вспоминает прекрасные моменты своего детства, когда мама была рядом.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но обоснование не состоялось: в своем тезисе вы говорите о бескорыстности материнской любви, но в аргументе не поясняете, что её глубина и искренность, заключается в том, что в письме мать Насти просит свою дочь приехать, чтобы просто взглянуть на нее и подержать за руки, что бедная старушка, услышав какой-то неясный стук, с тревогой и волнением, в надежде увидеть дочь, идет открывать калитку, но с горечью понимает, что никого за ней нет.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Более того, необходимо обратить внимание на воспоминания Андрея о его детстве.
БОЛЕЕ ТОГО — лишнее здесь. Связка с предыдущим предложением нелогична.
Этим автор стремиться показать, что мама Андрея оказала очень большой вклад в развитие мальчика и всегда рассказывала ему обо всем, не говоря: «Тебе это рано знать…» или: «Ты этого не поймешь…».

Подчеркнутую часть предложения следовало оформить деепричастным оборотом, иначе искажается смысл. Мама потому и повлияла на развитие сына, что всегда отвечала на его вопросы, не оставляла их без внимания. Эти глаголы (внесла вклад и рассказывала) нельзя сделать однородными сказуемыми, поскольку второй в какой-то степени поясняет первый - здесь другие логические связи.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балла

К10 -  баллов, поэтому снижается балл по К6

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Этим автор стремиться показать, что мама Андрея оказала очень большой вклад в развитие мальчика
Автор (что делает?) стремиТСЯ (обидно за это потерять балл!)

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Также, они вместе мыли полы, летом белили стены, Андрей приносил ей воду из колодца, и они вместе шли полоскаться на речку.
Запятая после ТАКЖЕ не нужна
Также, воспоминания о горячей плите, потрескивании дров и чашке с молоком наполняли Андрея ощущением покоя.
Здесь такая же ошибка
Настя же, не прочитав эти письма сразу, вспомнила о них намного позже и ЗПТ когда наконец приехала к маме в деревню, поняла, что было уже слишком поздно.
Запятая при подчинительной связи пропущена

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 балла

Комментирую данную проблему, хотелось бы обратить внимание на то, с каким трепетом и любовью занималась воспитанием Андрея его мама.
КомментируЯ

Она научила его слушать тишину, видеть и радоваться опавшим листьям деревьев, похожих на следы животных.
Видеть (кого, что?), радоваться (кому, чему?) - у глаголов разное управление. Следовало написать так: видеть опавшие листья и радоваться им (повторите теорию к заданию №8 тестовой части - это ошибка при однородных членах).

Ошибка в форме прилагательного: листьям (каким?) похожим...

Также, они вместе мыли полы, летом белили стены, Андрей приносил ей воду из колодца, и они вместе шли полоскаться на речку.
ПОЛОСКАТЬ (белье).
Действительно, вклад мамы неоценим. Они принимают нас такими, какие мы есть.
Речь о маме (в ед.ч.), следовало далее написать - ОНА

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Этим автор стремиться показать, что мама Андрея оказала очень большой вклад в развитие мальчика и всегда рассказывала ему обо всем, не говоря: «Тебе это рано знать…» или: «Ты этого не поймешь…».

ВНЕСЛА вклад, а не оказала. Вообще это канцеляризм, не следует такие обороты использовать в сочинении

Немало примеров этому можно найти в литературных произведениях. Например, в произведении К.Г. Паустовского «Телеграмма» Катерина Ивановна очень любила свою единственную дочь Настю.
ПОВТОР
Настя же, не прочитав эти письма сразу, вспомнила о них намного позже и когда наконец приехала к маме в деревню, поняла, что было уже слишком поздно.
ПОВТОР

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Вы хорошо умеете выражать свои мысли, но вам стоит уделить серьезное внимание анализу связи примеров, а также тщательнее проверять грамматические и пунктуационные ошибки. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку