Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Насколько важен труд в жизни людей?

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
26.01.2023 21:34:04
Автор: Глеб Никитин

                   Насколько был важен труд в жизни людей? Размышляя над поставленной проблемой обращусь к тексту русского советского писателя и сценариста Бориса Львовича Васильева.
                   Рассказывая о быте своей семьи, автор приводит несколько примеров. Во-первых, Борис Васильев говорит о том, как их семья проводила вечера: “Отец сапожничает, столярничает или слесарничает…Мать и тетка, тоже латают, штопают или перешивают…” Писатель подчеркивает, что для них это являлось обычным вечерним отдыхом. Этот пример показывает, что люди раньше, когда хотели отдохнуть, просто меняли деятельность, но также продолжали трудиться.
                   Во-вторых, Б.Л.Васильев акцентирует внимание на том, что даже в словаре нет такого понятия, как “отдых”.  Автор говорит о том, что “…для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным.”.  Эти слова убедительно доказывают, что труд забирал большую часть времени людей.
                 Эти примеры дополняют друг друга. Они дают понять, что труд играл огромную роль в жизни людей.
                 Позиция автора ясна. Борис Васильев считает, что для человека труд не заменим, потому что, благодаря ему до нас жили множество поколений.
                  Я согласен с мнением автора, трудиться нужно. Это видно на примере произведение Д.И.Солженицына “Матренин двор”. Матрена всю свою жизнь трудится в колхозе, помогает соседям, выполняя тяжелую работу она не просит ничего взамен, именно труд, выраженный в помощи другим, являлся её смыслом жизни. Этот пример так же заставляет задуматься о ценности труда.
                 Таким образом, можно сделать вывод о том, что труд является основой жизни людей, ведь именно из-за него человечество может удовлетворять свои потребности.
Количество слов - 253

Рецензент: Елена Дудина

Рецензент Алена Ларченко

Здравствуйте, Глеб!

Вы постарались написать сочинение, выдержав структуру и логику в рамках поставленных задач. Видно, что вы в целом знакомы со структурой работы.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно.

K2 - Комментарий: + 4 балла

Пример 1 ( описание того, как семья проводила вечера) в сочинении указан, пояснен (ранее отдыхом называлась смена деятельности).

Пример 2 (роль отдыха в то время) в сочинении указан, пояснен («труд забирал большую часть времени людей»).

Взаимосвязь между примерами определена, но не проанализирована: не показано, чем конкретно примеры дополняют друг друга и какова роль этого типа связи в тексте.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора определена корректно, однако авторская мысль не совсем соотносится с  заявленной вами проблемой: в комментарии вы задаете вопрос о степени важности труда (Насколько был важен труд в жизни людей?), а в позиции автора говорите просто о важности труда («для человека труд не заменим, потому что, благодаря ему до нас жили множество поколений»). Обратите внимание, что в вашем пояснении допущена логическая ошибка: почему труд важен? – «потому что благодаря ему жили до нас люди». Балл за отражение позиции автора ставим с натяжкой.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Нет обоснования тезиса, представленного в собственной позиции. Приведенный вами пример из произведения А.И. Солженицына «Матренин двор» не объясняет, почему нужно трудиться и почему труд так ценен.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Насколько был важен труд в жизни людей?
Нарушение логической связности: вы ставите вопрос о важности труда в прошлом, однако в тексте сочинения вы не придерживаетесь установленных временных рамок и доказываете,
почему вообще нужно трудиться (и в прошлом, и сейчас в том числе).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что труд является основой жизни людей, ведь именно из-за него человечество может удовлетворять свои потребности.
Это суждение не доказано, его невозможно доказать. Логическая ошибка.

K6 – Точность и выразительность речи: + 1 балл

Этот пример показывает, что люди раньше, когда хотели отдохнуть, просто меняли деятельность, но также продолжали трудиться. Эти слова убедительно доказывают, что труд забирал большую часть времени людей. Эти примеры дополняют друг друга. Этот пример так же заставляет задуматься о ценности труда.
Однообразие конструкций.

K7 – Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

…для человека труд не заменим
Пишется слитно.
Этот пример так же заставляет задуматься о ценности труда.
Пишется слитно в данном случае.

K8 – Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Размышляя над поставленной проблемой, (ЗПТ) обращусь к тексту русского советского писателя и сценариста Бориса Львовича Васильева.
Нужна запятая после деепричастного оборота.
…отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным.”.  
Лишняя точка в конце цитаты.
Позиция автора ясна. Борис Васильев считает, что для человека труд не заменим, потому что, благодаря ему, (ЗПТ) до нас жили множество поколений.
Оборот с предлогом благодаря либо обособляется, либо нет. Единичная запятая недопустима.
Матрена всю свою жизнь трудится в колхозе, помогает соседям, выполняя тяжелую работу, (ЗПТ) она не просит ничего взамен, именно труд, выраженный в помощи другим, являлся её смыслом жизни.
Нужна запятая после деепричастного оборота.
Матрена всю свою жизнь трудится в колхозе, помогает соседям, выполняя тяжелую работу она не просит ничего взамен; (ТОЧКА С ЗПТ) именно труд, выраженный в помощи другим, являлся её смыслом жизни.
Недочет: уместно поставить точку с запятой, поскольку мысли разнородны и сильно распространены.
Я согласен с мнением автора: (ДВОЕТОЧИЕ) трудиться нужно.
Недочет: уместнее поставить двоеточие, так как вторая часть уточняет то, о чем говорилось в первой.

К9 -- Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Это видно на примере произведение Д.И.Солженицына “Матренин двор”.
Правильно: на примере произведениЯ. Нарушение управления.
Матрена всю свою жизнь трудится в колхозе, помогает соседям, выполняя тяжелую работу она не просит ничего взамен, именно труд, выраженный в помощи другим, являлся её смыслом жизни.
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

K10 – Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Рассказывая о быте своей семьи, автор приводит несколько примеров. Во-первых, Борис Васильев говорит о том, как их семья проводила вечера…
Повтор слова. Притяжательное местоимение не соотносится ни с каким из предыдущих существительных.
Эти слова убедительно доказывают, что труд забирал большую часть времени людей.
Речевая избыточность.
Матрена всю свою жизнь трудится в колхозе, помогает соседям, выполняя тяжелую работу она не просит ничего взамен, именно труд, выраженный в помощи другим, являлся её смыслом жизни.
Речевая избыточность. Слово "выраженный" употреблено неудачно, поскольку бескорыстная помощь другим не отождествляется с трудом. Лучше: именно труд и бескорыстная помощь другим составляли смысл ее жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что труд является основой жизни людей, ведь именно из-за него человечество может удовлетворять свои потребности.
Неверный подбор предлога. Правильно: благодаря ему, при помощи него.

K11 – Соблюдение этических норм: + 1 балл

Ошибок нет.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Это видно на примере произведение Д.И.Солженицына “Матренин двор”.
Неверно написаны инициалы автора. Правильно: Александр Исаевич Солженицын.

Глеб, вам стоит уделить серьезное внимание речевому и пунктуационному оформлению вашего сочинения. Также поработайте над предупреждением орфографических и грамматических ошибок.

Советуем усилить работу над анализом текста, его логическим каркасом и структурой. Обратите внимание на ваши слабые стороны: обоснование собственной позиции и заключительную часть сочинения.

Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 12

Возврат к списку