Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема жизненных ценностей человека

  • Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь
    — (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
    — (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
    — (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
    — (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
    — (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
    — (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
    (27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
    — (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
    — (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
    — (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
    — (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
    — (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
    — (45)Как же это сделать?
    — (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
    — (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
    — (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
    — (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
    — (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
    — (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
    (По И. А. Гончарову*)
    * Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.

26.01.2023 01:22:19

В предложенном для анализа тексте Иван Александрович Гончаров поднимает проблему жизненных ценностей человека.

Размышляя над данной проблемой, автор приводит диалог двух героев, чьи взгляды кардинально различаются. Одним из участников этой беседы является Райский. Жизнью для него является рвение вперед, стремление улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман и наконец привести в порядок общественное хозяйство. Райский предлагает оставить римлян и греков, отживших и уже сделавших свое, и побуждает «превращать обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!». Такие образом, автор показывает читателю человека, стремящегося изменить мир, который видит свою задачу в том, чтобы найти «образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя…».

Далее стоит обратить внимание на Леонтия, не разделяющего взгляды Райского. По мнению Козлова, все образцы, «вся программа общественной и единичной жизни» уже дана человеку в книгах. Стоит учить их жизнь и не допускать прежних ошибок. Леонтий не принимает новую жизнь, не верит в «этих нынешних великих людей...». Таким образом, читатель видит в Козлове консерватора - человека прошлого, не желающего развивать общество и идти вперед.

Два этих примера противопоставлены друг другу. Они показывают, насколько разными у людей могут быть взгляды и жизненные ценности.

Позиция автора ясна. Иван Александрович Гончаров считает, что жизнь – это не пассивное состояние: нужна борьба, слово и дело.

Нельзя не согласиться с позицией автора. Действительно, люди должны ставить перед собой цели, добиваться их, чтобы жизнь имела какой-то смысл. Немало примеров этому можно найти в литературных произведениях. Например, в произведении Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Увидев европейскую жизнь и поняв, чего не хватает его Родине, Чацкий чувствует желание помочь своей России. Несмотря на то, что Александр пытался сделать как лучше, привнести что-то новое, прогрессивные реформы, дворяне, имевшие узкий кругозор и не выезжавшие дальше своих поместий, не принимали и осуждали реформаторов. Общество Фамусовых придерживалось консервативных взглядов, из-за чего и не смогло по достоинству оценить новых идей, предложенных Чацким.

Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в тексте Ивана Александровича Гончарова, и осознают, что у каждого человека есть свои жизненные ценности и убеждения, которые важны именно для него, и которых он и будет придерживаться.
Количество слов - 342

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте! Ваша работа грамотна. Это является её достоинством.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

поднимает проблему жизненных ценностей человека.
Это тема.
Нужно добавить отглагольное сущ.: роли, значения, проявления, определения, формирования...

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Такие образом, автор показывает читателю человека, стремящегося изменить мир, который видит свою задачу в том, чтобы найти «образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя…».
Цитирование перенесите в пример: пояснение — это Ваши слова, анализ.

Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально.

Два этих примера противопоставлены друг другу. Они показывают, насколько разными у людей могут быть взгляды и жизненные ценности.
И насколько? Покажите, в чём именно один пример противопоставлен другому.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Нет микровывода в абзаце с обоснованием собственного мнения. После примера о Чацком и Фамусове вернитесь в проблеме.

Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в тексте Ивана Александровича Гончарова, и осознают, что у каждого человека есть свои жизненные ценности и убеждения, которые важны именно для него, и которых он и будет придерживаться.
Т.е. до чтения текста ЕГЭ не было ценностей? Или не было разума, чтобы осознать ценности?
Вывод нужно переделать: странная фраза, звучащая назидательно-высокомерно: Вы-то точно знаете, какими должны быть ценности у человека, а другие нет, не посвящены в это :)

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

Рекомендация

Общество Фамусовых
Со строчной буквы: фамилия становится нарицательным сущ.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

рвение вперед, стремление улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман и наконец привести в порядок общественное хозяйство.
(13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство...
Нет кавычек — Вы приписываете слова автора себе.
Райский предлагает оставить римлян и греков, отживших и уже сделавших свое, и побуждает «превращать обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!».
ТЧК лишняя
Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в тексте Ивана Александровича Гончарова, и осознают, что у каждого человека есть свои жизненные ценности и убеждения, которые важны именно для него, и которых он и будет придерживаться.
В СПП при однородном подчинение придаточных ЗПТ не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

К10 - Соблюдение речевых норм + 1 балла

Ошибки:

Стоит учить их жизнь
изучать (что?) жизнь
учить (кого? чему?) жизни, уму-разуму

насколько разными у людей могут быть взгляды (на что?)
пропуск слова

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Рекомендация

Несмотря на то, что Александр пытался сделать как лучше
Называйте героев так, как это делает автор — Александр Андреевич.

Общие рекомендации: следует усилить работу над формулировкой проблемы, анализом связи в комментарии, цитированием.  

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку