Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какими качествами должен обладать человек на войне?

  • Текст: М. А. Шолохов. О войне
    (1)Желтые кувшинки плавали в стоячей воде. (2)Пахло тиной и речной сыростью. (3)Раздевшись, Николай выстирал гимнастерку и портянки, сел на песок, обнял руками колени. (4)Лопахин прилег рядом.
    — (5)Мрачноват ты нынче, Николай…
    — (6)А чему же радоваться? Не вижу оснований.
    — (7)Какие еще тебе основания? (8)Живой? (9)Живой. (10)Ну и радуйся. (11)Смотри, денек-то какой выдался! (12)Солнце, речка, кувшинки вон плавают… (13)Красота, да и только! (14)Удивляюсь я тебе: старый ты солдат, почти год воюешь, а всяких переживаний у тебя, как у допризывника. (15)Ты что думаешь: если дали нам духу — так это уже все? (16)Конец света? (17)Войне конец?
    (18)Николай досадливо поморщился, сказал:
    — (19)При чем тут конец войне? (20)Вовсе я этого не думаю, но относиться легкомысленно к тому, что произошло, я не могу. (21)А ты именно так и относишься и делаешь вид, будто ничего особенного не случилось. (22)Для меня ясно, что произошла катастрофа. (23)Размеров этой катастрофы мы с тобой не знаем, но кое о чем можно догадываться. (24)Идем мы пятый день, скоро уже Дон, а потом Сталинград… (25)Разбили наш полк вдребезги. (26)А что с остальными? (27)С армией? (28)Ясное дело, что фронт наш прорван на широком участке. (29)Немцы висят на хвосте, только вчера оторвались от них и все топаем, и, когда упремся, неизвестно. (30)Ведь это же тоска — вот так идти и не знать ничего! (31)А какими глазами провожают нас жители? (32)С ума сойти можно!
    (33)Николай скрипнул зубами и отвернулся. (34)С минуту он молчал, справляясь с охватившим его волнением, потом заговорил уже спокойнее и тише:
    — (35)Ото всего этого душа с телом расстается, а ты проповедуешь — живой, мол, ну и радуйся, солнце, кувшинки плавают… (36)Иди ты к черту со своими кувшинками, мне на них смотреть-то тошно! (37)Ты вроде такого дешевого бодрячка из плохой пьески, ты даже ухитрился вон в медсанбат сходить…
    (38)Лопахин с хрустом потянулся, сказал:
    — (39)Жалко, что ты со мной не пошел. (40)Там, Коля, есть одна такая докторша третьего ранга, что посмотришь на нее — и хоть сразу в бой, чтобы немедленно тебя ранили. (41)Не докторша, а восклицательный знак, ей-богу!
    — (42)Слушай, иди ты к черту!
    — (43)Нет, серьезно! (44)При таких достоинствах женщина, при такой красоте, что просто ужас! (45)Не докторша, а шестиствольный миномет, даже опаснее для нашего брата солдата, не говоря уже про командиров.
    (46)Николай молча, угрюмо смотрел на отражение белого облачка в воде, и тогда Лопахин сдержанно и зло заговорил:
    — (47)А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать, понятно тебе? (48)Бьют нас? (49)Значит, поделом бьют. (50)Воюйте лучше, сукины сыны! (51)Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой. (52)А если не умеете — не обижайтесь, что вам морду в кровь бьют и что жители на вас неласково смотрят. (53)Чего ради они будут нас с хлебом-солью встречать? (54)Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют, и то хорошо. (55)Вот ты, не бодрячок, объясни мне: почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом, а мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? (56)Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? (57)А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, как следует еще не научились и злости настоящей в нас маловато. (58)А вот когда научимся да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, — тогда и повернется немец задом на восток, понятно? (59)Я, например, уже дошел до такого градуса злости, что плюнь на меня — шипеть слюна будет, потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно! (60)А ты и хвост поджал, и слезой облился: «Ах, полк наш разбили! Ах, армию разбили! Ах, прорвались немцы!» (61)Прах его возьми, этого проклятого немца! (62)Прорваться он прорвался, но кто его отсюда выводить будет, когда мы соберемся с силами и ударим? (63)Если уж сейчас отступаем и бьем — то при наступлении вдесятеро больнее бить будем! (64)Худо ли, хорошо ли, но мы отступаем, а им и отступать не придется: не на чем будет! (65)Как только повернутся задом на восток — ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили. (65)Я так думаю, а тебе вот что скажу: при мне ты, пожалуйста, не плачь, все равно слез твоих утирать не буду, у меня руки за войну стали жесткие — не ровен час, еще поцарапаю тебя…
    — (66)Я в утешениях не нуждаюсь, дурень, ты красноречия не трать понапрасну, а лучше скажи, когда же, по-твоему, мы научимся воевать? (67)Когда в Сибири будем? — сказал Николай.
    — (68)В Си-би-ри? — протяжно переспросил Лопахин, часто моргая светлыми глазами. — (69)Нет, дорогой мистер, в эту школу далеко нам ходить учиться. (70)Вот тут научимся, вот в этих самых степях, понятно? (71)А Сибирь давай временно вычеркнем из географии. (72)Вчера мне Сашка — мой второй номер — говорит: «Дойдем до Урала, а там в горах мы с немцем скоро управимся». (73)А я ему говорю: «Если ты, земляная жаба, еще раз мне про Урал скажешь — бронебойного патрона не пожалею, сыму сейчас свой мушкет и прямой наводкой глупую твою башню так и собью с плеч!» (74)Он назад: говорит, пошутил. (75)Отвечаю ему, что и я, мол, пошутил, разве по таким дуракам бронебойными патронами стреляют, да еще из хорошего противотанкового ружья? (76)Ну, на том приятный разговор и покончили.
    (По М. Шолохову*)
    * Михаил Александрович Шолохов (1905−1984) — русский советский писатель, журналист и киносценарист.
25.01.2023 21:08:57
Автор: Вероника Демура

Какими качествами должен обладать человек на войне?  Именно эту проблему ставит перед собой русский советский писатель Михаил Александрович Шолохов.

Рассуждая над проблемой, автор знакомит нас с двумя героями – Николаем и Лопахиным. Два приятеля решили отдохнуть. И пока Лопахин восхищается красотой природы, Николай находится в своих переживаниях и размышлениях. Он не знает когда закончиться война и что будет с армией. У него нет поводов для счастья: «А чему же мне радоваться? Не вижу оснований…». К сожалению, война может очень сильно влиять на человека, менять его и уничтожать все светлые чувства.

Лопахин является антиподом Николая. Даже после кровавых боев и сражений, он не отчаивается и может замечать красоту окружающего мира: «Солнце, речка, кувшинки вон плавают…». А на вопрос Николая о радости, отвечает: «Живой? Живой. Ну и радуйся». Для него война – место, которое может не разрушить всю веру человека, а наоборот, укрепить её.

Два примера противопоставлены друг другу, благодаря этому читатель может увидеть разницу героев. Писатель дает понять, какими качествами должен обладать настоящий воин.

Позиция автора такова: люди, попавшие на войну, должны не терять веру, быть смелыми, храбрыми и целеустремленными.

Я не могу не согласиться с позицией автора. Думаю, чтобы одержать победу человеку нужна сила, упорство и желание побеждать. Для подтверждения своей точки зрения хочу обратиться к произведению Шолохова «Судьба человека», где главный герой – Андрей Соколов во время войны потерял всю свою семью, а вместе с ней – смысл жизни. Но, несмотря на это, ему удалось выжить. Я считаю, что в этом ему помогло желание отомстить противникам за свою судьбу. У главного героя была и смелость, и отвага и желание побеждать.

Таким образом, Михаил Александрович Шолохов показывает, что человек, у которого нет храбрости и упорства может быстро потерять себя на войне. Именно смелые и сильные духом люди способны защитить себя, свою семью и Родину.
Количество слов - 296

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Вероника!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, в формулировке допущена речевая ошибка - слово "собой" использовано неуместно.

Какими качествами должен обладать человек на войне?  Именно эту проблему ставит перед собой русский советский писатель Михаил Александрович Шолохов.
K2 - Комментарий + 2 балла
Комментарий получился "сухим", неглубоким, нет чётких пояснений к примерам. Причина, я думаю, кроется в отсутствие вдумчивого анализа текста, одностороннего подхода, выражающегося формулой "хорошо - плохо", "белое - чёрное".

Пример 1 (отношение к происходящим событиям Николая) в сочинении указан, сделана попытка пояснения.

Пример 2 (отношение к происходящим событиям Лопахина) указан, сделана попытка пояснения.

Взаимосвязь между примерами проанализирована формально и засчитана быть не может.

Два примера противопоставлены друг другу, благодаря этому читатель может увидеть разницу героев. Писатель дает понять, какими качествами должен обладать настоящий воин.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Рассуждая над проблемой, автор знакомит нас с двумя героями – Николаем и Лопахиным. Два приятеля решили отдохнуть.
Неудачный переход к новой мысли.
А на вопрос Николая о радости, отвечает: «Живой? Живой. Ну и радуйся».
Непонятно, что имеется в виду. Что значит вопрос о радости?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Снежен балл по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Он не знает когда закончиться война и что будет с армией.
-Ться, -тся в  глаголах. Что сделает? Правильно: закончится.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Он не знает ЗПТ когда закончиться война и что будет с армией.
Пропущена запятая в СПП.
Даже после кровавых боев и сражений, он не отчаивается и может замечать красоту окружающего мира: «Солнце, речка, кувшинки вон плавают…».
Нет оснований для постановки запятой.
Думаю, чтобы одержать победу ЗПТ человеку нужна сила, упорство и желание побеждать.
Отсутствует запятая в конце придаточного в СПП.
Для подтверждения своей точки зрения хочу обратиться к произведению Шолохова «Судьба человека», где главный герой – Андрей Соколов ТИРЕ во время войны потерял всю свою семью, а вместе с ней – смысл жизни.
Приложение должно быть обособлено с двух сторон.
У главного героя была и смелость, и отвага ЗПТ и желание побеждать.
Пропущена запятая перед повторяющимся союзом "и".
Таким образом, Михаил Александрович Шолохов показывает, что человек, у которого нет храбрости и упорства ЗПТ может быстро потерять себя на войне.
Отсутствует запятая в конце придаточного в СПП.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Рассуждая над проблемой, автор знакомит нас с двумя героями – Николаем и Лопахиным. Два приятеля решили отдохнуть.
Нарушение управления. Рассуждая (о чём?) о проблеме.
Два примера противопоставлены друг другу, благодаря этому читатель может увидеть разницу героев.
Нарушение управления. Разницу между героями.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Именно эту проблему ставит перед собой русский советский писатель Михаил Александрович Шолохов.
Неудачное употребление местоимения "собой".
И пока Лопахин восхищается красотой природы, Николай находится в своих переживаниях и размышлениях.
И снова неудачное употребление местоимения.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над глубиной комментария, анализом связи между примерами, пунктуацией, грамматикой.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку