Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема героизма

  • Текст: В. П. Катаев. О героизме
    (1)Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.
    (3)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (4)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять.
    — (5)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас.
    (6)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.
    — (7)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.
    (9)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (10)Прежде всего, он был не молод. (11)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а, скорее, принадлежал к категории «дедушек». (12)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (13)На фронт он мог не идти. (14)Но в первый же день войны он записался добровольцем.
    (15)Во время Первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
    (19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
    (28)Вместе со своим расчётом он выкатывал пушку на открытую позицию и под градом пуль спокойно, точно и вместе с тем с необыкновенной быстротой бил картечью по немецким цепям или бронебойными снарядами — по немецким танкам. (29)3десь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно ни стояло. (30)3десь требовалось беззаветное мужество. (31)И оно было. (32)Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр.
    (33)В минуту опасности он преображался. (34)В нём загорался холодный огонь ярости. (35)Он не отступал ни на шаг. (36)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (37)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (38)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали.
    (39)Среди людей часто попадаются храбрецы. (40)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (41)Ковалёв был истинный герой.
    (42)Несколько раз командование пыталось выдвинуть Ковалёва на более высокую должность. (43)Но каждый раз Ковалёв просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
    — (44)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другой работой я так хорошо не справлюсь. (45)Уж вы мне поверьте. (46)3а чинами я не гонюсь. (47)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (48)А для командира я уже не гожусь. (49)Стар. (50)Надо молодым давать дорогу. (51)Покорнейше вас прошу.
    (52)В конце концов его оставили в покое. (53)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (54)И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода.
    (55)Всё это было Ване известно, и он с робостью и уважением смотрел на знаменитого Ковалёва.
    (По В. Катаеву*)
    * Валентин Петрович Катаев (1897−1986) — русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, военный корреспондент.


24.01.2023 21:49:01
Автор: Екатерина Сапрыгина

    Какие качества проявляет истинный герой? Над этим вопросом размышляет автор предложенного текста Валентин Петрович Катаев – русский светский писатель, поэт, драматург, журналист, военный корреспондент.
    В качестве примера автор рассказывает историю о Ковалёве, который до начала Первой мировой войны был заведующим большой птицеводческой фермой, а вскоре стал лучшим наводчиком фронта, знатоком своего дела. Однако сначала к нему относились с недоверием, так как «…у него была добродушная, сугубо гражданская внешность». Тем не менее с первого же боя мнение о Ковалёве поменялось, поскольку он сумел проявить себя, как виртуозом. Этот пример показывает, что настоящий герой, прежде всего, обладает мастерством своего дела, решимостью и смелостью, так как главный герой пошёл на войну добровольцем.  
    Кроме того, В.П. Катаев описывает главного героя во время боя. Ковалёв не отступал ни на шаг, стрелял до последнего патрона. К тому же, когда все запасы заканчивались, главный герой «подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и <…> кидал их одну за другой…». Благодаря этому мы понимаем, что настоящий герой обладает такими человеческими качествами, как мужество, сила духа и отвага.
    Оба примера дополняют друг друга, показывая, что настоящий герой обладает силой духа, а, кроме того, готов защищать Родину в любое время.
    Позиция автора такова: истинный герой не гонится за чинами, а, наоборот, стремится сделать все возможное, даже пожертвовать собственной жизнью ради благополучие других людей. Такого человека всегда будут уважать и помнить.
    Я согласна с мнением автора, потому что действительно настоящий герой является в первую очередь патриотом, а также обладает такими нравственными качествами, как бескорыстие, великодушие, милосердие и так далее. Нельзя не вспомнить главного героя рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов до войны был обычным человеком, однако в один день все изменилось. Он пошел добровольцем в армию, где пережил ранения, плен, концлагерь. Но главный герой остался человеком, остался верен своей стране, особенно это показывает в тот момент, когда немцы предложили выпить за победу Германии, а Соколов отказался. Кроме того, Андрей нашёл в себе силы усыновить мальчика – сироту. Все это доказывает, что главный герой рассказа - настоящий герой, который обладает мужеством, смелостью, отвагой и многими другими человеческими качествами.
    Таким образом, мы можем сделать вывод, что настоящий герой проявляет многие нравственные качества, как, например, мужество, сила духа, отзывчивость, но, кроме того, не стремится получить какое-то звание, а, напротив, готов пожертвовать чем-то ради счастья людей.  
Количество слов - 378

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Екатерина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована формально.
Связь — детализация: сначала автор показывает мирную внешность героя и говорит о смелости и решительности в бою, потом продолжает мысль уточнять — даются подробности боя.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения — 0 баллов

Ошибки:

Благодаря этому мы понимаем, что настоящий герой обладает такими человеческими качествами, как мужество, сила духа и отвага.
    Оба примера дополняют друг друга, показывая, что настоящий герой обладает силой духа, а, кроме того, готов защищать Родину в любое время.
Анализ связи дублирует пояснение 2.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что настоящий герой проявляет многие нравственные качества, как, например, мужество, сила духа, отзывчивость, но, кроме того, не стремится получить какое-то звание, а, напротив, готов пожертвовать чем-то ради счастья людей.  
Вывод дублирует пояснение 2, ПА и микровывод в обосновании собственной позиции.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Но главный герой остался человеком, остался верен своей стране, особенно это показывает в тот момент, когда немцы предложили выпить за победу Германии, а Соколов отказался. Кроме того, Андрей нашёл в себе силы усыновить мальчика – сироту.
Перегруженное предложение: его смысл трудно воспринимать. Разделите на части.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

ради благополучие других людей.
ради благополучиЯ

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

он сумел проявить себя, как виртуозом.
ЗПТ лишняя: как = в качестве
настоящий герой, прежде всего, обладает мастерством своего дела
Это не вводное словосочетание — ЗПТ лишние.
настоящий герой проявляет многие нравственные качества, как, например, мужество, сила духа, отзывчивость
Если слова «как например» выступают перед перечислением (между обобщающим словом и рядом однородных членов), то перед ними ставится запятая, а после них – двоеточие.

К9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

он сумел проявить себя, как виртуозом.
проявить себя как виртуоз
Но главный герой остался человеком, остался верен своей стране, особенно это показывает в тот момент, когда немцы предложили выпить за победу Германии, а Соколов отказался. Кроме того, Андрей нашёл в себе силы усыновить мальчика – сироту.
показано В тот момент
показывает тот момент

K10 - Соблюдение речевых норм – 0 баллов

Ошибки:

Над этим вопросом размышляет автор предложенного текста Валентин Петрович Катаев – русский светский писатель, поэт, драматург, журналист, военный корреспондент.
    В качестве примера автор рассказывает историю о Ковалёве
Повтор
настоящий герой, прежде всего, обладает мастерством своего дела
Лексическая несочетаемость
Обладать мастерством, владеть своим делом, выполнять дело мастерски
Этот пример показывает, что настоящий герой, прежде всего, обладает мастерством своего дела, решимостью и смелостью, так как главный герой пошёл на войну добровольцем.  
Повтор
Кроме того, В.П. Катаев описывает главного героя во время боя. Ковалёв не отступал ни на шаг, стрелял до последнего патрона. К тому же, когда все запасы заканчивались, главный герой «подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и <…> кидал их одну за другой…». Благодаря этому мы понимаем, что настоящий герой обладает такими человеческими качествами, как мужество, сила духа и отвага.
Повтор

Над этим вопросом размышляет автор предложенного текста Валентин Петрович Катаев – русский светский писатель, поэт, драматург, журналист, военный корреспондент.
Вы имели в виду советский писатель?

поэт, драматург — каким образом эти характеристики В. П. Катаева работают в тексте Вашего сочинения?

Шероховатости стиля

обладает такими нравственными качествами, как бескорыстие, великодушие, милосердие и так далее.
Не нужно использовать в сочинении это сочетание.
обладает мужеством, смелостью, отвагой и многими другими человеческими качествами.
Лишние слова
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над речью (точностью словоупотребления и разнообразием разговорных конструкций).

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку