Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема проявления милосердия на войне

  • Текст: Ю. В. Бондарев. О войне
    — (1)Вчера в лесу обстреляли штабную машину, — вполголоса сказал Никитин, взглянув на Княжко. — (2)Сообщил патруль.
    — (3)Вчера? (4)Обстреляли? — подхватил Гранатуров. — (5)Ну-ка, Княжко, вопрос щенку! (6)Они стреляли?
    (7)«Неужели вот такие молокососы устроили засаду в лесу? — подумал Никитин, пытаясь соотнести обстрел машины с видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа. — (8)Просто не верится».
    — (9)Что там этот хмырь мокроносый мычит? — угрожающе спросил Гранатуров, не снимая руку с кобуры. — (10)Если не ответил, повторить вопрос, еще повторить, Княжко! (11)Вчера стрелял, а сегодня в разведку пошёл? (12)Пусть ответит!
    (13)Княжко задал вопрос и с подчёркнутой сухостью перевёл:
    — (14)Он сказал, что вчера не был в лесу, а был в городе, у сестры. (15)Кроме того, ефрейтор каждую ночь выбирает новое место ночёвки. (16)За разглашение тайны — расстрел.
    (17)Гранатуров, расставив ноги, медленно покачивался с носков на каблуки, скулы его заметно теряли смуглоту, приобретали серый оттенок.
    — (18)Значит... (19)Отказывается говорить? (20)Так я понял, Княжко? — сниженным до подземного рокота басом выговорил Гранатуров, зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, и он дико тряхнул головой в сторону двери. — (21)А ну-ка выйдите все, только братца немочки оставьте! (22)Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! (23)Он у меня шёлковым станет!
    (24)Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова в Смоленске (отец его, кажется, был директором школы, мать — учительницей), о чем сам он мало говорил, и, подумав об этом, тут же увидел сплошной оскал зубов на посеревшем лице комбата, увидел, как напряглись слоновьей силой его плечи и чугунной гирей дрогнул и повис вдоль тела пудовый кулак. (25)Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека. (26)Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина; зараза насилия полыхнувшим пламенем внезапно прошла от него к Гранатурову, как проходит безумие по толпе, опьянённой жаждой мщения при встрече человеческого существа, вовсе не сильного, растерянного, несущего в себе понятие врага.
    (27)Это не понял, а инстинктивно почувствовал Никитин, и в ту же секунду пронзительный взвизг немки прорезал тишину комнаты — она кинулась к Курту, догадываясь, что должно было произойти сейчас, вцепилась в шею брата и, наклоняя его маленькую голову к своему лицу, повторяла одно и то же с мольбой:
    — (28)Kurt, Kurt, Kurt!.. (29)Antworte!..
    — (30)Меженин! — заревел Гранатуров, надвигаясь на Курта. — (31)Убери её! (32)Выйдите все! (33)Я поговорю с ним! (34)И этот слюнявый скорпион стрелял в нас?
    (35)Меженин плюнул на ладони, растер, будто бы дрова рубить собрался, обеими руками схватил немку за плечи, рванул, оторвал её от Курта, и тотчас же неузнаваемый, накалённый голос Княжко хлестнул зазвеневшим выстрелом:
    — (36)Назад!..
    (37)И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
    — (38)Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! (39)Вам ясно, комбат?
    — (40)Меженин! (41)Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. — (42)Чтоб вашего духа здесь не было!
    (43)Меженин перевел задымлённые бешенством глаза на Никитина, затем, по обыкновению смежив ресницы, для чего-то потирая жёстко ладонь о ладонь, прохрипел Гранатурову: «Немчишки им, оказывается, дороже, а?» — и, переваливаясь, двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе.
    (По Ю. Бондареву*)
    * Юрий Васильевич Бондарев (1924−2020) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.


24.01.2023 15:43:30
Автор: Глеб Никитин

         Нужно ли проявлять милосердие к врагу на войне? Размышляя над поставленной проблемой обращусь к тексту русского писателя, сценариста Юрия Васильевича Бондарева.
        Рассказывая о допросе двух немцев, автор приводит несколько примеров. Во-первых, когда Гранатуров хочет допросить брата немочки, он вспоминает, что делали фрицы с его родными: “Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали!”. Писатель подчеркивает, что прошлое сохранилось в головах людей и хоть эти люди не относились плохо к близким Гранатурова их сородичи делали обратное. Этот пример показывает, что не все могут забыть, как жестоко относились к их близким и из-за этого не могут проявлять милосердие к врагу.
        Во-вторых, Ю.В. Бондарев акцентирует внимание на том, как Княжко защищает двух немцев: “Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых!”. Поступок героя показывает, что он милосердный человек и может проявлять человечность, даже к врагам. Этот пример указывает, что не все люди будут винить ни в чем непричастных людей за ошибки их соотечественников.
        Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают, что нужно сохранять человечность и не поддаваться эмоциям в любых ситуациях.
        Позиция автора не выделена в тексте явно, но мы, понимаем, что война – это место, где царит жестокость и бесчеловечность, только если человек следует нравственным принципам, он может проявлять гуманность.
       Я согласен с мнением автора, но всё же считаю, что нужно сохранить человеческий облик и не поддаваться чувству мести, ведь оно несет хаос и страдания всем. Для меня примером стало произведение русского писателя Михаила Шолохова “Судьба человека”. Когда Мюллер позвал главного героя для того, чтобы выпить за победу немцев и его погибель, Андрей проявил силу характера и смелость, тем самым удивив врага, из-за чего пощадили и дали буханку хлеба. Этот пример так же заставляет задуматься о проявление милосердия.
       Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждая сторона конфликта держит злость на соперника и поэтому проявление человечности в это тяжелое время выбор каждого.
Количество слов - 319

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Глеб! Вы знакомы со структурой сочинения. Оно написано самостоятельно.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно.

Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают, что нужно сохранять человечность и не поддаваться эмоциям в любых ситуациях.
Связь — противопоставление.
В анализе связи Вы объясняете значение только второго примера.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.
ПА — ответ на проблемный вопрос.

ПВ Нужно ли проявлять милосердие к врагу на войне?
ПА война – это место, где царит жестокость и бесчеловечность, только если человек следует нравственным принципам, он может проявлять гуманность.
Нарушена логика. Нужно переформулировать или проблему, или ПА, чтобы восстановить вопросно-ответную связь.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла

Ошибки:

Во-первых, когда Гранатуров хочет допросить брата немочки, он вспоминает, что делали фрицы с его родными: “Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали!”.
Кто это? Героя надо ввести.
Я согласен с мнением автора, но всё же считаю
Но – словесный маркер противопоставления. Так Вы согласны или не согласны?
Когда Мюллер позвал главного героя для того, чтобы выпить за победу немцев и его погибель, Андрей проявил силу характера и смелость, тем самым удивив врага, из-за чего пощадили и дали буханку хлеба.
Кто такие Мюллер и Андрей? Героев надо «ввести» хотя бы в одним предложением сжатого пересказа.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10

Позиция автора не выделена в тексте явно, но мы, понимаем, что война – это место, где царит жестокость и бесчеловечность, ТЧК только если человек следует нравственным принципам, он может проявлять гуманность.
Перегруженные конструкции мешают пониманию смысла написанного. Разделите предложение на части.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

задуматься о проявление милосердия.
проявлениИ

ни в чем непричастных людей
усиление отрицания — пишется с НЕ раздельно

K8 - Соблюдение пунктуационных норм – 0 баллов

Ошибки:

Размышляя над поставленной проблемой ЗПТ обращусь к тексту русского писателя, сценариста Юрия Васильевича Бондарева.
ЗПТ при ДО
Во-первых, когда Гранатуров хочет допросить брата немочки, он вспоминает, что делали фрицы с его родными: “Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали!”.

Во-вторых, Ю.В. Бондарев акцентирует внимание на том, как Княжко защищает двух немцев: “Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых!”.
ТЧК лишняя: невозможное сочетание знаков.
Писатель подчеркивает, что прошлое сохранилось в головах людей ЗПТ и хоть ЗПТ эти люди не относились плохо к близким Гранатурова ЗПТ их сородичи делали обратное.
Не выделены границы простых предложений внутри сложного.
Этот пример показывает, что не все могут забыть, как жестоко относились к их близким ЗПТ и из-за этого не могут проявлять милосердие к врагу.
Граница придаточной части в СПП обособляется.
Поступок героя показывает, что он милосердный человек и может проявлять человечность, даже к врагам.
Лишняя ЗПТ
но мы, понимаем, что война
Лишние ЗПТ
Для меня примером ЧЕГО? стало произведение русского писателя Михаила Шолохова “Судьба человека”.
пропуск слова
Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждая сторона конфликта держит злость на соперника ЗПТ и поэтому проявление человечности в это тяжелое время ТИРЕ выбор каждого.
ЗПТ в СП
Тире между подлежащим и сказуемым в ПП

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм – 0 баллов

Ошибки:

Во-первых, когда Гранатуров хочет допросить брата немочки, он вспоминает, что делали фрицы с его родными: “Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали!”.
Повтор слова
Писатель подчеркивает, что прошлое сохранилось в головах людей и хоть эти люди не относились плохо к близким Гранатурова их сородичи делали обратное.
1. прошлое сохранилось в головах — прошлое не забылось

2. повтор формы слова люди

3. нарушение стиля
СОРОДИЧ -а; м. 1. Член одного с кем-л. рода в родовом обществе. Имущество умерших переходило к остальным сородичам. // Разг. = Родственник. На юбилей собрались все сородичи. / О животных, растениях одного вида.
Этот пример указывает, что не все люди будут винить ни в чем непричастных людей за ошибки их соотечественников.
        Эти примеры дополняют друг друга.
Повтор
люди будут винить ни в чем непричастных людей
ни в чём не повинных

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Замечание:

Размышляя над поставленной проблемой ЗПТ обращусь к тексту русского писателя, сценариста Юрия Васильевича Бондарева.
Лишнее: В данном случае Ю. В. Бондарев не выступает в роли сценариста. Он только писатель.

Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой изложения, связью примеров в комментарии.
Обратите внимание на мои замечания по пунктуации (границы простых предложений в составе сложных, лишние запятые) и речи.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку