Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема проявления милосердия на войне

  • Текст: Ю. В. Бондарев. О войне
    — (1)Вчера в лесу обстреляли штабную машину, — вполголоса сказал Никитин, взглянув на Княжко. — (2)Сообщил патруль.
    — (3)Вчера? (4)Обстреляли? — подхватил Гранатуров. — (5)Ну-ка, Княжко, вопрос щенку! (6)Они стреляли?
    (7)«Неужели вот такие молокососы устроили засаду в лесу? — подумал Никитин, пытаясь соотнести обстрел машины с видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа. — (8)Просто не верится».
    — (9)Что там этот хмырь мокроносый мычит? — угрожающе спросил Гранатуров, не снимая руку с кобуры. — (10)Если не ответил, повторить вопрос, еще повторить, Княжко! (11)Вчера стрелял, а сегодня в разведку пошёл? (12)Пусть ответит!
    (13)Княжко задал вопрос и с подчёркнутой сухостью перевёл:
    — (14)Он сказал, что вчера не был в лесу, а был в городе, у сестры. (15)Кроме того, ефрейтор каждую ночь выбирает новое место ночёвки. (16)За разглашение тайны — расстрел.
    (17)Гранатуров, расставив ноги, медленно покачивался с носков на каблуки, скулы его заметно теряли смуглоту, приобретали серый оттенок.
    — (18)Значит... (19)Отказывается говорить? (20)Так я понял, Княжко? — сниженным до подземного рокота басом выговорил Гранатуров, зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, и он дико тряхнул головой в сторону двери. — (21)А ну-ка выйдите все, только братца немочки оставьте! (22)Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! (23)Он у меня шёлковым станет!
    (24)Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова в Смоленске (отец его, кажется, был директором школы, мать — учительницей), о чем сам он мало говорил, и, подумав об этом, тут же увидел сплошной оскал зубов на посеревшем лице комбата, увидел, как напряглись слоновьей силой его плечи и чугунной гирей дрогнул и повис вдоль тела пудовый кулак. (25)Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека. (26)Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина; зараза насилия полыхнувшим пламенем внезапно прошла от него к Гранатурову, как проходит безумие по толпе, опьянённой жаждой мщения при встрече человеческого существа, вовсе не сильного, растерянного, несущего в себе понятие врага.
    (27)Это не понял, а инстинктивно почувствовал Никитин, и в ту же секунду пронзительный взвизг немки прорезал тишину комнаты — она кинулась к Курту, догадываясь, что должно было произойти сейчас, вцепилась в шею брата и, наклоняя его маленькую голову к своему лицу, повторяла одно и то же с мольбой:
    — (28)Kurt, Kurt, Kurt!.. (29)Antworte!..
    — (30)Меженин! — заревел Гранатуров, надвигаясь на Курта. — (31)Убери её! (32)Выйдите все! (33)Я поговорю с ним! (34)И этот слюнявый скорпион стрелял в нас?
    (35)Меженин плюнул на ладони, растер, будто бы дрова рубить собрался, обеими руками схватил немку за плечи, рванул, оторвал её от Курта, и тотчас же неузнаваемый, накалённый голос Княжко хлестнул зазвеневшим выстрелом:
    — (36)Назад!..
    (37)И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
    — (38)Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! (39)Вам ясно, комбат?
    — (40)Меженин! (41)Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. — (42)Чтоб вашего духа здесь не было!
    (43)Меженин перевел задымлённые бешенством глаза на Никитина, затем, по обыкновению смежив ресницы, для чего-то потирая жёстко ладонь о ладонь, прохрипел Гранатурову: «Немчишки им, оказывается, дороже, а?» — и, переваливаясь, двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе.
    (По Ю. Бондареву*)
    * Юрий Васильевич Бондарев (1924−2020) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.


24.01.2023 15:43:30
Автор: Глеб Никитин

         Нужно ли проявлять милосердие к врагу на войне? Размышляя над поставленной проблемой обращусь к тексту русского писателя, сценариста Юрия Васильевича Бондарева.
        Рассказывая о допросе двух немцев, автор приводит несколько примеров. Во-первых, когда Гранатуров хочет допросить брата немочки, он вспоминает, что делали фрицы с его родными: “Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали!”. Писатель подчеркивает, что прошлое сохранилось в головах людей и хоть эти люди не относились плохо к близким Гранатурова их сородичи делали обратное. Этот пример показывает, что не все могут забыть, как жестоко относились к их близким и из-за этого не могут проявлять милосердие к врагу.
        Во-вторых, Ю.В. Бондарев акцентирует внимание на том, как Княжко защищает двух немцев: “Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых!”. Поступок героя показывает, что он милосердный человек и может проявлять человечность, даже к врагам. Этот пример указывает, что не все люди будут винить ни в чем непричастных людей за ошибки их соотечественников.
        Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают, что нужно сохранять человечность и не поддаваться эмоциям в любых ситуациях.
        Позиция автора не выделена в тексте явно, но мы, понимаем, что война – это место, где царит жестокость и бесчеловечность, только если человек следует нравственным принципам, он может проявлять гуманность.
       Я согласен с мнением автора, но всё же считаю, что нужно сохранить человеческий облик и не поддаваться чувству мести, ведь оно несет хаос и страдания всем. Для меня примером стало произведение русского писателя Михаила Шолохова “Судьба человека”. Когда Мюллер позвал главного героя для того, чтобы выпить за победу немцев и его погибель, Андрей проявил силу характера и смелость, тем самым удивив врага, из-за чего пощадили и дали буханку хлеба. Этот пример так же заставляет задуматься о проявление милосердия.
       Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждая сторона конфликта держит злость на соперника и поэтому проявление человечности в это тяжелое время выбор каждого.
Количество слов - 319

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Глеб! Вы знакомы со структурой сочинения. Оно написано самостоятельно.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно.

Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают, что нужно сохранять человечность и не поддаваться эмоциям в любых ситуациях.
Связь — противопоставление.
В анализе связи Вы объясняете значение только второго примера.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.
ПА — ответ на проблемный вопрос.

ПВ Нужно ли проявлять милосердие к врагу на войне?
ПА война – это место, где царит жестокость и бесчеловечность, только если человек следует нравственным принципам, он может проявлять гуманность.
Нарушена логика. Нужно переформулировать или проблему, или ПА, чтобы восстановить вопросно-ответную связь.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла

Ошибки:

Во-первых, когда Гранатуров хочет допросить брата немочки, он вспоминает, что делали фрицы с его родными: “Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали!”.
Кто это? Героя надо ввести.
Я согласен с мнением автора, но всё же считаю
Но – словесный маркер противопоставления. Так Вы согласны или не согласны?
Когда Мюллер позвал главного героя для того, чтобы выпить за победу немцев и его погибель, Андрей проявил силу характера и смелость, тем самым удивив врага, из-за чего пощадили и дали буханку хлеба.
Кто такие Мюллер и Андрей? Героев надо «ввести» хотя бы в одним предложением сжатого пересказа.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10

Позиция автора не выделена в тексте явно, но мы, понимаем, что война – это место, где царит жестокость и бесчеловечность, ТЧК только если человек следует нравственным принципам, он может проявлять гуманность.
Перегруженные конструкции мешают пониманию смысла написанного. Разделите предложение на части.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

задуматься о проявление милосердия.
проявлениИ

ни в чем непричастных людей
усиление отрицания — пишется с НЕ раздельно

K8 - Соблюдение пунктуационных норм – 0 баллов

Ошибки:

Размышляя над поставленной проблемой ЗПТ обращусь к тексту русского писателя, сценариста Юрия Васильевича Бондарева.
ЗПТ при ДО
Во-первых, когда Гранатуров хочет допросить брата немочки, он вспоминает, что делали фрицы с его родными: “Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали!”.

Во-вторых, Ю.В. Бондарев акцентирует внимание на том, как Княжко защищает двух немцев: “Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых!”.
ТЧК лишняя: невозможное сочетание знаков.
Писатель подчеркивает, что прошлое сохранилось в головах людей ЗПТ и хоть ЗПТ эти люди не относились плохо к близким Гранатурова ЗПТ их сородичи делали обратное.
Не выделены границы простых предложений внутри сложного.
Этот пример показывает, что не все могут забыть, как жестоко относились к их близким ЗПТ и из-за этого не могут проявлять милосердие к врагу.
Граница придаточной части в СПП обособляется.
Поступок героя показывает, что он милосердный человек и может проявлять человечность, даже к врагам.
Лишняя ЗПТ
но мы, понимаем, что война
Лишние ЗПТ
Для меня примером ЧЕГО? стало произведение русского писателя Михаила Шолохова “Судьба человека”.
пропуск слова
Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждая сторона конфликта держит злость на соперника ЗПТ и поэтому проявление человечности в это тяжелое время ТИРЕ выбор каждого.
ЗПТ в СП
Тире между подлежащим и сказуемым в ПП

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм – 0 баллов

Ошибки:

Во-первых, когда Гранатуров хочет допросить брата немочки, он вспоминает, что делали фрицы с его родными: “Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали!”.
Повтор слова
Писатель подчеркивает, что прошлое сохранилось в головах людей и хоть эти люди не относились плохо к близким Гранатурова их сородичи делали обратное.
1. прошлое сохранилось в головах — прошлое не забылось

2. повтор формы слова люди

3. нарушение стиля
СОРОДИЧ -а; м. 1. Член одного с кем-л. рода в родовом обществе. Имущество умерших переходило к остальным сородичам. // Разг. = Родственник. На юбилей собрались все сородичи. / О животных, растениях одного вида.
Этот пример указывает, что не все люди будут винить ни в чем непричастных людей за ошибки их соотечественников.
        Эти примеры дополняют друг друга.
Повтор
люди будут винить ни в чем непричастных людей
ни в чём не повинных

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Замечание:

Размышляя над поставленной проблемой ЗПТ обращусь к тексту русского писателя, сценариста Юрия Васильевича Бондарева.
Лишнее: В данном случае Ю. В. Бондарев не выступает в роли сценариста. Он только писатель.

Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой изложения, связью примеров в комментарии.
Обратите внимание на мои замечания по пунктуации (границы простых предложений в составе сложных, лишние запятые) и речи.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку