Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема героизма

  • Текст: В. П. Катаев. О героизме
    (1)Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.
    (3)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (4)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять.
    — (5)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас.
    (6)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.
    — (7)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.
    (9)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (10)Прежде всего, он был не молод. (11)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а, скорее, принадлежал к категории «дедушек». (12)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (13)На фронт он мог не идти. (14)Но в первый же день войны он записался добровольцем.
    (15)Во время Первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
    (19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
    (28)Вместе со своим расчётом он выкатывал пушку на открытую позицию и под градом пуль спокойно, точно и вместе с тем с необыкновенной быстротой бил картечью по немецким цепям или бронебойными снарядами — по немецким танкам. (29)3десь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно ни стояло. (30)3десь требовалось беззаветное мужество. (31)И оно было. (32)Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр.
    (33)В минуту опасности он преображался. (34)В нём загорался холодный огонь ярости. (35)Он не отступал ни на шаг. (36)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (37)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (38)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали.
    (39)Среди людей часто попадаются храбрецы. (40)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (41)Ковалёв был истинный герой.
    (42)Несколько раз командование пыталось выдвинуть Ковалёва на более высокую должность. (43)Но каждый раз Ковалёв просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
    — (44)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другой работой я так хорошо не справлюсь. (45)Уж вы мне поверьте. (46)3а чинами я не гонюсь. (47)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (48)А для командира я уже не гожусь. (49)Стар. (50)Надо молодым давать дорогу. (51)Покорнейше вас прошу.
    (52)В конце концов его оставили в покое. (53)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (54)И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода.
    (55)Всё это было Ване известно, и он с робостью и уважением смотрел на знаменитого Ковалёва.
    (По В. Катаеву*)
    * Валентин Петрович Катаев (1897−1986) — русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, военный корреспондент.


22.01.2023 21:56:46
Автор: Мария Уткина

Какого человека можно назвать героем? Над этим вопросом размышляет В. П. Катаев в тексте "О героизме".
Выдающийся наводчик Ковалёв до войны был заведующим большой птицеводческой фермой и на фронт мог не идти, но в первый же день войны записался добровольцем. Это говорит о том, что встать на защиту своей Родины он стремился по собственному желанию, а не принудительно, проявил патриотизм. Поступок Ковалёва достоин уважения.
В минуту опасности наводчик не отступал ни на шаг. Он стрелял из своего орудия до последнего патрона, кидал одну за другой гранаты, пока немцы не отступали. Это свидетельствует о его храбрости, способности не отступать перед лицом опасности. Только человек, искренне желающий защитить свою Родину, будет самоотверженно за неё сражаться.
Второй пример дополняет первый, усиливает впечатления читателя. Героем может считаться человек, не только желавший принять участие в военной операции, но и показавший себя смелым солдатом.
Авторская позиция видна достаточно чётко: храбрость и бескорыстное стремление отстоять свою родную землю могут сделать человека настоящим героем.
Я согласна с мнением В. П. Катаева. Истинный герой не будет сражаться на войне за Родину ради чего-то, не станет защищать её честь в поисках выгоды. Например, в повести В. Быкова "Сотников" партизан Сотников до конца оставался верен своей родной земле и, выдержав даже пытки немцев, так и не выдал информацию о товарищах. Он терпел мучения, не ожидая взамен похвалы или восхищения, и поэтому поступил героически.
Таким образом, героем можно назвать обладающего силой духа и отвагой человека, мотивы поступков которого чисты и искренны.
Количество слов - 239

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Мария!

Вам удалось написать довольно грамотное сочинение, показывающее, что основные требования, которые предъявляются к сочинению ЕГЭ по русскому языку, вам знакомы. Но есть вопросы к комментарию, последовательности изложения мыслей, речевому оформлению. Ошибок немного, но работу назвать безупречной нельзя.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

Хочу обратить внимание, что неправильно указывать в сочинении название текста.

Какого человека можно назвать героем? Над этим вопросом размышляет В. П. Катаев в тексте "О героизме".
Кроме того, желательно указать какую-то информацию об авторе. Она дана после текста.
Например:
Какого человека можно назвать героем? Над этим вопросом размышляет В.П. Катаев, известный русский советский писатель.

K2 - Комментарий + 2 балла

На мой взгляд, у вас в комментарии представлен один пример.  Несмотря на то что вы немало написали о главном герое, много осталось как будто недосказанным. Отсутствие связок, переходов делает комментарий куцым, неубедительным. Меня не покидало ощущение некоторой "топорности": вы как будто "вырубаете" из текста примеры, упуская при этом важные детали, не используя богатый потенциал текста В. Катаева.

Это говорит о том, что встать на защиту своей Родины он стремился по собственному желанию, а не принудительно, проявил патриотизм.
Логичнее в пояснении использовать настоящее время, а не прошедшее.

Попытка анализа связи между примерами сделана, но анализ, на мой взгляд, сделан поверхностно. Хочется ещё обратить внимание на неуместность употребления прошедшего времени. К сожалению, за анализ не будет выставлен балл, так так засчитан только один пример.

Второй пример дополняет первый, усиливает впечатления читателя. Героем может считаться человек, не только желавший принять участие в военной операции, но и показавший себя смелым солдатом.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Выдающийся наводчик Ковалёв до войны был заведующим большой птицеводческой фермой и на фронт мог не идти, но в первый же день войны записался добровольцем.
Нет никакого "мостика" в комментарии. Должны быть какие-то речевые конструкции, которые логично вводят примеры-иллюстрации в композицию сочинения.
Какого человека можно назвать героем? Над этим вопросом размышляет В. П. Катаев в тексте "О героизме".
Авторская позиция видна достаточно чётко: храбрость и бескорыстное стремление отстоять свою родную землю могут сделать человека настоящим героем.
Есть логический перекос между проблемой и позицией автора. Проблема и ПА должны соотноситься как вопросно-ответное единство.
Если бы в формулировке позиции автора у вас было бы сказано примерно так:
Храброго и бескорыстного человека, способного всем сердцем любить своё Отечество, можно назвать настоящим героем, то тогда можно было горить о прямом ответе на вопрос, прозвучавшем в проблеме.
В вашем случае в ПА даётся ответ на другой вопрос.
Что делает человека настоящим героем?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Авторская позиция видна достаточно чётко: храбрость и бескорыстное стремление отстоять свою родную землю могут сделать человека настоящим героем.
Неудачная сочетаемость. Лучше: обозначена, выражена и т.д.
Выдающийся наводчик Ковалёв до войны был заведующим большой птицеводческой фермой и на фронт мог не идти, но в первый же день войны записался добровольцем. Это говорит о том, что встать на защиту своей Родины он стремился по собственному желанию, а не принудительно, проявил патриотизм. Поступок Ковалёва достоин уважения.
В минуту опасности наводчик не отступал ни на шаг. Он стрелял из своего орудия до последнего патрона, кидал одну за другой гранаты, пока немцы не отступали. Это свидетельствует о его храбрости, способности не отступать перед лицом опасности. Только человек, искренне желающий защитить свою Родину, будет самоотверженно за неё сражаться.
Есть тенденция к единообразию.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Это говорит о том, что встать на защиту своей Родины он стремился по собственному желанию, а не принудительно, проявил патриотизм.
Лучше: а не по принуждению.

Истинный герой не будет сражаться на войне за Родину ради чего-то, не станет защищать её честь в поисках выгоды.
Неудачное речевое оформление.
Например, в повести В. Быкова "Сотников" партизан Сотников до конца оставался верен своей родной земле и, выдержав даже пытки немцев, так и не выдал информацию о товарищах.
Лексическая несочетаемость. Правильно: не выдал товарищей.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Героем может считаться человек, не только желавший принять участие в военной операции, но и показавший себя смелым солдатом.
Фактическая неточность. Слово "операция", на мой взгляд, неорганично по отношению к Великой Отечественной войне. Это тот самый историко-культурологический аспект, который очень важен и на ЕГЭ по русскому языку.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, речевым оформлением,

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку