Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема героизма

  • Текст: В. П. Катаев. О героизме
    (1)Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.
    (3)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (4)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять.
    — (5)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас.
    (6)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.
    — (7)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.
    (9)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (10)Прежде всего, он был не молод. (11)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а, скорее, принадлежал к категории «дедушек». (12)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (13)На фронт он мог не идти. (14)Но в первый же день войны он записался добровольцем.
    (15)Во время Первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
    (19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
    (28)Вместе со своим расчётом он выкатывал пушку на открытую позицию и под градом пуль спокойно, точно и вместе с тем с необыкновенной быстротой бил картечью по немецким цепям или бронебойными снарядами — по немецким танкам. (29)3десь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно ни стояло. (30)3десь требовалось беззаветное мужество. (31)И оно было. (32)Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр.
    (33)В минуту опасности он преображался. (34)В нём загорался холодный огонь ярости. (35)Он не отступал ни на шаг. (36)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (37)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (38)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали.
    (39)Среди людей часто попадаются храбрецы. (40)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (41)Ковалёв был истинный герой.
    (42)Несколько раз командование пыталось выдвинуть Ковалёва на более высокую должность. (43)Но каждый раз Ковалёв просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
    — (44)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другой работой я так хорошо не справлюсь. (45)Уж вы мне поверьте. (46)3а чинами я не гонюсь. (47)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (48)А для командира я уже не гожусь. (49)Стар. (50)Надо молодым давать дорогу. (51)Покорнейше вас прошу.
    (52)В конце концов его оставили в покое. (53)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (54)И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода.
    (55)Всё это было Ване известно, и он с робостью и уважением смотрел на знаменитого Ковалёва.
    (По В. Катаеву*)
    * Валентин Петрович Катаев (1897−1986) — русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, военный корреспондент.


19.01.2023 02:01:42
Автор: Маргарита Колк

Кого можно назвать настоящим героем? Над этой вечной проблемой размышляет В. П. Катаев.
    Автор пишет о событиях, происходящих во время военных действий. Наводчик Ковалев, который до войны был заведующим птицеводческой фермой, был настоящим мастером своего дела. Герой мог не идти на фронт, но, вопреки всему, в первый же день ушел добровольцем, хотя был уже довольно стар: «… он был уже не “дяденька”, а скорее, принадлежал к категории “дедушка”».  Таким образом, автор показывает, что человек, который страстно действительно любит свою Родину, готов защищать свою землю осознанно. Становиться уже не храбрецом, а героем.
   Более того, Ковалев был гениальным наводчиком. Даже в самые опасные минуты боя он не покидал своих позиций и продолжал воевать, пока «…немцы не отступали». Он несколько раз отказывался от повышения, так как понимал, что наводчик – это его призвание. Таким образом, люди,  которые всей душой любят свое дело и посвящают ему свою жизнь, способны добиться больших успехов и, благодаря этому, совершать выдающиеся поступки.
   Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают то, чего может добиться человек, который по-настоящему предан своей Родине и своему делу. Ведь тот, кто уверен в своих навыках и умениях способен проявить себя в бою. Катаев демонстрируют, кто такой настоящий герой.
   Так автор приводит нас к следующему выводу:  только сильная любовь к Родине и желание защитить ее может сделать из обычного человека героя, который стремится помочь в минуты большой опасности.
   Я согласна с позицией Катаевой, ведь только преданность своей стране и патриотизм присущи героям военных операций. Например, в романе-эпопее Толстого «Война и мир»  князь Андрей Болконский проявил себя в битве при Аустерлице и готов был пожертвовать своей жизнью. Данный пример показывает то, насколько люди способны проявлять героизм.
   Таким образом, мы убедились, что героем можно назвать сильного духом  человека, который добровольно идет на фронт ради того, чтобы помочь своему государству в трудную минуту. Он готов отдать жизнь за свою Родину.

Количество слов - 309

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Маргарита!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ — 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 0 баллов

Ошибки:

Я согласна с позицией Катаевой, ведь только преданность своей стране и патриотизм присущи героям военных операций.
Нет. Это категоричное суждение, не соответствующее действительности. В условиях войны люди проявляются по-разному.
ПА
который стремится помочь в минуты большой опасности.

Вывод
помочь своему государству в трудную минуту
Дублирование

K6 - Точность и выразительность речи +1 балл

Ошибки:

Таким образом, автор показывает, что человек, который страстно действительно любит свою Родину, готов защищать свою землю осознанно. Становиться уже не храбрецом, а героем.
Неоправданная парцелляция: это одно предложение.
Таким образом, автор показывает
4 раза повторяется вводная конструкция. Это словосочетание больше всего подходит для финала. В остальных случаях замените на другие вводные со значением итога.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

...человек, который страстно действительно любит свою Родину, готов защищать свою землю осознанно. Становиться уже не храбрецом, а героем.
Человек (что делает?) становится

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

Данный пример показывает то, насколько люди способны проявлять героизм.
Местоимение ТО лишнее.
Катаев демонстрируют, кто такой настоящий герой.
Подлежащее и сказуемое не согласованы в числе — Катаев демонстрируЕТ.

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

Кого можно назвать настоящим героем? Над этой вечной проблемой размышляет В. П. Катаев.
К вечным относят вопросы, которые актуальны во все времена, например, борьба добра и зла. В Вашем предложении это слово лишнее.

проявил себя в битве при Аустерлице каким? как?
пропуск слова

только сильная любовь к Родине и желание защитить ее может сделать из обычного человека героя
Её — любовь или Родины? Неверное употребление личного местоимения рождает двусмысленность.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале — 0 баллов

Ошибки:

Я согласна с позицией Катаевой
Автор текста — Валентин Петрович Катаев.

Общие рекомендации: следует усилить работу над разнообразием конструкций, поиском точных слов для выражения мысли.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 17

Возврат к списку