Запомни!
Роль матери в жизни человека
-
Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери(1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
(4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
(7)Все в мире открывала Андрею мать.
— (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
— (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
(12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
— (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
— (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
(20)Мать ответила радостным смехом:
— (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
(22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
(23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
— (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
(27)Мать ответила:
— (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
(31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
(32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
(37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
(40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
— (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
— (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
(52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
— (53)Здравствуй, милый!
(54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
(По Ф. Вигдоровой*)
* Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
В начале текста автор повествуют, что «Все в мире открывала Андрею мать». Именно она научила мальчика слушать тишину, сидеть сумерничать и молчать вдвоем( предложения 7-11). Благодаря маме маленький Андрей научился видеть красоту в мелочах.
Также мать помогла своему сыну понять ценность дружбы. Когда мальчик поделился просьбой учительницы записывать имена тех учеников, которые плохо себя ведут на перемене, мама посоветовала записывать свою собственную фамилию(предложения 24-30). Именно этот случай стал для Андрея настоящим нравственным уроком.
Один пример дополняет другой. Вигдорова Фрида Абрамовна доказывает, что матери оказывают сильное влияние на своих детей. Они делятся жизненным опытом, наблюдениями, а также становятся примером для своего подрастающего поколения.
Позиция автора выражается в том, что мама является самым близким человеком в жизни ребенка. Она открывает для него мир, прививает нравственные идеалы и учит находить красоту в мелочах.
Трудно не согласиться с такой точкой зрения. Действительно, роль мамы очень велика в жизни человека. Например, в детском произведении «Приключения Тома Соера» Марк Твен описал жизнь мальчика, которого воспитывала тетушка. Именно отсутствие материнской любви повлияло на характер Тома. Он вырос сорванцом. Это яркий пример того, как важна мама для ребенка, насколько необходимо, чтобы она заботилась и принимала участие в его воспитании.
Таким образом, роль мамы в жизни ребенка имеет огромное значение. Мама — это самый главный человек в жизни каждого из нас. Именно она является первым наставником и другом.
Здравствуйте, Виктория!
Вам удалось написать хорошее сочинение. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Также мать помогла своему сыну понять ценность дружбы. |
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Орфографических ошибок нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
В начале текста автор повествуют, что «Все в мире открывала Андрею мать». |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
В начале текста автор повествуют… |
Это яркий пример того, как важна мама для ребенка, насколько необходимо, чтобы она заботилась и принимала участие в его воспитании. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Также мать помогла своему сыну понять ценность дружбы. |
Вигдорова Фрида Абрамовна доказывает… |
…становятся примером для своего подрастающего поколения. |
Позиция автора выражается в том, … |
Например, в детском произведении… |
Какое-то двусмысленное выражение. Это произведение не совсем детское. Написал-то его не ребёнок.
Он вырос сорванцом. |
Корректно: рос. (Том ведь не вырос. Он остаётся ребёнком на протяжении всей книги.)
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
Этические ошибки в работе отсутствуют.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
«Приключения Тома Соера» - нет такого произведения у Марка Твена. Фамилия героя – СоЙер. На ЕГЭ за подобную ошибку можно потерять балл по К12.
Виктория, вы молодец, но вам стоит уделить внимание нормам речевой сочетаемости слов. Желаю получить максимальный балл за сочинение на ЕГЭ! Удачи!