Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема культурных ценностей

  • Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях
    (1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
    (11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
    (20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
    (24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
    (31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
    (35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
    (По Ю. М. Лотману)
30.05.2022 15:31:38
Автор: Аня Прохор

Что такое настоящая культура? Размышления над этой проблемой содержатся в тексте Ю. М. Лотмана.

Публицист задается вопросом: что такое настоящие культурные ценности? Ведь это не шкаф из “Вишневого сада” и не стопка книг, пылящихся где-то на полках. Подлинная культура - та, которая не умирает, остается в сердцах людей навек. Она вспыхивает, как лампочка, едва до нее прикоснешься. Развивая свою мысль, Лотман приходит к еще одному откровению: культура - непройденная дорога, которая открывается читателям вновь и вновь. По мысли автора, истинная культура всегда жива, ее ценность бессмертна.

В подтверждение своих слов Ю. М. Лотман вспоминает о Пушкине: несмотря на то что литератор закончил свой творческий путь, его поэзия не забыта. Наоборот, люди вновь и вновь возвращаются к его произведениям, потому что Пушкин - “поэт раздумья”, его лирика всегда даёт толчок мысли. Поэтому настоящая культура незаменима, она изменила ход истории и к ней еще не раз будут обращаться читатели, находя новые смыслы.

Ю. М. Лотман, рассуждая о связи культуры и ее ценности в настоящее время, сначала смотрит на этот вопрос глобально, а потом - в творчестве известного всем великого поэта - А. С. Пушкина - приходит к конкретизации, тем самым преподнося эту тему как локальную, знакомую каждому.

Подлинная культура — это одновременно и “историческое прошлое”, и “культурное будущее”. Это говорит нам о том, что ее ценность не исчезнет со временем, она не подвержена смерти, не способна потерять свою актуальность. В этом и есть, на мой взгляд, авторская позиция.

Мне близка позиция Ю. М. Лотмана: о настоящей культуре невозможно забыть. Это наша память, культурное достояние, которое нужно охранять. Сколько великих людей в истории России, привнесших огромный вклад в ее развитие. Сложно представить, какой бы была Россия без Л.Н. Толстого, И.Е. Репина, П. И. Чайковского, Д.И. Менделеева, О.И. Бове. Искусство - бессмертно, и поэтому каждое новое поколение обращается к нему, отрывая новые для себя грани.
Количество слов - 309

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Аня!

Вы написали очень хорошую работу. Я получила огромное удовольствие, читая ваше сочинение. Как известно, нет предела совершенству. Чтобы ваше сочинение стало ещё лучше дам несколько советов.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно, но у меня есть к вам вопрос (и он появится у большинства экспертов. Зачем два вопроса? Получается, что вы дважды обозначаете проблему. Возможно, вы используете вопрос как некий "мостик" для перехода к другой мысли (такое приём существует), но, на мой взгляд, так лучше не делать. На ЕГЭ могут снять баллы за логику (К5). Ваша задача набрать как можно больше баллов на ЕГЭ, поэтому лучше не экспериментировать.

Примите мой добрый совет, но выбор всегда остаётся за вами.

Что такое настоящая культура? Размышления над этой проблемой содержатся в тексте Ю. М. Лотмана.

Публицист задается вопросом: что такое настоящие культурные ценности?
K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Нет максимума за К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Поэтому настоящая культура незаменима, она изменила ход истории ЗПТ и к ней еще не раз будут обращаться читатели, находя новые смыслы.
Пропущена запятая в сложном предложении.

Если бы предложение было СПП, в нём можно было увидеть однородные придаточные:

Настоящая культура незаменима, потому что она изменила ход истории и [потому что] к ней еще не раз будут обращаться читатели, находя новые смыслы.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Ю. М. Лотман, рассуждая о связи культуры и ее ценности в настоящее время, сначала смотрит на этот вопрос глобально, а потом - в творчестве известного всем великого поэта - А. С. Пушкина - приходит к конкретизации, тем самым преподнося эту тему как локальную, знакомую каждому.
Есть какая-то недосказанность. О связи культуры с чем?

Фраза "приходит к конкретизации", на мой взгляд, звучит не очень удачно.  Можно было сказать проще: автор конкретизирует.

Какую эту тему?

Слово "локальную" выглядит неорганично.

Подлинная культура — это одновременно и “историческое прошлое”, и “культурное будущее”. Это говорит нам о том, что ее ценность не исчезнет со временем, она не подвержена смерти, не способна потерять свою актуальность. В этом и есть, на мой взгляд, авторская позиция.

Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: постарайтесь быть внимательнее на экзамене. У вас есть все шансы написать отличное сочинение и получить максимальный балл. Вы умница!

Искренне желаю удачи на ЕГЭ! Всё будет хорошо!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку