Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Нужен ли человеку отчий дом?
-
Текст: Ю. Казаков. Об отчем доме(1)Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома!
– (2)Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке (погоди, милый, подрастешь ты, и повезу я тебя на Оку, и тогда ты сам увидишь, что это за река!). (3)Так вот, ехали мы с товарищем к нему домой, а не был он дома больше года. (4)До дома его было еще километров пятнадцать, а приятель уж стоял на носу, волновался и все показывал мне, все говорил: вот тут мы с отцом рыбу ловили, а вон там такая-то горка, а вон, видишь, речка впадает, а вон такой-то овраг...
(5)А была весна, разлив, дебаркадеров еще не поставили, и поэтому, когда мы приехали, пароход наш просто ткнулся в берег. (6)И сходни перебросили, и сошли мы на берег, а на берегу уж ждал отец моего приятеля, и тут же лошадь стояла, запряженная в телегу...
(7)Вот ты все мчишься на своей автомашине и не знаешь даже, что куда лучше ехать на телеге или в санях по лесной или полевой дороге – смотришь по сторонам, думаешь о чем-то, и хорошо тебе, потому что чувствуешь всей душой, что все, что вокруг тебя, все это и есть твоя родина!
(8)И взвалили мы все свои чемоданы и рюкзаки на телегу, а сами пошли на изволок, вверх по скату, по весеннему прозрачному лесу, и чем ближе подходили к дому, тем сильнее волновался мой приятель.
(9)Еще бы! (10)Ведь дом этот, малыш, строил дед моего товарища, и отец и мать прожили здесь всю жизнь, и товарищ мой тут родился и вырос.
(11)И как только взошли мы в этот дом, так и пропал мгновенно мой товарищ, побежал по комнатам, побежал здороваться с домом. (12)А и было же с чем здороваться! (13)Ведь дом тот был не чета нашему с тобой и недаром назывался: "Музей-усадьба".
(14)Столько там было милых старых вещей, столько всех этих диванов с погнутыми ножками, резных стульев. (15)Столько прекрасных картин висело по стенам, такие заунывные и радостные пейзажи открывались из окон! (16)А какие разные были там комнаты: светлые, с громадными окнами, узкие, длинные, затененные деревьями и совсем крохотные, с низкими потолками! (17)А какие окна там были – большие, маленькие, с внезапными витражами в верхних фрамугах, с внезапными формами, напоминающими вдруг то фигурные замковые окна, то бойницы... (18)А между комнатами, коридорами, закоулками, площадками – какие шли скрипучие антресоли, лестницы с темными перилами, истертыми ступеньками. (19)И какими, наконец, старыми, приятными запахами пропитана была там каждая вещь, и не понять было – не то пахло чабрецом, сорванным когда-то какой-нибудь романтической мечтательницей, не то старыми книгами, целый век простоявшими в шкафах, пожелтевшими, с сухой кожей и бумагой, не то пахли все эти лестницы, перила, мебель, дубовые балки, истончившийся паркет...
(20)Ты не думай, малыш, что дома и вещи, сделанные человеком, ничего не знают и не помнят, что они не живут, не радуются, не играют в восторге или не плачут от горя. (21)Как все-таки мало знаем мы о них и как порою равнодушны к ним и даже насмешливы: подумаешь, старье!
(22)Так и ты уедешь когда-нибудь из отчего дома, и долго будешь в отлучке, и так много увидишь, в таких землях побываешь, станешь совсем другим человеком, много добра и зла узнаешь...
(23)Но вот настанет время, ты вернешься в старый свой дом, вот поднимешься на крыльцо, и сердце твое забьется, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет, и услышишь ты трепетные шаги старой уже твоей матери, – а меня тогда, скорей всего, уж и не будет на этом свете, – и дом примет тебя. (24)Он обвеет тебя знакомыми со младенчества запахами, комнаты его улыбнутся тебе, каждое окно будет манить тебя к себе, в буфете звякнет любимая тобою прежде чашка, и часы особенно звонко пробьют счастливый миг, и дом откроется перед тобою: "Вот мой чердак, вот мои комнаты, вот коридор, где любил ты прятаться... (25)А помнишь ты эти обои, а видишь ты вбитый когда-то тобой в стену гвоздь? (26)Ах, я рад, что ты опять здесь, ничего, что ты теперь такой большой, прости меня, я рос давно, когда строился, а теперь я просто живу, но я помню тебя, я люблю тебя, поживи во мне, возвратись в свое детство – вот что скажет тебе твой дом.
(27)Как жалею я иногда, что родился в Москве, а не в деревне, не в отцовском или дедовском доме. (28)Я бы приезжал туда, возвращался бы в тоске или в радости, как птица возвращается в свое гнездо.
(29)И поверь, малыш, совсем не смешно мне было, когда один мой друг, рассказывая о войне, о том, как он соскакивал с танка, чтобы бежать в атаку, – а был он десантником, – и кругом все кричали: "За Родину!", и он вместе со всеми тоже кричал: "За Родину!", а сам видел в эти, может быть, последние свои секунды на земле не Родину вообще, а отцовский дом и сарай, и сеновал, и огород, и поветь в деревне Лошпеньга на берегу Белого моря!
(По Ю.П. Казакову)
Рассуждая над этой темой, рассказчик повествует о том, как его друг возвращался в родные края. По дороге он сильно волновался и, стоя на носу катера, узнавал каждое место, которое они проплывали. Оказавшись внутри дома, товарищ главного героя сразу побежал здороваться с каждым его уголком. Говоря об этом, рассказчик жалеет, что сам не имеет подобного места силы, куда можно было бы всегда возвращаться "в тоске или в радости". С помощью этого примера Ю. П. Казаков демонстрирует, что родные стены помогают освежить хорошие воспоминания и пережить тоскливые моменты.
Кроме того, рассказчик упоминает еще одного товарища, который во время смертельной опасности на войне видел "отцовский дом и сарай, и сеновал, и огород, и поветь в деревне Лошпеньга на берегу Белого моря". С помощью этого отрывка, Ю. П. Казаков показывает, что Малая Родина занимает особое место в памяти человека и также важна для него, как и Большая.
Эти аргументы дополняют друг друга и показывают значимость родного дома. В первом случае показана его ценность в мирное время, а во втором - в военные годы.
Позиция автора ясна: Ю. П, Казаков считает, что человеку необходимо место силы, которое будет навевать хорошие воспоминания, вызывать сильные эмоции и помогать пережить моменты упадка. Именно таким местом является отчий дом, связывающий нас с счастливым детством и золотой юностью.
Трудно не согласиться с автором. Действительно, родной дом невероятно ценен для человека. Подтверждение этому есть в произведении "Матренин дом". В этой книге показано, с какой болью Матрена перенесла момент, когда отрывали горницу от избы, напоминающей ей о счастливом прошлом.
Таким образом, отчий дом, безусловно, необходим человеку, потому что как он сам, так и воспоминания о нем могут успокоить в трудную минуту и напомнить о позитивных моментах из жизни.
Здравствуйте, Никита!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно.
Нужен ли человеку отчий дом? |
Сформулируйте так, чтобы не было односложного ответа, чтобы можно было порассуждать.
Какова роль отчего дома в жизни человека?
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл
Ошибки:
После обоснования своей позиции нужно вернуться к ключевым словам темы- сделать микровывод.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки: нет максимума по К10
K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла
Ошибки:
Малая Родина занимает особое место в памяти человека и также важна для него, как и Большая. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла
Ошибки: негрубая
С помощью этого отрывка, ЛИШНЯЯ ЗПТ Ю. П. Казаков показывает |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
Ошибки:
показывают значимость ПРОПУСК СЛОВА родного дома. |
K10 - Соблюдение речевых норм + 1 бала
Ошибки:
Рассуждая над этой темой, рассказчик повествует о том, как его друг возвращался в родные края. По дороге он сильно волновался |
Неверное употребление личного местоимения рождает двусмысленность.
С помощью этого отрывка |
Именно таким местом является отчий дом, связывающий нас с счастливым детством и золотой юностью. |
Подтверждение этому есть в произведении "Матренин дом". В этой книге показано, с какой болью Матрена перенесла момент |
отчий дом, безусловно, необходим человеку, потому что как он сам, так и воспоминания о нем могут успокоить в трудную минуту |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале -0,5 баллов
Ошибка в термине: тема не равно проблема
Таким вопросом (= проблема) задается Ю. П. Казаков в предложенном для анализа тексте. Рассуждая над этой темой... |
Проблема: Значение отчего дома в жизни человека (Какова роль отчего дома в жизни человека?)
Общие рекомендации: обратите внимание на употребление личных местоимений. Никита, молодец: Вы растёте от работы к работе!
Удачи на ЕГЭ!