Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

В чем заключается истинная свобода?

  • Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести
    (1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
    (6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
    (7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
    (9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
    (11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
    (12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
    (14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
    (17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
    (22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
    (26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
    (29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
    (30)Что такое внутренняя свобода?
    (31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
    (33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
    (40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
    (41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
    (46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
    (47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
    (52)От совести.
    (53)Что такое совесть?
    (54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
    (59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
    (64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
    (72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
    (74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
    (С. Соловейчик)
26.05.2022 14:10:26
Автор: Артем Кондрацкий

  В чем заключается истинная свобода? Именно этот вопрос находится в центре внимания С. Соловейчика.
  Размышляя над проблемой, автор разграничивает такие понятия, как внутренняя и внешняя свободы: "В слове «свобода» содержится два разных понятия...", "Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни", "В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные". Так С. Соловейчик заставляет нас задуматься о том, что по-настоящему ни в чем не ограниченный человек может быть зависим от внешних факторов, но это никак не будет сказываться на его самовосприятии. Далее автор приводит в качестве примера мысли рассказчика по поводу того, в чем заключается истинное освобождение: "От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений". Так С. Соловейчик убеждает нас в том, что свобода в первую очередь проявляется в личной целостности, независимости от общественных шаблонов и самостоятельном мышлении. Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, дают нам понять, что свободная личность может быть зависима от внешних факторов, но при этом она всегда будет отталкиваться только от своих личных взглядов на мир.
  Автор считает, что истинная свобода заключается во внутреннем спокойствии и "бесстрашии", в наличии собственной точки зрения на происходящее вокруг.
  Я согласен с мнением С. Соловейчика и думаю, что на действительно свободного человека никогда не будут влиять внешние факторы. Он всегда будет сохранять душевный баланс и уверенность в себе. Для аргументации своей позиции приведу пример из читательского опыта.
  В произведении М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" главный герой Мастер написал роман о Понтии Пилате, в котором повествуется о просвещенном посланнике Га-Ноцри. Ноцри был бедным человеком, лишенным всех материальных благ, но при этом он был невероятно сильной и независимой личностью. У посланника было уникальное мировоззрение, он знал то, чего не могли понять остальные люди, за что и был приговорен к смертной казни. Даже когда его тело начали истязать, Га-Ноцри оставался непоколебим. Мучаясь от боли, он не предал своих принципов и знал, что его взгляды верны. На этом примере мы видим, как свобода выражается во внутренней силе и душевной независимости от "внешнего".
  В заключение хотелось бы сказать, что нужно стремиться быть свободным человеком, полагающимся только на свою личную точку зрения.
Количество слов - 398

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Артём! С удовольствием прочитала работу. Вы умеете писать сочинение, грамотны, речь Ваша развита.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

"В слове «свобода» содержится два разных понятия...", "Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни", "В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные".
Цитату надо сократить
Красным цветом выделено то, что можно удалить.
Голубым - другая мысль. Она не подтверждает тезис о наличии двух видов свободы (-по К5)

Пример 2 указан, пояснен.
Цитату сократить.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована. Но анализ частично  дублирует ПА и вывод.
Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, дают нам понять, что свободная личность может быть зависима от внешних факторов, но при этом она всегда будет отталкиваться только от своих личных взглядов на мир.
Пример 1 о разделении внутренней и внешней свободы
Пример 2 о том, какого человека можно назвать свободным.
Связь- определение понятия

Рекомендация
Артём, сделайте комментарий в 3 абзаца:
1. Пример 1+ пояснение 1
2. Пример 2+ пояснение 2
3. Связь и её анализ

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов

Ошибки:

Для аргументации своей позиции приведу пример из читательского опыта.
  В произведении М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" главный герой Мастер написал роман о Понтии Пилате
Тезис и обоснование своего мнения - один абзац
В заключение хотелось бы сказать, что нужно стремиться быть свободным человеком, полагающимся только на свою личную точку зрения.
В выводу вижу алогизм. Понимаю, что Вы пытались сделать обобщение и уйти от повтора. Но получилось искажение ПА. С. Соловейчик говорит, что нельзя быть свободным от совести. А если вдруг точка зрения какого-то человека не будет опираться на нравственные понятия? Получается, что Ваш вывод ложный: суждение не применимо к каждому человеку.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимум по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

внутренняя и внешняя свободы
свобода
ни в чем не ограниченный человек
ни чем не ограниченный человек
Мучаясь
Рекомендация: лучше использовать форму МУЧАСЬ

K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балл

Так С. Соловейчик заставляет нас задуматься о том
Так С. Соловейчик убеждает нас в том
дают нам понять
Шероховатость: некорректное употребление местоимения. НАС- кого Вы имеете в виду?
Ошибки:
В произведении М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" главный герой Мастер написал роман о Понтии Пилате, в котором повествуется о просвещенном посланнике Га-Ноцри. Ноцри был бедным человеком
повторы

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

о просвещенном посланнике Га-Ноцри
А кем он был послан? Иешуа - бродячий философ.
главный герой Мастер
Нужно писать со строчной буквы.
У героя нет имени: "Я – мастер". "У меня нет больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость, – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни" (М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита")


Вы взяли сложный текст, с которым вполне удачно справились. Обратите внимание на комментарий, поработайте с шероховатостями, на которые я указала. Оценила сочинение строго. Пусть это поможет Вам ещё раз внимательно и придирчиво отнестись к написанному, чтобы достичь прекрасного результата.   Вы можете претендовать на высший балл за выполнение задания 27.
Удачи на ЕГЭ!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку