ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема упущенных возможностей

  • Текст: Ю. Нагибин. О воспоминаниях юности
    (1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.
    (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
    (5)В класс заглянула Женя Румянцева.
    — (6)Сережа, можно тебя на минутку?
    (7)Я вышел в коридор.
    — (8)Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.
    (9)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:
    — Зачем?
    — (10)Мне интересно, каким ты станешь. (11)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
    (12)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (13)Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. (14)Немногие из нас твердо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.
    (15)Между нами никогда не было дружеской близости. (16)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах...
    (17)Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. (18)Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. (19)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршанским, Нина Барышева и Женя Румянцева.
    — (20)Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.
    — (21)Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — (22)Или у берегов Гренландии!..
    (23)Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. (24)Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. (25)Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.
    (27)Больше Женя не бывала с нами. (28)Мы не раз приглашали ее на наши сборища, но она отказывалась за недосугом. (29)А что, если в тот единственный раз она пришла из-за меня, и из-за меня отступилась, сказав с гордой честностью: «Не вышло»...
    — (30)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.
    — (31)К чему было говорить? (32)Тебе так нравилась Нина!
    (33)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
    — Где же и когда мы встретимся?
    — (34)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.
    (35)Минули годы. (36)Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. (37)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. (38)Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (39)Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
    (40)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (41)Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. (42)Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
    (43)Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.  

    (По Ю.М. Нагибину)

26.05.2022 13:50:05
Автор: Алексей Стуков

В предложенном тексте Ю.Нагибин предлагает задуматься над проблемой упущенных возможностей.

Повествование начинается с момента окончания рассказчиком школы. Тогда ему призналась Женя Румянцева, чему он был удивлен и одновременно несколько огорчён: получилось так, что юноша долго не видел того, что могло заполнить его "чувство, будто что-то недоговорено, недожито, неисчерпано за последние десять лет...", хотя это что-то было прямо под его носом. Этим примером автор хочет показать то, как порой важно остановиться и оглядеться вокруг, ведь то, что тебе нужно, может быть прямо подле тебя.

Далее рассказчик вспоминает о несостоявшейся с Женей встрече: в день окончания школы они договорились увидеться через десять лет, но, как оказалось, Женя вместо учёбы ушла на фронт, где умерла. Так автор хочет показать, что в силу различных обстоятельств ожидания могут не сбыться, поэтому нужно действовать, а не надеяться: юноша, допустим, мог не выжидать встречи с Женей, чтобы поговорить с ней, а писать ей письма. Может быть, так их судьба сложилась бы по-другому.

Оба примера связаны и дополняют друг друга. Благодаря последовательному повествованию событий  становится легче понимать текст, сопереживать рассказчику.

Позиция автора ясна: если хочешь сделать что-то, то делай, не жди у моря погоды. Жизнь у тебя одна, и если будешь лишь ждать, то рано или поздно пожалеешь о том, чего так и не сделал.

С позицией автора невозможно не согласиться. Я узнал это еще давно: в первом классе у меня была прабабушка, жила у дедушки с бабушкой и не могла ходить. Бывал я у нее нечасто, хотя человеком она была интереснейшим. Каждый раз, что я был у нее, я говорил себе, что буду приходить чаще, но так и не приходил. Всё из-за игр с друзьями, прогулок по улице, телевизора. А потом она умерла. После этого я понял, каким кретином был тогда. Сейчас, уже повзрослев, мне еще больше хочется ругать себя за то, чего не сделал.

В тексте Нагибиным была поднята и раскрыта одна из важнейших на сегодняшний день проблем. После прочтения рассказа хочется, чтобы об этой истории узнало как можно большее число людей.
Количество слов - 327

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Алексей!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

что могло заполнить его "чувство, будто что-то недоговорено, недожито, неисчерпано за последние десять лет..."
Встраивайте цитату в своё предложение гармонично - перенесите кавычки за слово "чувство".

Пример 2 указан, пояснен.

Так автор хочет показать, что в силу различных обстоятельств ожидания могут не сбыться, поэтому нужно действовать, а не надеяться: юноша, допустим, мог не выжидать встречи с Женей, чтобы поговорить с ней, а писать ей письма. Может быть, так их судьба сложилась бы по-другому.
Засчитываю пояснение только из- за начала. Всё, что выделено красным, - Ваши фантазии. Если бы автору нужно было это показать, он сделал бы (- по К12)

Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована формально.

Оба примера связаны и дополняют друг друга. Благодаря последовательному повествованию событий  становится легче понимать текст, сопереживать рассказчику.
Связь не дополнение.
Пример 1 Рассказчик нравился Жене, но она открылась ему в последний школьный день
Пример 2
ХОТЯ (уступка)
договорились о встрече, этого не произошло. (Логическкий провал: Вы не написали, что герои договорились - по К 5)
Анализ связи: какова роль такой связи примеров?
Выделенное красным- "вода", информации нет

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Позиция автора ясна: если хочешь сделать что-то, то делай, не жди у моря погоды. Жизнь у тебя одна, и если будешь лишь ждать, то рано или поздно пожалеешь о том, чего так и не сделал.
ПА звучит на грани хамства. Речь идёт о событиях, связанных с войной - разве можно выбирать такой пренебрежительный тон: "не жди у моря погоды"?

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0 баллов

С позицией автора невозможно не согласиться. НЕТ ТЕЗИСА Я узнал это еще давно

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезиса нет , обоснование есть (тогда обоснование чего? )

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов

Ошибки:
1. см. К2 (примеры)
2. В конце собственного мнения должен быть микровывод: нужно снова вернуться к ключевым словам.
3. Вывод формальный, т.е. его нет. Должно быть обобщение сказанного.

K6 - Точность и выразительность речи: 0 баллов

Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

неисчерпано
НЕ раздельно с кратким причастием

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: 0 баллов

Ошибки:

ему призналась пропуск слова  Женя Румянцева
призналась ему в любви
призналась в симпатии ему
автор хочет показать то, как порой важно остановиться и оглядеться вокруг
Нарушение построения сложного предложения: указательное слово лишнее
Каждый раз, что я был у нее, я говорил себе, что буду приходить чаще, но так и не приходил. Всё из-за игр с друзьями, прогулок по улице, телевизора.
Неоправданная парцелляция

K10 - Соблюдение речевых норм: 0 баллов

Ошибки:

юноша долго не видел того, что могло заполнить его "чувство, будто что-то недоговорено, недожито, неисчерпано за последние десять лет...", хотя это что-то было прямо под его носом.
повтор слова ЧТО-ТО
прямо под его носом- разговорный фразеологизм (нарушение стиля)
порой важно остановиться и оглядеться вокруг, ведь то, что тебе нужно, может быть прямо подле тебя
1. ПОДЛЕ - предлог разг.-сниж. с род. пад. (словарь)
Нарушение стиля  
2. Повтор ТЕБЯ
3. ТЕБЯ- кого Вы имеете в виду? Некорректное употребление местоимения
Далее рассказчик вспоминает о несостоявшейся с Женей встрече: в день окончания школы они договорились увидеться через десять лет, но, как оказалось, Женя вместо учёбы ушла на фронт, где умерла.
Повтор
Прим. Женя погибла
Позиция автора ясна: если хочешь сделать что-то, то делай, не жди у моря погоды. Жизнь у тебя одна, и если будешь лишь ждать, то рано или поздно пожалеешь о том, чего так и не сделал.
тавтология
Кто этот неведомый ТЫ, к которому Вы всё время обращаетесь? Некорректное использование местоимения. Лучше сказуемое с модальными словами: нужно, можно, стОит.
Бывал я у нее нечасто, хотя человеком она была интереснейшим. Каждый раз, что я был у нее, я говорил себе, что буду приходить чаще, но так и не приходил.
Тавтология
В тексте Нагибиным была поднята и раскрыта одна из важнейших на сегодняшний день проблем. После прочтения рассказа хочется, чтобы об этой истории узнало как можно большее число людей.
Красным- "вода"
ЭТОЙ- какой? Вы обращаетесь к двум историям: Жени и рассказчика и Вашей и прабабушки. Неверное использование указательного местоимения.

K11 - Соблюдение этических норм: 0 баллов

После этого я понял, каким кретином был тогда.
КРЕТИНИ́ЗМ (от франц. сhrétin – кре­тин, иди­от, сла­бо­ум­ный), эн­док­рин­ное за­бо­ле­ва­ние, ха­рак­те­ри­зую­щее­ся рез­ким от­ста­ва­ни­ем пси­хического, умственного и фи­зического раз­ви­тия вслед­ст­вие де­фи­ци­та гор­мо­нов щи­то­вид­ной же­ле­зы (словарь).
Вопрос: Алексей, это так?

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 0 баллов

Ошибки: см. К2 (пояснение 2)

Общие рекомендации
Алексей, Вы грамотный молодой человек, знаете структуру сочинения ЕГЭ. Но работа отталкивает нарушением этики, вульгарным языком. Если постарайтесь Ваши мысли оформить правильным русским языком, то на экзамене у Вас, без сомнения, балл будет выше. Самое главное внимание обратите на комментарий.  

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 0
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 11

Возврат к списку