Запомни!
проблема упущенных возможностей
-
Текст: Ю. Нагибин. О воспоминаниях юности(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.
(3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
(5)В класс заглянула Женя Румянцева.
— (6)Сережа, можно тебя на минутку?
(7)Я вышел в коридор.
— (8)Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.
(9)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:
— Зачем?
— (10)Мне интересно, каким ты станешь. (11)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
(12)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (13)Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. (14)Немногие из нас твердо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.
(15)Между нами никогда не было дружеской близости. (16)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах...
(17)Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. (18)Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. (19)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршанским, Нина Барышева и Женя Румянцева.
— (20)Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.
— (21)Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — (22)Или у берегов Гренландии!..
(23)Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. (24)Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. (25)Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.
(27)Больше Женя не бывала с нами. (28)Мы не раз приглашали ее на наши сборища, но она отказывалась за недосугом. (29)А что, если в тот единственный раз она пришла из-за меня, и из-за меня отступилась, сказав с гордой честностью: «Не вышло»...
— (30)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.
— (31)К чему было говорить? (32)Тебе так нравилась Нина!
(33)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
— Где же и когда мы встретимся?
— (34)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.
(35)Минули годы. (36)Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. (37)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. (38)Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (39)Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
(40)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (41)Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. (42)Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
(43)Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.
(По Ю.М. Нагибину)
Повествование начинается с момента окончания рассказчиком школы. Тогда ему призналась Женя Румянцева, чему он был удивлен и одновременно несколько огорчён: получилось так, что юноша долго не видел того, что могло заполнить его "чувство, будто что-то недоговорено, недожито, неисчерпано за последние десять лет...", хотя это что-то было прямо под его носом. Этим примером автор хочет показать то, как порой важно остановиться и оглядеться вокруг, ведь то, что тебе нужно, может быть прямо подле тебя.
Далее рассказчик вспоминает о несостоявшейся с Женей встрече: в день окончания школы они договорились увидеться через десять лет, но, как оказалось, Женя вместо учёбы ушла на фронт, где умерла. Так автор хочет показать, что в силу различных обстоятельств ожидания могут не сбыться, поэтому нужно действовать, а не надеяться: юноша, допустим, мог не выжидать встречи с Женей, чтобы поговорить с ней, а писать ей письма. Может быть, так их судьба сложилась бы по-другому.
Оба примера связаны и дополняют друг друга. Благодаря последовательному повествованию событий становится легче понимать текст, сопереживать рассказчику.
Позиция автора ясна: если хочешь сделать что-то, то делай, не жди у моря погоды. Жизнь у тебя одна, и если будешь лишь ждать, то рано или поздно пожалеешь о том, чего так и не сделал.
С позицией автора невозможно не согласиться. Я узнал это еще давно: в первом классе у меня была прабабушка, жила у дедушки с бабушкой и не могла ходить. Бывал я у нее нечасто, хотя человеком она была интереснейшим. Каждый раз, что я был у нее, я говорил себе, что буду приходить чаще, но так и не приходил. Всё из-за игр с друзьями, прогулок по улице, телевизора. А потом она умерла. После этого я понял, каким кретином был тогда. Сейчас, уже повзрослев, мне еще больше хочется ругать себя за то, чего не сделал.
В тексте Нагибиным была поднята и раскрыта одна из важнейших на сегодняшний день проблем. После прочтения рассказа хочется, чтобы об этой истории узнало как можно большее число людей.
Здравствуйте, Алексей!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
могло заполнить его "чувство, будто что-то недоговорено, недожито, неисчерпано за последние десять лет...", хотя это что-то было прямо под его носом. |
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно: не дополнение, а уступка.
Пример1
Рассказчик не видел влюблённости Жени. Но она сказала об этом.
ХОТЯ
договорились встретиться, этого не произошло.
Связь проанализирована формально.
Благодаря последовательному повествованию событий становится легче понимать текст, сопереживать рассказчику. |
2) Выделенное красным- "вода": фраза не несёт информации.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.
Позиция автора ясна: если хочешь сделать что-то, то делай, не жди у моря погоды. Жизнь у тебя одна, и если будешь лишь ждать, то рано или поздно пожалеешь о том, чего так и не сделал. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста : 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезиса нет, обоснование тезиса есть.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл
Ошибки:
нет микровывода после обоснования своего мнения
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки: нет максимума по К10
K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла
Ошибки:
неисчерпано |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм:
Ошибки:
Тогда ему пропуск слова призналась Женя Румянцева |
чему он был удивлен и одновременно несколько огорчён |
удивлён ЧЕМУ? огорчён ЧЕМ?
о несостоявшейся с Женей встрече |
нужно действовать, а не надеяться: |
Каждый раз, что (когда) я был у нее, я говорил себе, что буду приходить чаще, но так и не приходил. Всё из-за игр с друзьями, прогулок по улице, телевизора. |
Нарушения построения сложного предложения
K10 - Соблюдение речевых норм: 0 баллов
Ошибки:
могло заполнить его "чувство, будто что-то недоговорено, недожито, неисчерпано за последние десять лет...", хотя это что-то было прямо под его носом. |
прямо под носом- замените разговорный фразеологизм на слово без стилистической окраски (РЯДОМ, БЛИЗКО)
подле |
Нарушение стиля
Далее рассказчик вспоминает о несостоявшейся с Женей встрече: в день окончания школы они договорились увидеться через десять лет, но, как оказалось, Женя вместо учёбы ушла на фронт, где умерла. Так автор хочет показать, что в силу различных обстоятельств ожидания могут не сбыться, поэтому нужно действовать, а не надеяться: юноша, допустим, мог не выжидать встречи с Женей, чтобы поговорить с ней, а писать ей письма. |
Прим. Женя погибла
В тексте Нагибиным была поднята и раскрыта одна из важнейших на сегодняшний день проблем. |
После прочтения рассказа хочется, чтобы об этой истории узнало как можно большее число людей. |
Неверное употребление указательных местоимений
Бывал я у нее нечасто, хотя человеком она была интереснейшим. Каждый раз, что я был у нее, я говорил себе, что буду приходить чаще, но так и не приходил. |
K11 - Соблюдение этических норм: 0 баллов
После этого я понял, каким кретином был тогда. |
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале : 0 баллов
Ошибки:
поэтому нужно действовать, а не надеяться: юноша, допустим, мог не выжидать встречи с Женей, чтобы поговорить с ней, а писать ей письма. Может быть, так их судьба сложилась бы по-другому. |
Общие рекомендации: следует усилить работу над речью. Нарушение этики, додумывание событий- то, что отражается на баллах. Внимательнее отнеситесь к комментарию, пользуйтесь словесными маркерами (я показал в рецензии, как это нужно делать).
Удачи на ЕГЭ!