Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как проявляется горечь утраты?

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

23.05.2022 08:16:50
Автор: Дарья Душина

      Как проявляется горечь утраты?  Над этим вопросом размышляет М. В. Глушко.
      Рассуждая об этой проблеме, автор пишет от лица героя:" Она вроде не в себе, помешалась. Я боюсь..." Так писатель указывает на то, что человек, потерявший близких, не в своём уме из-за большого количества боли.
      Далее автор описывает будущее переживающих сложные времена людей: "... в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа..." Читатель понимает, что человек внутри умирает, поскольку много горя от чего-либо перенести очень трудно, но он может справится с помощью чьей-нибудь поддержки.
         Два примера, дополняя друг друга, помогают осознать проявления горечи утраты: люди не только находятся не в своём уме, но и погибают внутренне.
         М.В. Глушко имеет следующую позицию: если человек теряет тех, кто ему дорог, то он лишается рассудка. Таким людям нужна посторонняя помочь, иначе их душа сломается.
         Я согласна с позицией автора, поскольку у меня есть пример из жизни. Мой прадед погиб во время войны, и когда про его участь сообщили прабабушке, то она была глубоко потрясена. Родственница перестала есть, пить и спать, а через несколько дней умерла от горя.
         В заключение хочется сказать, что очень тяжело переносить потери своих близких. Людям, испытавшим подобное, постепенно становится всё хуже и хуже, а в самых плохих случаях возможна даже смерть.
        
Количество слов - 214

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Дарья! Вы написали сочинение по художественному тексту повествовательного типа (в нём есть сюжет, герои, повествование ведётся от 3 лица). К сожалению, работу нельзя назвать удачной, потому что нет конкретики в комментарии. Вы ни разу не назвали героев. Совершенно непонятно, по какому тексту написано сочинение. Если исключить фамилию автора, работа обезличивается, догадаться, на основе какого исходного текста написано сочинение, на мой взгляд, практически невозможно. Совет: писать нужно так, чтобы всё было понятно без постоянного обращения проверяющего к тексту. Потенциал сюжетных художественных текстов очень хорошо позволяет это сделать.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан не очень чётко и понятно и от этого пояснение выглядит неубедительно. То же самое происходит и во втором примере. Засчитываю только примеры без пояснений.

Рассуждая об этой проблеме, автор пишет от лица героя:" Она вроде не в себе, помешалась. Я боюсь..." Так писатель указывает на то, что человек, потерявший близких, не в своём уме из-за большого количества боли.
     Далее автор описывает будущее переживающих сложные времена людей: "... в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа..." Читатель понимает, что человек внутри умирает, поскольку много горя от чего-л
Взаимосвязь между примерами определена неверно. Полагаю, что в данном случает причинно-следственные отношения. Человек нуждается в проявлении великодушия, потому что иначе его душа не выдержит обрушившихся несчастий.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно.

Проблема: Как проявляется горечь утраты?  Над этим вопросом размышляет М. В. Глушко.

Позиция автора: М.В. Глушко имеет следующую позицию: если человек теряет тех, кто ему дорог, то он лишается рассудка. Таким людям нужна посторонняя помочь, иначе их душа сломается.

Проблема -- вопрос, ПА -- ответ на этот вопрос (вопросно-ответное единство). Но в вашем случае есть логическое расхождение между проблемой и ПА. Я засчитываю формулировку ПА, но постарайтесь на экзамене более чётко формулировать мысль, следя на логикой развития мысли.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис отсутствует, обоснование несуществующего тезиса.

Я согласна с позицией автора, поскольку у меня есть пример из жизни. Мой прадед погиб во время войны, и когда про его участь сообщили прабабушке, то она была глубоко потрясена. Родственница перестала есть, пить и спать, а через несколько дней умерла от горя.
 Выражение "поскольку у меня есть пример из жизни" не является тезисом. Если нет тезиса, пример, который вы приводите, не может быть засчитан.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Рассуждая об этой проблеме, автор пишет от лица героя:" Она вроде не в себе, помешалась. Я боюсь..." Так писатель указывает на то, что человек, потерявший близких, не в своём уме из-за большого количества боли.
Она? Кто это? Совершенно непонятно, о ком идёт речь -- возникает смысловая лакуна (логическая ошибка). Личное местоимение третьего лица выглядит уместно как средство связи между предложениями в тексте, если в предыдущем предложении назван субъект (объект) действия, например, Евгения Ивановна -- она.
И кто этот "я"? Кто боится? Какой человек потерял близких? При каких обстоятельствах? Одни вопросы, а ответов нет.
 Далее автор описывает будущее переживающих сложные времена людей: "... в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа..." Читатель понимает, что человек внутри умирает, поскольку много горя от чего-либо перенести очень трудно, но он может справится с помощью чьей-нибудь поддержки.
Кто переживает сложные времена. Вы пишете, что читатель понимает, но я, к сожалению, читая сочинение, мало что понимаю. Только обращение к тексту позволяет разобраться в хитросплетениях ваших мыслей.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла

Так как есть речевые ошибки, недочёты (К10) автоматически снижается балл по К6.

Ошибки:

М.В. Глушко имеет следующую позицию...
Речевой недочёт. На мой взгляд, лучше так не формулировать ПА. Есть много других вариантов простых формулировок:

Позиция автора такова...

По мнению автора...

Писатель убеждён и т.д.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Так писатель указывает на то, что человек, потерявший близких, не в своём уме из-за большого количества боли.
Неуместное употребление разговорного фразеологизма. Кроме этого, оборот "не в своём уме" имеет пометут ироничное. Можем ли мы в такой ситуации, которая описана в тексте, использовать такой оборот? Думаю, что нет!

Большое количество боли -- это тоже неудачный оборот речи. Нужно было написать конкретнее: назвать имя героини, указать причину её невыносимых душевных страданий. Ведь речь идёт о потере самых дорогих людей: о муже, сыне...

Два примера, дополняя друг друга, помогают осознать проявления горечи утраты: люди не только находятся не в своём уме, но и погибают внутренне.
И снова этот неуместный оборот "не в своём уме".
 
М.В. Глушко имеет следующую позицию: если человек теряет тех, кто ему дорог, то он лишается рассудка. Таким людям нужна посторонняя помочь, иначе их душа сломается.
Обратите внимание, сколько в предложении местоимений, а конкретики мало.
Людям, испытавшим подобное, постепенно становится всё хуже и хуже, а в самых плохих случаях возможна даже смерть.
Речевая избыточность.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением, логикой развития мысли. С помощью комментария вы доказываете, что в тексте автором поднимается именно та  проблема, которую вы заявляете.

Мне кажется, проблема состоит в том, что у вас мало опыта написания сочинений, хотя структуру знаете.Постарайтесь в оставшиеся дни поработать с образцами хороших сочинений. А главное - пишите. Дорогу осилит идущий.

Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку