Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какого человека можно назвать великодушным?

  • Текст: Т. Скок. О великодушии
    (1)В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. (2)Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». (3)В конце своей жизни, прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его сердце. (4)Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». (5)Получив смертельное ранение, он с сожалением понимает, что дальнейшая его жизнь могла бы пройти по-иному: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. (6)Но теперь уже поздно. (7)Я знаю это!» (8)Величие духа князя Андрея – это итог его кропотливой работы над собой; перед лицом смерти он просветлел душой, вознесся к высотам духа и тем явил пример истинного мужества. (9)Ни жалоб, ни озлобления. (10)Строгое и чистое просветление.
    (11)Быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей. (12)Подбадривать, подставлять им плечо в трудную минуту. (13)Уметь хвалить искренне, без тени зависти.
    (14)Замечать таланты и указывать им стезю, дарить идеи – это тоже великодушие. (15)Великолепный образец – Александр Сергеевич Пушкин, светлый гений. (16)Его солнечная природа проявлялась и в творчестве, и в мироощущении, и в отношении к друзьям и близким. (17)«Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись! (18)В день уныния смирись:/ День веселья, верь, настанет», – строчки из его стихотворения говорят о христианском мировосприятии: не печалиться, не унывать, не гневаться, проявлять смирение, терпеть и верить в лучшее. (19)Эта же мысль в письме А.С. Пушкина к П.А. Плетневу от 22 июля 1831 года, в котором он врачует душу друга: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. (20)Опять хандришь. (21)Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… (22)Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. (23)Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». (24)Хотелось жить, виделось далекое будущее, но судьба распорядилась по-иному…

    (25)О последних днях А.С. Пушкина осталось несколько воспоминаний друзей и близких, в которых с новой силой проступает величие духа поэта. (26)П. А. Вяземский: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного… (27)Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого скрытого самоотвержения». (28)В.И. Даль: «Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил… (29)Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно, и на слова мои: терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей: стонай, тебе будет легче, - отвечал отрывисто: "Нет, не надо; жена услышит”… (30)Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его». (31)Е.Н. Мещерская-Карамзина: «Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение лица его. (32)На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды».

    (По Т. Скок)
22.05.2022 23:42:15
Автор: Мария Фуртаева

Какого человека можно назвать великодушным?
Отвечая на этот вопрос, Т.Скок рассуждает о личности Андрея Болконского – одного из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: «…прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души…» Так писатель указывает на то, что великодушный человек способен выражать искреннее сострадание.
Кроме того, автор повествует о письме А.С.Пушкина к П.А.Плетневу, в котором поэт, подбадривая друга, пишет о том, каким прекрасным ему видится их будущее: «Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья…» А.С.Пушкин обращается к приятелю: «Вздор, душа моя, не хандри…» Читатель понимает: великодушный человек не бросает другого в трудную минуту, а стремится поддержать его, помочь ему воспрянуть духом.
Примеры дополняют друг друга. Они позволяют понять, что великодушный человек не только способен искренне сочувствовать, но и может подбодрить другого в тяжелый период жизни.
Позиция Т.Скок такова: великодушным можно назвать человека, который умеет жалеть других, а также может выразить им искреннюю поддержку и подставить плечо в трудную минуту.
Я согласна с мнением автора. Действительно, поистине великодушный человек умеет проявлять сострадание и оказывать поддержку. Например, одна из главных героинь романа  Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» - миссис Марч – всегда жалела бедняков и старалась им помочь. Так, однажды на Рождество она отдала праздничный завтрак соседям, которые жили в нищете и голодали. Кроме того, миссис Марч всегда поддерживала четырех дочерей в трудные моменты. Даже когда одна из девочек умерла, миссис Марч, несмотря на боль утраты, стремилась в первую очередь ободрить остальных детей, так как их душевное состояние было для нее важнее собственного.
Таким образом, человека, умеющего сострадать и готового подставить плечо близким людям в трудные моменты, можно назвать великодушным.
Количество слов - 295

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Мария! Вам удалось написать довольно грамотную работу, соответствующую требованиям. Есть несколько шероховатостей, которые не позволили выставить максимальный балл.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно, но хотелось бы обратить ваше внимание на незаконченность мысли в первом абзаце (вопрос "повисает" в воздухе,  возникает смысловая лакуна), композиционную нестройность. Это отразится на выставлении балла по К5.

Какого человека можно назвать великодушным?
В первом абзаце можно назвать автора текста (это своего рода презентационная часть сочинения).  Одинокое предложение в первом абзаце напоминает заголовок, нет законченности мысли. На мой взгляд, лучше так не писать.
Возможные варианты правки:

Какого человека можно назвать великодушным? Над этим вопросом размышляет Тамара Скок, автор предложенного для анализа текста.

Какого человека можно назвать великодушным? Этот вопрос находится в центре внимания Т. Скок и т.д.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована недостаточно полно для получения балла.

Примеры дополняют друг друга. Они позволяют понять, что великодушный человек не только способен искренне сочувствовать, но и может подбодрить другого в тяжелый период жизни.
Не указано, как именно примеры дополняют друг друга. Что делает первый пример, что делает второй пример?

Напомню, что в анализе связи должно быть три компонента: название связи + расшифровка связи (как дополняют, как именно противопоставляются т.д.) + роль связи.

Приведу примеры анализа связи из своих работ (не по тексту Т. Скок):

Противопоставляя два выбора, две жизненные позиции: «отказ от любви и доброты» и «самоотверженную и терпеливую любовь» - писатель убеждает нас в том, что недопустимо предавать забвению нестареющий завет педагога, потому что отказ от подлинных ценностей приведёт к человеческим драмам, когда ничего уже невозможно будет исправить.
Гармоничное соединение двух примеров, дополняющих друг друга, позволяет сделать очевидный и правильный вывод: невозможно жить без прошлого, нет ничего сильнее, чем память сердца. В первом примере автором сделан акцент на образе вербового куста - памятного знака из прошлого, а во втором этот образ дополняется другими детскими воспоминаниями рассказчика. Храня в душе «осколочки» прошлого, человеку легче преодолевать испытания, которые готовит ему жизнь.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балла

Ошибки:

Нарушение развития мысли (об этом вы могли прочитать в анализе проблемы) (см. К1).

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Снижение балла по К10 влечён за собой снижение балла по К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Отвечая на этот вопрос, Т.Скок рассуждает о личности Андрея Болконского – одного из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: «…прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души…» Так писатель указывает на то, что великодушный человек способен выражать искреннее сострадание.

Повторы.

Читатель понимает: великодушный человек не бросает другого в трудную минуту, а стремится поддержать его, помочь ему воспрянуть духом.
Неудачное употребление местоимений.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом смысловой связи, речевым оформлением (постарайтесь осторожнее использовать местоимения и не допускать повторы). Советую на экзамене несколько раз проверять работу (для проверки содержания, грамотности, на наличие повторов).

Желаю удачи на ЕГЭ! У вас есть все шансы получить максимальный балл за сочинение.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку