Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какого человека можно назвать великодушным?

  • Текст: Т. Скок. О великодушии
    (1)В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. (2)Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». (3)В конце своей жизни, прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его сердце. (4)Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». (5)Получив смертельное ранение, он с сожалением понимает, что дальнейшая его жизнь могла бы пройти по-иному: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. (6)Но теперь уже поздно. (7)Я знаю это!» (8)Величие духа князя Андрея – это итог его кропотливой работы над собой; перед лицом смерти он просветлел душой, вознесся к высотам духа и тем явил пример истинного мужества. (9)Ни жалоб, ни озлобления. (10)Строгое и чистое просветление.
    (11)Быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей. (12)Подбадривать, подставлять им плечо в трудную минуту. (13)Уметь хвалить искренне, без тени зависти.
    (14)Замечать таланты и указывать им стезю, дарить идеи – это тоже великодушие. (15)Великолепный образец – Александр Сергеевич Пушкин, светлый гений. (16)Его солнечная природа проявлялась и в творчестве, и в мироощущении, и в отношении к друзьям и близким. (17)«Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись! (18)В день уныния смирись:/ День веселья, верь, настанет», – строчки из его стихотворения говорят о христианском мировосприятии: не печалиться, не унывать, не гневаться, проявлять смирение, терпеть и верить в лучшее. (19)Эта же мысль в письме А.С. Пушкина к П.А. Плетневу от 22 июля 1831 года, в котором он врачует душу друга: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. (20)Опять хандришь. (21)Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… (22)Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. (23)Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». (24)Хотелось жить, виделось далекое будущее, но судьба распорядилась по-иному…

    (25)О последних днях А.С. Пушкина осталось несколько воспоминаний друзей и близких, в которых с новой силой проступает величие духа поэта. (26)П. А. Вяземский: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного… (27)Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого скрытого самоотвержения». (28)В.И. Даль: «Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил… (29)Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно, и на слова мои: терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей: стонай, тебе будет легче, - отвечал отрывисто: "Нет, не надо; жена услышит”… (30)Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его». (31)Е.Н. Мещерская-Карамзина: «Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение лица его. (32)На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды».

    (По Т. Скок)
22.05.2022 23:42:15
Автор: Мария Фуртаева

Какого человека можно назвать великодушным?
Отвечая на этот вопрос, Т.Скок рассуждает о личности Андрея Болконского – одного из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: «…прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души…» Так писатель указывает на то, что великодушный человек способен выражать искреннее сострадание.
Кроме того, автор повествует о письме А.С.Пушкина к П.А.Плетневу, в котором поэт, подбадривая друга, пишет о том, каким прекрасным ему видится их будущее: «Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья…» А.С.Пушкин обращается к приятелю: «Вздор, душа моя, не хандри…» Читатель понимает: великодушный человек не бросает другого в трудную минуту, а стремится поддержать его, помочь ему воспрянуть духом.
Примеры дополняют друг друга. Они позволяют понять, что великодушный человек не только способен искренне сочувствовать, но и может подбодрить другого в тяжелый период жизни.
Позиция Т.Скок такова: великодушным можно назвать человека, который умеет жалеть других, а также может выразить им искреннюю поддержку и подставить плечо в трудную минуту.
Я согласна с мнением автора. Действительно, поистине великодушный человек умеет проявлять сострадание и оказывать поддержку. Например, одна из главных героинь романа  Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» - миссис Марч – всегда жалела бедняков и старалась им помочь. Так, однажды на Рождество она отдала праздничный завтрак соседям, которые жили в нищете и голодали. Кроме того, миссис Марч всегда поддерживала четырех дочерей в трудные моменты. Даже когда одна из девочек умерла, миссис Марч, несмотря на боль утраты, стремилась в первую очередь ободрить остальных детей, так как их душевное состояние было для нее важнее собственного.
Таким образом, человека, умеющего сострадать и готового подставить плечо близким людям в трудные моменты, можно назвать великодушным.
Количество слов - 295

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Мария! Вам удалось написать довольно грамотную работу, соответствующую требованиям. Есть несколько шероховатостей, которые не позволили выставить максимальный балл.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно, но хотелось бы обратить ваше внимание на незаконченность мысли в первом абзаце (вопрос "повисает" в воздухе,  возникает смысловая лакуна), композиционную нестройность. Это отразится на выставлении балла по К5.

Какого человека можно назвать великодушным?
В первом абзаце можно назвать автора текста (это своего рода презентационная часть сочинения).  Одинокое предложение в первом абзаце напоминает заголовок, нет законченности мысли. На мой взгляд, лучше так не писать.
Возможные варианты правки:

Какого человека можно назвать великодушным? Над этим вопросом размышляет Тамара Скок, автор предложенного для анализа текста.

Какого человека можно назвать великодушным? Этот вопрос находится в центре внимания Т. Скок и т.д.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована недостаточно полно для получения балла.

Примеры дополняют друг друга. Они позволяют понять, что великодушный человек не только способен искренне сочувствовать, но и может подбодрить другого в тяжелый период жизни.
Не указано, как именно примеры дополняют друг друга. Что делает первый пример, что делает второй пример?

Напомню, что в анализе связи должно быть три компонента: название связи + расшифровка связи (как дополняют, как именно противопоставляются т.д.) + роль связи.

Приведу примеры анализа связи из своих работ (не по тексту Т. Скок):

Противопоставляя два выбора, две жизненные позиции: «отказ от любви и доброты» и «самоотверженную и терпеливую любовь» - писатель убеждает нас в том, что недопустимо предавать забвению нестареющий завет педагога, потому что отказ от подлинных ценностей приведёт к человеческим драмам, когда ничего уже невозможно будет исправить.
Гармоничное соединение двух примеров, дополняющих друг друга, позволяет сделать очевидный и правильный вывод: невозможно жить без прошлого, нет ничего сильнее, чем память сердца. В первом примере автором сделан акцент на образе вербового куста - памятного знака из прошлого, а во втором этот образ дополняется другими детскими воспоминаниями рассказчика. Храня в душе «осколочки» прошлого, человеку легче преодолевать испытания, которые готовит ему жизнь.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балла

Ошибки:

Нарушение развития мысли (об этом вы могли прочитать в анализе проблемы) (см. К1).

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Снижение балла по К10 влечён за собой снижение балла по К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Отвечая на этот вопрос, Т.Скок рассуждает о личности Андрея Болконского – одного из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: «…прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души…» Так писатель указывает на то, что великодушный человек способен выражать искреннее сострадание.

Повторы.

Читатель понимает: великодушный человек не бросает другого в трудную минуту, а стремится поддержать его, помочь ему воспрянуть духом.
Неудачное употребление местоимений.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом смысловой связи, речевым оформлением (постарайтесь осторожнее использовать местоимения и не допускать повторы). Советую на экзамене несколько раз проверять работу (для проверки содержания, грамотности, на наличие повторов).

Желаю удачи на ЕГЭ! У вас есть все шансы получить максимальный балл за сочинение.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку