Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
пр. "Проблема силы доброты"
-
Текст: Н. Батыгина. Об отзывчивости(1)На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. (2)Она нередко обращает мою память к Ивану Михайловичу.
(3)В пятиместной палате койка его стояла напротив другой, несколько дней пустовавшей. (4)И если кто-либо обращал внимание на нее, Иван Михайлович неизменно повторял: «(5)Так слава Богу, как говорится, одним больным на свете и поменьше...» (6)Сам он после операции, мог лежать в постели три-четыре дня. (7)Остальные проводил в заботах о соседях. (8)Особенно много внимания он уделял Алеше — парнишке в большой гипсовой повязке. (9)Ухаживал за ним, как нянечка. (10)И всем другим в палате помогал: умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит, грелку нальет, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползет. (11)Благодаря Ивану Михайловичу Алеша прямо-таки переродился. (12)Войду в палату — он теперь улыбается, приветливо говорит «доброе утро», «спасибо». (13)Раньше такой общительности за ним не замечалось.
(14)Все же пришел тот день, когда долго не занятая в палате койка понадобилась. (15)На нее положили молодого мужчину — моряка, накануне вернувшегося из длительного плавания. (16)Он куда-то торопился, вскочил на ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. (17)Раздробленную голень пришлось ампутировать. (18)Иван Михаилович весь остаток ночи провел без сна и во многом помог сестре.
—(19)У нас пополнение... (20)Вот Володя поступил, несчастье-то какое произошло... — нарушил тишину Иван Михайлович. (21)Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали усталость. (22)Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. (23)Алеша забыл поприветствовать меня. (24)А Володя словно застыл. (25)Он смотрел в одну точку и вряд ли что видел или слышал. (26)Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым.
(27)Я говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе. (28)Называла имена известных людей, перенесших подобную трагедию, но сумевших подняться над ней, рассказывала о солдатах с тяжелыми ранениями, полученными на фронтах Великой Отечественной войны, изувеченных, но определивших для себя место в жизни. (29)Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб, большие глаза. (30)Еле слышно ответил: «(31)Что делать, на протезе ходить буду...»
(32)Теперь уже не могу вспомнить точно, когда в палате появились первые приметы восстановленного покоя. (33)Алеша снова начал произносить «доброе утро», и все обитатели палаты вторили ему. (34)Однажды утром, войдя к ним, сразу обратила внимание на стол. (35)Иван Михайлович расставил на нем какие-то вкусные припасы. (36)Глаза его с лукавой хитринкой будто говорили: «(37)Смотри и любуйся». (38)Я смотрела и любовалась. (39)Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить.
(40)Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и бумажные салфетки с зеленой каемочкой (трогательный намек на домашний уют), Иван Михаилович произнес слова, простые и мудрые:
—(41)Что я Володе-то говорю. (42)Живой остался, вот и ладно. (43)Парень молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. (44)Протезы ноне делают, паря, — от здоровой ноги не отличишь. (45)Летом приедешь к нам в Устюг Великий. (46)Отдохнуть у нас можно. (47)А невесты-то у нас до того хороши, что нигде таких, паря, нету...
—(48)Иван Михаилович все верно говорит. (49)Он так много сделал для меня в эти тяжелые дни... (50)А жениться к Вам в город приеду, Иван Михаилович,— приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя. (51)Чтобы вот так улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни. (52)Он поверил в себя снова. (53)Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем.
(По Н.И. Батыгиной)
Батыгина Надежда Ивановна (1919 – 1990) – хирург, кандидат медицинский наук, заведовала хирургическим отделением, автор более 28 научных работ.
Автор рассказывает об Иване Михайловиче, лежавшем в пятиместной больничной палате и меньше всего думавшем о себе. Едва оправившись после операции, он всё время заботился о других. Особенное внимание уделял необщительному Алёше: "Ухаживал за ним, как нянечка". Такое заботливое отношение настолько согрело молодого парнишку, что он "прямо-таки переродился": научился улыбаться, говорить "доброе утро" и "спасибо". Этот пример свидетельствует о том, что сочувствие и искренняя помощь способны отогреть человеческую душу, пробудить в ней лучшие качества.
Продолжая размышлять над поставленной проблемой, автор рассказывает историю моряка Володи, которому ампутировали ногу. Мужчина был в отчаянии. Иван Михайлович не только ухаживал за ним, но и находил "простые и мудрые слова", чтобы утешить и поддержать: "Живой остался, вот и ладно <...> специальность есть и морская, и земная <... > Протезы ныне делают, паря, - от здоровой ноги не отличишь",- и приглашал приехать к ним в Устюг Великий за невестой. К Володе вернулась радость жизни и "он поверил в себя снова". Эти слова убеждают нас в том, что неравнодушие и искреннее участие способны помочь человеку не пасть духом и укрепить его веру в собственные силы.
Оба примера, дополняя друг друга, доказывают, что отзывчивость способна не только пробудить в людях добрые чувства, но и подарить надежду, укрепить душевные силы, спасти от отчаяния. Взаимосвязанные примеры помогают понять позицию автора.
Н. И. Батыгина считает, что человек, с любовью относящийся к людям, сочувствующий и искренно помогающий словом и делом, способен отогреть холодные и отчаявшиеся сердца, вернуть утраченную радость жизни и подарить веру. Поэтому так понятны слова автора о Володе: "Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем".
Я разделяю позицию автора. Действительно, очень важно, чтобы в трудную минуту жизни рядом был человек, который добрым участием поддержит и воодушевит. Ярким доказательством для меня является история героев романа "Преступление и наказание" Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Девушка поняла молодого человека, признавшегося ей в преступлении, прониклась к нему сочувствием и разделила его мучения. Именно поэтому герой Ф. М. Достоевского нашёл в себе силы покаяться. Это стало для него началом новой жизни.
В заключение хочется подчеркнуть, что сила отзывчивости заключается в её удивительном, ни с чем не сравнимом воздействии на душу. Поэтому искреннее сочувствие и доброта способны изменить жизнь человека.
Здравствуйте, Лилия!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена, проанализирована.
Лилия, мне кажется, что связь между примерами - аналогия: Иван Михайлович сострадательно и деятельно откликается на боль других, герой одинаково тепло ведёт себя с Алёшей и Володей. Дополнение тоже уместно: Вы верно проанализировали связь.
Взаимосвязанные примеры помогают понять позицию автора. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но есть шероховатости.
Поэтому так понятны слова автора о Володе: "Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем". |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла.
Ошибки:
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Основание для снижения по этому критерию- нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
К Володе вернулась радость жизни ЗПТ и "он поверил в себя снова". |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балла
Ошибки:
подарить веру |
K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл
Ошибки:
автор рассказывает историю моряка Володи, которому ампутировали ногу. Мужчина был в отчаянии. |
Лучше не называть персонажа по гендерному признаку- автор и герой
Именно поэтому герой Ф. М. Достоевского нашёл в себе силы покаяться. Это стало для него началом новой жизни. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл
Лилия, Вы создали грамотную работу, логичную, глубокую. Проанализируйте неточности, на которые я указала, и идите к максимальному баллу за сочинение на экзамене.
Удачи на ЕГЭ!