Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема свободы

  • Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести
    (1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
    (6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
    (7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
    (9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
    (11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
    (12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
    (14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
    (17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
    (22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
    (26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
    (29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
    (30)Что такое внутренняя свобода?
    (31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
    (33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
    (40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
    (41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
    (46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
    (47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
    (52)От совести.
    (53)Что такое совесть?
    (54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
    (59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
    (64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
    (72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
    (74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
    (С. Соловейчик)
20.05.2022 00:16:33
Автор: Дима Караваев

  Что означает быть свободным человеком? На этот проблемный вопрос отвечает С.Соловейчик.
  Размышляя над проблемой , автор обращает внимание на то , что вольные люди свободны внутренне. Им "не страшно перед жизнью , они не зависимы от толпы", поэтому такие будут на шаг впереди других , так как свободны в душе, и поэтому на них "держится и развивается мир". Этот пример показывает , что каждый , кто " не сражается за свою личную свободу , а владеет ею" , является независимым человеком.
  Помимо этого, Соловейчик говорит о том , что бессовестливый человек не может быть свободным , а совесть в свою очередь напрямую связана с доброй и правдой . Отсюда следует, что те , кто является "рабом дурных своих устремлений , рабом обстоятельств жизни , и внешнюю свободу употребляет во зло " , невольные люди. Значит, человек по-настоящему независим только тогда , когда совершает совестливые поступки по отношению ко всем .  
  Приведённые примеры , дополняя друг друга подтверждают , что свободным является только тот , кто не только чист внутри себя , но и совестлив со всеми . Аргументы помогают Соловейчику быть более убедительным в ответе на проблемный вопрос.
  Я согласен с мнением автора и тоже считаю , что вольный человек умнее и интереснее остальных , поэтому нужно стремиться к этому . Писатели в своих произведениях по-разному дают определение слову свобода , так как у всех различное мнение , но всё же нельзя быть независимым , если у человека нет очищения внутри себя и совести .
  Таким образом , нужно становиться свободным в душе , не забывая про свою совесть , чтобы государство было с независимым обществом .
Количество слов - 236

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Дима!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована.
Связь- объяснение понятия.

Этот пример показывает , что каждый , кто " не сражается за свою личную свободу , а владеет ею" , является независимым человеком.
Цитаты должны быть в примере, а пояснения принадлежать Вам.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса формальное

Я согласен с мнением автора и тоже считаю , что вольный человек умнее и интереснее остальных ,
Вам нужно высказаться своё мнение о том, что значит быть свободным. Вы отвечаете на другой вопрос: "Какие качества присущи свободному человеку?"
Писатели в своих произведениях по-разному дают определение слову свобода , так как у всех различное мнение , но всё же нельзя быть независимым , если у человека нет очищения внутри себя и совести .
"Вода", нет конкретики. Такое обоснование не может быть засчитано.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов

Ошибки:

Помимо этого, Соловейчик говорит о том , что бессовестливый человек не может быть свободным , а совесть в свою очередь напрямую связана с доброй и правдой . Отсюда следует
Откуда? Два утверждения даёте до этого.

Помимо этого, Соловейчик говорит о том , что бессовестливый человек не может быть свободным , а (почему Вы выбираете союз для противопоставления) совесть в свою очередь напрямую связана с доброй и правдой . Отсюда следует, что те , кто является "рабом дурных своих устремлений , рабом обстоятельств жизни , и внешнюю свободу употребляет во зло " , невольные люди. Значит, (нет, не значит. Непонятно, как Вы делаете суждение) человек по-настоящему независим только тогда , когда совершает совестливые поступки по отношению ко всем .  
  Приведённые примеры , дополняя друг друга подтверждают , что свободным является только тот , кто не только чист внутри себя , но и (Разве противопоставлены чистота внутренняя и порядочность в отношениях с другими людьми? совестлив со всеми .
Обратите внимание, чтобы Вы употребляете противительные союзы безосновательно.
Писатели в своих произведениях по-разному дают определение слову свобода , так как у всех различное мнение , но всё же нельзя быть независимым , если у человека нет очищения внутри себя и совести .
Почему НО? Вы спорите с тем, что до этого написали?

Таким образом , нужно становиться свободным в душе , не забывая про свою совесть , чтобы государство было с независимым обществом .
Вывод= обобщение, а не новый тезис, требующий доказательства.

K6 - Точность и выразительность речи: 0 баллов

Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

Ошибки:

опечатка

связана с доброй и правдой

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

бессовестливый человек
бессовестный человек

K10 - Соблюдение речевых норм : 0 баллов

Ошибки:

На этот проблемный вопрос отвечает С.Соловейчик.
  Размышляя над проблемой...
Тавтология

вольные люди
Такое словосочетание обозначает бывших крепостных.

Размышляя над проблемой , автор обращает внимание на то , что вольные люди свободны внутренне. Им "не страшно перед жизнью , они не зависимы от толпы", поэтому такие будут на шаг впереди других , так как свободны в душе, и поэтому на них "держится и развивается мир". Этот пример показывает , что каждый , кто " не сражается за свою личную свободу , а владеет ею" , является независимым человеком.
Тавтология
Помимо этого, Соловейчик говорит о том , что бессовестливый человек не может быть свободным , а совесть в свою очередь напрямую связана с доброй и правдой .
совестливые поступки
Слово СОВЕСТЛИВЫЙ лучше применить к человеку. Поступки могут быть нравственными, добрыми.

чист внутри себя
лишнее слово

вольный человек умнее и интереснее остальных , поэтому нужно стремиться к этому
К чему?

Неверное употребление указательного местоимения.
совестлив со всеми
Неудачное словосочетание

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

Аргументы помогают Соловейчику быть более убедительным в ответе на проблемный вопрос.
Фраза, которую стОит удалить по двум причинам:
1) это "вода", информации не,
2) звучит высокомерно-снисходительно по отношению к знаменитому человеку.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, логикой  (обратите внимание на постановку противительных союзов) и речью.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку