Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема влияния технического прогресса на человека

  • Текст: В. Солоухин. Видно, уж прошло то время
    (1)Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. (2)Устоишь ли теперь от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер? (3)Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.
    (4)Кстати, о гостиничных столиках. (5)Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный стол? (6)Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. (7)Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. (8)Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.
    (9)Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано. (10)Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. (11)Со временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться. (12)Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать, недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. (13)Откидывается от стенки полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры, кремов, ресничной туши и прочих вещей. (14)Стола же нет как нет. (15)Так и видишь, что люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили, видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера должна быть, увы, кровать.
    (16)Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты?
    (17)Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (18)Но произошел удивительный парадокс. (19)Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (20)Да боже мой! (21)У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.
    (22)Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. (23)Но ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. (24)Мы же, дай нам волю, просуетимся и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой натуры.
    (25)Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. (26)Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? (27)Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д'Арк из города Орлеана, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи, Лермонтов и Толстой. (28)Да мало ли… (29)Открыватели новых земель, первые полярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа, подвижники идеи. (30)Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения? (31)Конечно, мощные орудия и приспособления… (32)Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. (33)Пожалуй, трусишка-то и дернет в первую очередь.
    В.А. Солоухин.
18.05.2022 21:13:19
Автор: Данил Меркушев

Как влияет технический прогресс на человека?  
    Отвечая на этот вопрос,В Солоухин пишет:"Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты".Так автор указывает на то ,что развитие техники сделало человека нетерпеливым,тревожным.  
    Кроме того,писатель рассказывает как технический прогресс повлиял на простого человека:"Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения? Конечно, мощные орудия и приспособления… Но ведь и духовное ничтожество ".Читатель понимает:Хотя развитие техники и сделало жизнь человека более удобной,но оно разворовало его духовное богатство.Теперь мы не можем провести и десяти минут за чтением книги,не отвлекаясь на телефон,ведь , как нам кажется,там может быть что-то важное.  
    Примеры дополняют друг друга и позволяют понять,что  технологическое развитие не дало больше времени простым людям,напротив,сделало их суетливыми,неспособным сконцентрироваться на чём-то долгое время,а также сделало их духовно ничтожными.
    Позиция автора такова:технический прогресс сделал человека более суетливым и нетерпеливым,отнял его духовную составляющую.  
    Я согласен с автором.Действительно,мы скорее предпочтем провести время за просмотром сериалов,фильмов или новостей,нежели за чтением книги,которая смогла бы обогатить словарный запас и расширить мировоззрение.Потратим это время на бесполезную игру, нежели на поход в театр,который мог бы не только нас развлечь,но и подарить незабываемые впечатления о классической эстраде.
    Итак,результаты технического должны быть вспомогательным элементом в духовном развитии человека,  не лишающим его [человека] терпеливости или времени.
Количество слов - 272

Здравствуйте, Данил!

Ваше сочинение написано неплохо, вы хорошо справляетесь с комментированием и пишете грамотно, однако у вас проскакивают ошибки, которые вы свершаете по невнимательности. Пожалуйста, на экзамене переписывайте чистовой текст внимательно.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана верно. Анализ близок к обнулению, потому что хотя вы пишете о двух сторонах ответа на вопрос, но не указываете работу автора по установлению необходимости именно той связи, которую вы выбираете. То есть вам нужно отметить, для чего эта связь нужна именно автору, составителю текста.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора сформулирована верно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора сформулировано верно

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Как влияет технический прогресс на человека?  

Нарушение абзацного членения текста: одно предложение, если оно не состоит из нескольких фраз, не может быть абзацем.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Читатель понимает:Хотя развитие техники и сделало жизнь человека более удобной

после двоеточия пишем с маленькой буквы

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

писатель рассказывает как технический прогресс повлиял

нужна запятая перед придаточным предложением в составе СПП

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

сделало их суетливыми,неспособным сконцентрироваться

неспособнымИ

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

развитие техники и сделало жизнь человека более удобной,но оно разворовало его духовное богатство

нарушение сочетаемости: уменьшило богатство,  

напротив,сделало их суетливыми,неспособным сконцентрироваться на чём-то долгое время,а также сделало их духовно ничтожными.

тавтология: во втором случае слово можно опустить

технический прогресс сделал человека более суетливым и нетерпеливым,отнял его духовную составляющую.

1) речевая недостаточность: отнял у кого: у него ("его" убрать)

2) речевая несочетаемость: у человека нет "духовной составляющей", потому что он живой и не состоит из частей

незабываемые впечатления о классической эстраде.

несочетаемость: эстрада не имеет отношения к классике, так как является массовой культурой, которая не может быть классической

результаты технического должны быть вспомогательным элементом  

речевая недостаточность: технического прогресса

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Данил, вам стоит следить за тем, чтобы слова выстраивались в понятные речевые конструкции.

Успехов в подготовке к экзамену!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку