Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отношения людей к своей родине

  • Текст: К. Паустовский. Базарный Сызган
    (1)Базарный Сызган. (2)Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. (3)Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. (4)Была вьюга. (5)К утру поезд сплошь залепило снегом. (6)Я пошел со своим соседом по вагону, добродушным увальнем Николашей Рудневым, студентом Петровской сельскохозяйственной академии, в вокзальный буфет купить баранок.
    (7)Как всегда после вьюги, воздух был пронзительно чист и крепок. (8)В буфете было пусто. (9)Пожелтевшие от холода цветы гортензии стояли на длинном столе, покрытом клеенкой. (10)Около двери висел плакат, изображавший горного козла на снеговых вершинах Кавказа. (11)Под козлом было написано: «Пейте коньяк Сараджева». (12)Пахло горелым луком и кофе.
    (13)Курносая девушка в фартуке поверх кацавейки сидела, пригорюнившись, за столиком и смотрела на мальчика с землистым лицом. (14)Шея у мальчика была длинная, прозрачная и истертая до крови воротом армяка. (15)Редкие льняные волосы падали на лоб.
    (16)Мальчик, поджав под стол ноги в оттаявших опорках, пил чай из глиняной кружки. (17)Он отламывал от ломтя ржаного хлеба большие куски, потом собирал со стола крошки и высыпал их себе в рот.
    (18)Мы купили баранок, сели к столику и заказали чай. (19)За дощатой перегородкой булькал закипавший самовар.
    (20)Курносая девушка принесла нам чай с вялыми ломтиками лимона, кивнула на мальчика в армяке и сказала:
    – Я его всегда кормлю. (21)От себя, а не от буфета. (22)Он милостыней питается. (23)По поездам, по вагонам.
    (24)Мальчик выпил чай, перевернул кружку, встал, перекрестился на рекламу сараджевского коньяка, неестественно вытянулся и, глядя остановившимися глазами за широкое вокзальное окно, запел. (25)Пел он, очевидно, чтобы отблагодарить сердобольную девушку. (26)Пел высоким, скорбным голосом, и в ту пору песня этого мальчика показалась мне лучшим выражением сирой деревенской России. (27)Из слов его песни я запомнил очень немного.
    ...(28)Схоронил ее
            во сыром бору,
            во сыром бору
            под колодою,
            под колодою,
            под дубовою...
    (29)Я невольно перевел взгляд туда, куда смотрел мальчик. (30)Снеговая дорога сбегала в овраг между заиндевелыми кустами орешника. (31)За оврагом, за соломенными крышами овинов вился струйками к серенькому, застенчивому небу дым из печей. (32)Тоска была в глазах у мальчика – тоска по такой вот косой избе, которой у него нет, по широким лавкам вдоль стен, по треснувшему и склеенному бумагой окошку, по запаху горячего ржаного хлеба с пригоревшими к донцу угольками.
    (33)Я подумал: как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется.
    (34)С тех пор я помногу живал в деревенских избах и полюбил их за тусклый блеск бревенчатых стен, запах золы и за их суровость. (35)Она была сродни таким знакомым вещам, как ключевая вода, лукошко из лыка или невзрачные цветы картошки.
    (36)Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера. (37)Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему. (38)Александр Блок написал в давние тяжелые годы:
    (39)Россия, нищая Россия,
         Мне избы серые твои,
         Твои мне песни ветровые —
         Как слезы первые любви!
    (40)Блок был прав, конечно. (41)Особенно в своем сравнении. (42)Потому что нет ничего человечнее слез от любви, нет ничего, что бы так сильно и сладко разрывало сердце. (43)И нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники.
    (44)В те годы, во время службы моей на санитарном поезде, я впервые ощутил себя русским до последней прожилки. (45)Я как бы растворился в народном разливе, среди солдат, рабочих, крестьян, мастеровых. (46)От этого было очень уверенно на душе. (47)Даже война не бросала никакой тревожной тени на эту уверенность. (48)«Велик Бог земли русской, – любил говорить Николаша Руднев. – (49)Велик гений русского народа! (50)Никто не сможет согнуть нас в бараний рог. (51)Будущее – за нами!»
    (52)Я соглашался с Рудневым. (53)В те годы Россия предстала передо мной только в облике солдат, крестьян, деревень с их скудными достатками и щедрым горем. (54)Впервые я увидел многие русские города и фабричные посады, и все они слились своими общими чертами в моем сознании и оставили после себя любовь к тому типичному, чем они были наполнены.
    (К.Г. Паустовский)
18.05.2022 12:42:37
Автор: Дарья Душина

   Каково отношение людей к своей родине? Над этим вопросом размышляет К. Г. Паустовский.
   Рассуждая о проблеме, автор пишет: "С тех пор я помногу живал в деревенских избах и полюбил их за тусклый блеск бревенчатых стен, запах залы и их суровость". Так писатель указывает на то, что есть люди, любящие свою страну даже за самые незначительные вещи.
   Кроме того, К. Г. Паустовский рассказывает: "И нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, её прошлому, настоящему и будущему, к её языку, быту, к её лесам и полям, к её селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники". Читатель понимает: существуют люди, которым нет дела до богатства и красоты родины.
   Писатель противопоставляет отношения к своей стране: одни безгранично уважают место, где они выросли, а другие испытывают к нему безразличие.
   Авторская позиция такова: существуют люди, искренне любящие родину даже за какие-то мелочи, а есть те, кто абсолютно не интересуются ею.
   Я согласна с К. Г. Паустовским, поскольку встречала людей с разным отношением к своей стране. Все члены моей семьи, являющиеся патриотами, уважают историю и традиции России. Также у меня есть друзья, которые безразлично относятся к родине и даже мечтают отсюда уехать.
   В заключение хочется сказать, что свою страну стоит любить, поскольку здесь мы выросли, получили знания и встретили друзей и знакомых.  
Количество слов - 217

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Дарья! В Вас чувствуется грамотная ученица с развитой речью. Но опыта написания сочинений, видимо, немного, поэтому есть серьёзные недостатки в содержательной и структурной части работы.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Тем текста определена Вами правильно, проблема -  не совсем корректно. Точнее ПВ должен был звучать так:

  1. Почему в тяжелые времена у человека обостряется любовь к родной земле?

  2. Какую роль играет Родина в жизни человека?

  3. Как человек должен относиться к Родине?
    Поскольку неудачно сформулировали проблему- возникли сложности с ПА: её по сути нет (с. К4)

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена формально.

Авторская позиция такова: существуют люди, искренне любящие родину даже за какие-то мелочи, а есть те, кто абсолютно не интересуются ею.
Разве ради этой мысли был создан автором текст?
Почти аксиома, констатация известного факта.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезиса нет.
Дальше Вы пытаетесь что-то, чего нет, обосновать.
При К3=0, К4 обнуляется

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов

Ошибки:

1.Писатель противопоставляет отношения к своей стране: одни безгранично уважают место, где они выросли, а другие испытывают к нему безразличие.
2.  Авторская позиция такова: существуют люди, искренне любящие родину даже за какие-то мелочи, а есть те, кто абсолютно не интересуются ею.
1 дублирует 2
Не должно быть в сочинении не только повтора слов, но и повтора мыслей.

Все члены моей семьи, являющиеся патриотами, уважают историю и традиции России. Также у меня есть друзья, которые безразлично относятся к родине и даже мечтают отсюда уехать.
А почему ТАКЖЕ, если Вы пишете о прямо противоположном?
В заключение хочется сказать, что свою страну стоит любить, поскольку здесь мы выросли, получили знания и встретили друзей и знакомых.  
ВЫВОД= ОБОБЩЕНИЕ сказанного
У Вас появляется новый тезис (о знаниях и друзьях), требующ9ий доказательства.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

Писатель противопоставляет отношения пропуск слова к своей стране
Грамматическая ошибка порождает речевую, двусмысленность: СВОЯ страна- страна рассказчика или других людей?
есть те, кто абсолютно не интересуются ею
КТО НЕ ИНТЕРЕСУЕТСЯ

K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла

Ошибки:

есть люди, любящие свою страну даже за самые незначительные вещи.
Вещи= предметы.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Ошибки: -0,5

Кроме того, К. Г. Паустовский рассказывает
Вы путаете термины АВТОР и РАССКАЗЧИК (персонаж)

Общие рекомендации: следует усилить работу над формулированием вопросно- ответной связи позиция автора- проблемный вопрос.
Посмотрите наши понедельничные вебинары- практически каждый ведущий говорит об этом.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 0
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку