Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

пр. "Материнской любви"

  • Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...
    (1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
    (6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
    —(8)Ваш сын приговорен к казни.
    (9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
    —(11)Можно мне видеть коменданта?
    (12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
    (16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
    —(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
    —(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
    —(22)Он приговорен к казни.
    (23)Мейер вытер лоб ладонью.
    —(24)Он работал на лесопилке...
    —(25)Ах, лесопилка! —  (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
    (29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
    —(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, —  после недолгого молчания сказал комендант.
    —(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. —  (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
    —(35)Понимаю, —  сказал он и как бы ушел в себя.
    (36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
    —(38)Ваша мать жива?
    —(39)Моя матушка? —  (40)Он слегка посветлел. —  (41)Моя матушка?
    (42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
    —(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, —  комендант оживился, —  она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
    — (46)Все матери похожи друг на друга.
    —(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
    —(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
    —(52)Правда, — отозвалась я.
    —(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
    — (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
    (56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
    (64)Комендант покосился на часы и сказал:
    —(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
    —(66)Куда мне бежать?
    —(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
    (73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
    (76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
    (82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
    —(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
    (88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
    (92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
    (99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
    —(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
    (104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
    (110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
    —(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
    (114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
    (123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
    —(125)Они все мои сыновья.
    (по Ю.Яковлеву)
17.05.2022 22:49:39
Автор: Лилия Орлова

    На что способна материнская любовь? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенной для анализа тексте Ю. Яковлева.
    Чтобы привлечь внимание автора к данной проблеме, автор рассказывает историю матери, сын которой был приговорён фашистами к казни в годы войны. Мать пришла к коменданту и просила помиловать её мальчика. Немец, словно сочувствуя ей, предположил, что юноша "мог быть задержан случайно". Мать вспоминает: "На меня нашло материнское ослепление. Никого вокруг не существовало. Только мой сын". Она готова была забыть про гордость, лишь бы вырвать своего ребёнка из рук смерти. Этот пример свидетельствует о том, что любящая мать способна действовать очень решительно.
    Продолжая размышлять над поставленной проблемой, автор показывает нам сцену встречи матери и сына. Четверо ребят стояли у кирпичной стены. Кирилл не поднимал глаз, чтобы не встретиться взглядом с матерью. И внезапно она поняла: "Спасая сына, я одновременно передаю его". Эта мысль заставила её вздрогнуть. Женщина подумала о том, что "куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек". Эти слова убеждают нас в том, что мать поняла состояние Кирилла и, сумев преодолеть свои чувства, не указала на сына.
    Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что материнская любовь способна быть решительной и самоотверженной.
    Хотя мнение автора не выражено напрямую, мы можем понять его по описанию поведения матери в комендатуре и на месте казни. Мать, считает Ю. Яковлев, способна совершить любой поступок ради спасения своего ребёнка и только она чутким сердцем может понять его и поддержать, как бы сложно для неё это ни было.
     Я разделяю позицию автора. Действительно, мама умеет понять чувства ребёнка и старается помочь ему в любых, даже самых сложных обстоятельствах. Я убедилась в этом на собственном примере. В школе, в которой я училась, мне было некомфортно, так как не сложились отношения с ребятами и не нравилась атмосфера в классе. Но заведение было очень престижным, и потому все говорили, что надо потерпеть. Именно мама поняла меня, как никто, и я перешла в другую школу. Также мама поддерживает меня в вопросе выбора дальнейшего образования, хотя это расходится с её собственным мнением и желанием. Поэтому я уверена, что возможности и способности материнской любви безграничны.
    В заключение хочется подчеркнуть, что материнская любовь поистине способна многое преодолеть.
Количество слов - 356

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Лилия!
Вы знаете структуру сочинения, работа грамотная, логичная.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно: это не дополнение, а противопоставление:

1. мать ослеплена страхом за ребёнка, хочет спасти его
НО

2. отказывается от этого
Роль связи указана неправильно.

Четверо ребят стояли у кирпичной стены. Кирилл не поднимал глаз, чтобы не встретиться взглядом с матерью. И внезапно она поняла: "Спасая сына, я одновременно передаю его". Эта мысль заставила её вздрогнуть.

Эти предложения можно удалить. Пересказ должен быть аналитическим.
Например, можно объяснить, почему Кирилл боялся встретиться взглядом с мамой, почему женщина вздрогнула о пронзившей её мысли. В чём была помощь сыну матери в момент, когда она отказалась от спасения своего ребёнка? Нужно пояснить, тогда к ПА не возникнет вопросов.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно.

Хотя мнение автора не выражено напрямую, мы можем понять его по описанию поведения матери в комендатуре и на месте казни.
Всю конкретику отправляйте в комментарий.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балла

Ошибки:

Четверо ребят стояли у кирпичной стены. Кирилл не поднимал глаз, чтобы не встретиться взглядом с матерью.
Героя надо ввести. Назовите его сразу по имени!

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

можно найти в предложенной для анализа тексте
предложенном

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

автор рассказывает историю матери, сын которой был приговорён фашистами к казни в годы войны. Мать пришла к коменданту и просила помиловать её мальчика.
Тавтология

автор показывает нам сцену встречи матери и сына.
НАМ- лишнее слово

Хотя мнение автора не выражено напрямую, мы можем понять его по описанию поведения матери в комендатуре и на месте казни.
Используйте безличные предложения: кого Вы имеете в вижу под словом МЫ?
Я убедилась в этом на собственном примере. В школе, в которой я училась, мне было некомфортно, так как не сложились отношения с ребятами
Повтор

возможности и способности материнской любви
Как Вы различаете по смыслу выделенные слова в этом предложении?

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием.
Следуйте за логикой авторской мысли, используйте слова- маркеры для определения смысловых отношений между примерами- иллюстрациями.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку