Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема влияния войны на жизни простых людей

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
15.05.2022 04:11:49
Автор: Евгений Зубов

Автор текста К. Паустовский размышляет над проблемой влияния войны на жизни простых людей.
Не случайно автор обращает внимание читателя на то, что каждую ночь женщины подходили к Брестскому вокзалу, куда трамвайщики подавали белые санитарные вагоны с ранеными. Девушки надеялись найти среди раненых мужа, брата, сына или однополчанина родного человека, который мог бы рассказать о его судьбе. Этим К. Паустовский хочет показать, что война вынуждает людей жить в страхе потери родного человека.
Продолжая повествование, писатель рассказывает об австрийском солдате, попавшем в плен после кровавого сражения, на которое он был отправлен «по воле "швабов" прямо из своей деревни». Австриец, умирая, захотел извиниться и выразил мысль, что «сила ломит солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев». Автор хочет сказать, что война делает близких людей врагами и заставляет их убивать друг друга.
Оба аргумента связаны и дополняют друг друга. Они показывают, что военные действия вынуждают простых людей истреблять друг друга, тем самым наполняя их семьи горечью утраты близких.
Автор считает, что война – это жестокое событие, кардинально меняющее судьбу человека, причем не в лучшую сторону.
Трудно не согласиться с позицией К. Паустовского. Я считаю, что война зачастую лишает людей дома, семьи и смысла жизни. Так, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов во время войны лишился семьи. Эта потеря сильно сказалась на его состоянии: некоторое время он чувствовал опустошение. Однако Андрей смог найти в себе силы продолжить жить дальше и даже приютил бездомного мальчика.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что человечество должно стремиться не допускать военных конфликтов, разделяющих людей.
Количество слов - 252

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Евгений!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно, но хочу вам дать совет: лучше (удобнее), если проблему обозначать в виде вопроса. Но выбор за вами -- я только даю рекомендацию. Когда проблема обозначена в виде вопроса, пишущему легче проследить за логикой развития мысли в комментарии и выйти на позицию автора. Уверена, что вы знаете о том, что проблема и позиция автора соотносятся как вопросно-ответное единство: проблема -- вопрос, ПА -- ответ на данный вопрос.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, но пояснение содержит логическую ошибку, поэтому не может быть засчитано.

Продолжая повествование, писатель рассказывает об австрийском солдате, попавшем в плен после кровавого сражения, на которое он был отправлен «по воле "швабов" прямо из своей деревни». Австриец, умирая, захотел извиниться и выразил мысль, что «сила ломит солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев». Автор хочет сказать, что война делает близких людей врагами и заставляет их убивать друг друга.

Такое пояснение логично, если бы текст был о гражданской войне. Австриец не житель России, не родственник тех, кого ему приходилось убивать. Нелогично использовать в пояснении слово "близких".

Значение слова "близкие" -- состоящий в кровном родстве с кем-л. Б-ая родня. Б-ие родственники.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована, но недостаточно полно. Так как вы пишете о связи "дополнение", возрастает степень ответственности. Если выбираете такую связь, то старайтесь быть убедительнее, чтобы не вызывать никаких сомнений у проверяющих. Будьте готовы к тому, что на реальном ЕГЭ к дополнению будет пристальное внимание экспертов. Анализ связи стройте по следующей формуле: указание на вид связи + расшифровка связи (как именно дополняют, что делает один пример, что другой; как примеры противопоставлены и т.д.) + роль связи.

Предлагаю вам пример анализа связи  из моего сочинения по тексту К.Г. Паустовского (проблема -- Что объединяет людей во время войны?):

Примеры, дополняя друг друга, помогают лучше понять авторский замысел. В первом примере сделан акцент на чувстве единения, которое возникло у трамвайщиков, женщин и раненых, потому что каждый из них проникся жалостью и состраданием к другому человеку.  Во втором эпизоде мысль о единении людей, связанных общей бедой, усиливается благодаря образу умирающего австрийца, осмыслившего происходящие события и сумевшего это донести до рассказчика. У читателя возникает ощущение сопричастности с персонажами текста и понимание того, насколько важно, несмотря на войну, оставаться человеком, не терять нравственные ориентиры.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Не случайно автор обращает внимание читателя на то, что каждую ночь женщины подходили к Брестскому вокзалу, куда трамвайщики подавали белые санитарные вагоны с ранеными.
Нет перехода к комментарию (если говорить образно, то можно сказать так: с места в карьер). Какие женщины? Почему не случайно? Вы должны писать так, чтобы было понятно и не приходилось постоянно обращаться к тексту, чтобы понять, о чём вы хотели сказать.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что человечество должно стремиться не допускать военных конфликтов, разделяющих людей.
В заключении, на мой взгляд, вы несколько расширили проблемное поле -- появился новый аргумент.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла

Ошибки:

Оба аргумента связаны и дополняют друг друга.
Аргумент и пример -- это не одно и то же. Употребляйте слово "пример".

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки:

Этим К. Паустовский хочет показать, что война вынуждает людей жить в страхе потери родного человека.
Нарушение управления.Лучше сказать по-другому.
Варианты исправления:
Во время войны люди живут в страхе, волнуясь за родных, которые могут погибнуть.
Из-за войны люди живут в страхе за своих родных.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Они показывают, что военные действия вынуждают простых людей истреблять друг друга, тем самым наполняя их семьи горечью утраты близких.
Нарушение лексической сочетаемости. Действия не могут наполнять горечью утраты.
Я считаю, что война зачастую лишает людей дома, семьи и смысла жизни. Так, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов во время войны лишился семьи.
Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Девушки надеялись найти среди раненых мужа, брата, сына или однополчанина родного человека, который мог бы рассказать о его судьбе.
Не думаю, что слово "девушки" уместно употребить в данном случае. Я понимаю, что вы так пытаетесь уйти от повторов, но здесь это получилось неудачно.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, особенно анализом смысловой связи. Старайтесь точнее подбирать слова. Совет: лучше указывать инициалы автора (не К. Паустовский, а К.Г. Паустовский, не М. Шолохов, а М.А. Шолохов). Конечно, ошибки у вас нет, но к этому могут придраться. Так зачем же рисковать, когда у вас на экзамене под текстом содержится краткая информация об авторе?

Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку