Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что значит быть свободным человеком?

  • Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести
    (1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
    (6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
    (7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
    (9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
    (11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
    (12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
    (14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
    (17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
    (22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
    (26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
    (29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
    (30)Что такое внутренняя свобода?
    (31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
    (33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
    (40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
    (41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
    (46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
    (47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
    (52)От совести.
    (53)Что такое совесть?
    (54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
    (59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
    (64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
    (72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
    (74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
    (С. Соловейчик)
14.05.2022 17:33:00
Автор: роман постнов

Что значит быть свободным человеком?
Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, С. Соловейчик рассказывает о том, что же такое свобода: “В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. По сути, речь идет о совершенно разных вещах. Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления. Внешняя свобода … не бывает абсолютной”. Автор подмечает: “Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни”. Читатель понимает, что быть свободным человеком – значит быть внутренне не скованным даже в самой скверной ситуации.

Далее писатель рассказывает о двух государствах: “Самом свободном” и “Самом несвободном”. В них, вопреки ожиданиям, могут быть “зависимые, несвободные люди” и “могут быть свободные” соответственно. Автор ловко подмечает, что: “Человек свободный – это человек, свободный внутренне. Как и все люди, внешне он зависит от общества. Но внутренне он независим” Этот пример доказывает, что быть свободным – это качество личности. С ним человек живёт не ради свободы, а живёт свободно.

Примеры дополняют друг друга. Они помогают понять, что свободный человек – может быть не свободен внешне, но абсолютно свободен внутренне.

Позиция автора такова: быть свободным человеком – это быть не сколько свободным наружно, сколько внутренне, быть свободным на свой личный взгляд. Свободный человек не скован предубеждениями, завистью, корыстью.

Я согласен с позицией автора. Действительно, свободный человек имеет способность уникально держаться, независимо мыслить. Даже в самой скверной ситуации внутренне свободный человек останется непоколебим. Например, моя мать, устроившись на новую работу, сразу же понравилась всему коллективу, нашла много новых подруг. Однажды, начальство попросило её (вместе со всем штатом сотрудников) дать ложные показания против невиновного человека. Выбирая между двумя вариантами: подставить человека, оставшись в коллективе, или ничего не писать, разорвав все связи, моя мама выбрала второй вариант, доказав, что она по-настоящему внутренне свободна.

В заключение хотелось бы сказать, что быть свободным человеком – это быть прежде всего свободным внутренне, для себя.
Количество слов - 335

Здравствуйте, Роман!

Ваше сочинение не провальное, но вам явно тяжело дается работа с примерами и комментариями. Рекомендую в срочном порядке самостоятельно повторить правила оформления примеров и комментариев. Также советую вам внимательнее быть при проверке черновых записей, потому что при более тщательном пересмотре написанного некоторые ошибки можно увидеть и вовремя исправить. И конечно, не могу не сказать вам о необходимости дозированной цитации, потому что чрезмерное цитирование закрывает логику ваших собственных рассуждений.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен неверно: во втором взятом вами примере говорится о самостоятельности и независимости свободного человека.

Взаимосвязь между примерами указана неверно. Вы сами в анализе связи показываете противопоставление ("свободный человек – может быть не свободен внешне, но абсолютно свободен внутренне"), но не раскладываете при этом примеры так, как видите в выводе. Получается "плавающий" текст из разряда "я думаю, думаю". Вы должны четко понимать, где полярные примеры и какие мысли они несут. Дополнение здесь может быть, но вы его не находите, при этом в каждом абзаце противопоставляете одни и те же понятия: свобода-несвобода (обнуление К5). Увы, из-за этого в  работе слишком высокий риск полного обнуления К2.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора сформулирована верно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора сформулировано верно

, однако позиция получила иную интерпретацию: вы теперь говорите не столько о свободе, сколько о совести, поэтому собственный пример кажется здесь "притянутым за уши"

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Что значит быть свободным человеком?

нарушение абзацного членения: одно предложение не может быть абзацем, поскольку оно слишком коротко

Также много нарушений логики построения текста

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

быть не сколько свободным наружно, сколько внутренне

не столько... сколько

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

могут быть “зависимые, несвободные люди” и “могут быть свободные” соответственно.

вводное слово обособляем

Но внутренне он независим” Этот пример

нужна точка в конце предложения

что свободный человек – может быть не свободен внешне

тире между подлежащим и сказуемым поставлено не обосновано

Выбирая между двумя вариантами: подставить человека, оставшись в коллективе, или ничего не писать, разорвав все связи, моя мама выбрала второй вариант

нужно тире после однородных членов при обобщающем слове: выбирая между двумя вариантами: подставить человека, оставшись в коллективе, или ничего не писать, разорвав все связи, - моя мама выбрала второй вариант

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Автор ловко подмечает, что: “Человек свободный – это человек, свободный внутренне.

неверное оформление предложения с косвенной речью. Если вы вводите цитату как косвенную речь, то не нужно оформлять ее в виде прямой речи

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Автор ловко подмечает

речевая избыточность: нет никакой ловкости в работе автора

быть не сколько свободным наружно, сколько внутренне, быть свободным на свой личный взгляд.

тавтология: стоило сказать о чувствах или ощущениях внутренне свободного человека

быть свободным на свой личный взгляд.

речевая несочетаемость и избыточность: слово "личный" лишнее

человек имеет способность уникально держаться

речевая несочетаемость: непринужденно держаться

человек имеет способность уникально держаться

речевая недостаточность: держаться где? в обществе, например

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Роман, вам стоит потрудиться в процессе самоподготовки, чтобы улучшить свой балл. Потенциал в вас есть, главное, чтоб хватило времени.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку