Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема влияния войны на судьбы людей

  • Текст: Ю. Нагибин. О воспоминаниях юности
    (1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.
    (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
    (5)В класс заглянула Женя Румянцева.
    — (6)Сережа, можно тебя на минутку?
    (7)Я вышел в коридор.
    — (8)Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.
    (9)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:
    — Зачем?
    — (10)Мне интересно, каким ты станешь. (11)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
    (12)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (13)Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. (14)Немногие из нас твердо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.
    (15)Между нами никогда не было дружеской близости. (16)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах...
    (17)Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. (18)Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. (19)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршанским, Нина Барышева и Женя Румянцева.
    — (20)Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.
    — (21)Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — (22)Или у берегов Гренландии!..
    (23)Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. (24)Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. (25)Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.
    (27)Больше Женя не бывала с нами. (28)Мы не раз приглашали ее на наши сборища, но она отказывалась за недосугом. (29)А что, если в тот единственный раз она пришла из-за меня, и из-за меня отступилась, сказав с гордой честностью: «Не вышло»...
    — (30)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.
    — (31)К чему было говорить? (32)Тебе так нравилась Нина!
    (33)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
    — Где же и когда мы встретимся?
    — (34)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.
    (35)Минули годы. (36)Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. (37)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. (38)Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (39)Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
    (40)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (41)Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. (42)Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
    (43)Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.  

    (По Ю.М. Нагибину)

13.05.2022 16:39:33
Автор: Вадим Климов

     Автор текста Ю. М. Нагибин предлагает своим читателем задуматься над проблемой влияния войны на судьбы людей.
     Проблема раскрывается автором на примере Жени Румянцевой. Ещё со школьных лет она хотела стать астрономом. Она мечтала о звездах и упорно двигалась к своей мечте: усердно училась в школе, затем поступила в институт. Всё было бы хорошо, но в её планы вмешалась война. Ю. М. Нагибин искренне сочувствует Жене: хотя она и погибла, защищая отечество и совершая подвиги, её светлым детским мечтам не суждено было сбыться. Автор считает, что война рушит мечты людей. Зачастую им уже не суждено будет сбыться никогда.
     Также Ю. М. Нагибин рассказывает своим читателям историю Серёжи. Когда молодой человек оканчивал школу, перед ним был открыт целый мир бесконечных возможностей, множество отраслей и профессий. Но и тут вмешалась война. Уже побывав на поле боя и находясь в госпитале, он узнал о присвоении Жене Румянцевой звания Героя советского союза. А потом узнал, что оно было присвоено посмертно. Это разбило мечты Серёжи о встрече с бывшей одноклассницей. Мечты о встрече, которая должна была состояться через десять лет после окончания школы и которую с нетерпением ждали и Женя, и Серёжа. Ю. М. Нагибин считает, что война забирает у людей родных и близких. Тем самым наносит удар и по самому человеку.
     Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, как война влияет на судьбы людей: мечты, надежды, амбиции, которые были у человека до войны, перестают существовать.
     Автор считает, что война беспощадна: она безжалостно ломает человеческие жизни, лишает людей всего самого дорогого, что у них есть.
     Трудно не согласиться с мнением Ю. М. Нагибина. На войне никогда не знаешь, как сложится твоя судьба. Например, в начале войны молодой лейтенант Коля Плужников, герой романа Б. Васильева «в списках не значился», не мог даже предположить, что через десять месяцев после начала войны он всё ещё будет находиться в брестской крепости, в одиночку вести бой с захватчиками, умрёт героической смертью, и даже немецкое командование будет отдавать ему честь.
     В заключение хочется сказать, что война – это самое страшное, что переживало человечество. Много миллионов людей погибло. Ещё больше было искалечено судеб. Поэтому надо помнить и чтить героев, которые сражались за мирное небо над нашими головами.
Количество слов - 362

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Вадим!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Очень много пересказа!

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но проанализирована не достаточно полно. Совет: старайтесь при анализе связи учитывать три компонента (вид связи (ЧТО?), расшифровка (КАК?) и роль связи (ЗАЧЕМ?)

Ещё раз "формула" анализа связи: вид связи + расшифровка связи (что именно, чем дополняется; как противопоставлены и т.д.) + роль связи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Но ваш тезис и обоснование противоречит сформулированной авторской позиции (нарушение логики). Тезис должен коррелировать с мыслью в позиции автора ("война беспощадна: она безжалостно ломает человеческие жизни, лишает людей всего самого дорогого, что у них есть").

 Трудно не согласиться с мнением Ю. М. Нагибина. На войне никогда не знаешь, как сложится твоя судьба. Например, в начале войны молодой лейтенант Коля Плужников, герой романа Б. Васильева «в списках не значился», не мог даже предположить, что через десять месяцев после начала войны он всё ещё будет находиться в брестской крепости, в одиночку вести бой с захватчиками, умрёт героической смертью, и даже немецкое командование будет отдавать ему честь.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Ю. М. Нагибин искренне сочувствует Жене: хотя она и погибла, защищая отечество и совершая подвиги, её светлым детским мечтам не суждено было сбыться. Автор считает, что война рушит мечты людей. Зачастую им уже не суждено будет сбыться никогда.
Нарушение логики. Уступительный союз "хотя" используется неправильно.

Вариант исправления: светлым мечтам не суждено было осуществиться, потому что Женя погибла.

Слова "зачастую" и "никогда" друг с другом не сочетаются (нарушение логики).

ЗАЧАСТУЮ -- часто, нередко.

НИКОГДА -- ни в какое время, ни при каких обстоятельствах.

Также Ю. М. Нагибин рассказывает своим читателям историю Серёжи.
Нельзя начинать абзац союзом "также" (нарушение логики).
Много миллионов людей погибло. Ещё больше было искалечено судеб. Поэтому надо помнить и чтить героев, которые сражались за мирное небо над нашими головами.
Нарушение логики. В выводе есть противоречие и (или) недосказанность: вы писали о погибших на войне и о тех, чьи судьбы искалечила война, а в выводе пишете только о сражающихся. К счастью, не все сражающиеся погибли.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Когда молодой человек оканчивал школу, перед ним был открыт целый мир бесконечных возможностей, множество отраслей и профессий.
Неудачный ряд однородных членов.
Это разбило мечты Серёжи о встрече с бывшей одноклассницей.
Неудачное сочетание. Школа окончена, но от этого люди не становятся бывшими одноклассниками. Не случайно в одной песне о школе поётся: "Не повторяется, не повторяется, не повторяется такое никогда"!
Ю. М. Нагибин считает, что война забирает у людей родных и близких. Тем самым наносит удар и по самому человеку.
Плохо выражена мысль.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, как война влияет на судьбы людей: мечты, надежды, амбиции, которые были у человека до войны, перестают существовать.
Казалось бы, всё правильно с формальной точки зрения, а звучит так, как будто какой-то отчёт.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл

Ошибки:

Уже побывав на поле боя и находясь в госпитале, он узнал о присвоении Жене Румянцевой звания Героя советского союза.
Ошибка в написании имени собственного.

Правильно: Советского Союза.

Например, в начале войны молодой лейтенант Коля Плужников, герой романа Б. Васильева «в списках не значился», не мог даже предположить, что через десять месяцев после начала войны он всё ещё будет находиться в брестской крепости, в одиночку вести бой с захватчиками, умрёт героической смертью, и даже немецкое командование будет отдавать ему честь.
Ошибки в написании имён собственных.

Правильно: "В списках не значился", Брестской крепости.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Например, в начале войны молодой лейтенант Коля Плужников, герой романа Б. Васильева «в списках не значился», не мог даже предположить, что через десять месяцев после начала войны он всё ещё будет находиться в брестской крепости, в одиночку вести бой с захватчиками, умрёт героической смертью, и даже немецкое командование будет отдавать ему честь.
Лишняя запятая. Однородное соподчинение.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Уже побывав на поле боя и находясь в госпитале, он узнал о присвоении Жене Румянцевой звания Героя советского союза.
Видо-временная несоотнесённость.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балло

Ошибки:

Ещё со школьных лет она хотела стать астрономом. Она мечтала о звездах и упорно двигалась к своей мечте: усердно училась в школе, затем поступила в институт.
Повторы.
Уже побывав на поле боя и находясь в госпитале, он узнал о присвоении Жене Румянцевой звания Героя советского союза. А потом узнал, что оно было присвоено посмертно.
Повторы.
Это разбило мечты Серёжи о встрече с бывшей одноклассницей. Мечты о встрече, которая должна была состояться через десять лет после окончания школы и которую с нетерпением ждали и Женя, и Серёжа.

 Автор считает, что война беспощадна: она безжалостно ломает человеческие жизни, лишает людей всего самого дорогого, что у них есть.
Повторы.
Много миллионов людей погибло.
Лучше написать по-другому: миллионы людей...

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, особенно анализом смысловой связи,  речевым оформлением, логикой развития мысли. Старайтесь не допускать такие грубые орфографические ошибки в именах собственных (думаю, что просто поспешили, не проверили работу). На экзамене проверяйте сочинение несколько раз, тогда вы сможете набрать больше баллов.

Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку