Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема взаимопомощи во время войны

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
12.05.2022 19:06:38
Автор: Дарья Шилова

Как люди помогали друг другу во время Великой Отечественной войны? Этот вопрос находится в центре внимания К.Г.Паустовского.

Размышляя над проблемой, автор пишет о том, как женщины, жалея раненых солдат, которых привозили на вокзал Москвы, пытались хоть как-то приободрить их: "Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос". Этот пример показывает, что во время Великой Отечественной войны женщины в тылу отдавали всё, что могли, солдатам и раненым, чтобы помочь им приблизить победу, ободрить их и поднять боевой дух.

Далее Паустовский повествует о том, как советские люди в войну перевозили раненых и из других армий: "Иногда мы возили раненых австрийцев. Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! " Так автор убеждает нас в том, что во время Великой Отечественной войны люди не "бросали" в беде никого, помогали всем нуждающимся и раненым.

Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, как советские люди совместными усилиями справлялись с тяжёлыми испытаниями войны.

Автор считает, что взаимопомощь людей во время Великой Отечественной войны заключалась в том, что они могли отдать последнее, чтобы порадовать солдат или помочь им. Также люди не бросали раненых, боролись за их жизни, даже если они были из вражеской армии. Взаимопомощь и поддержка давали людям надежду и веру в лучшее, придавали жизненных сил.

Я согласна с позицией автора. Действительно, помощь друг другу люди на войне оказывали постоянно: помогали ухаживать за ранеными в госпиталях, не оставляли раненых на поле битвы, трудились в тылу, чтобы помочь воюющим солдатам. Эта взаимовыручка, поддержка друг друга во многом помогла приблизить народ к победе. Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта.

Так, в повести В.Катаева "Сын полка" автор пишет о том, что в войну все люди должны сплотиться, чтобы победить врага. В военное время не было разделений на "мужские" и "женские", "взрослые" и "детские" обязанности, все трудились по мере своих сил, помогали друг другу и не позволяли унывать. Главный герой произведения, Ваня Солнцев, будучи совсем юным, помогал взрослым опытным солдатам, не раз бывал в успешной разведке. Солдаты же, в свою очередь, заботились о мальчике. Этот пример еще раз доказывает, что взаимопомощь на войне была ключом к победе.

В заключение хотелось бы отметить, что помощь ближнему во время Великой Отечественной войны была крайне важна, и советские люди понимали это, делая всё зависящее от них, чтобы помочь друг другу и защитить Родину.
Количество слов - 405

Здравствуйте, Дарья!

Ваше сочинение написано достаточно хорошо, вы неплохо справляетесь с комментированием и вполне пишете грамотно.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана верно, не проанализирована. Вы не говорите о том, что связь дает автору, почему именно она важна для понимания ответа на проблемный вопрос.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора сформулирована верно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора сформулировано верно

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Нет максимума по критерию К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Главный герой произведения, Ваня Солнцев

имя собственное, являясь приложением, не требует обособления, запятая не нужна

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Взаимопомощь и поддержка давали людям надежду и веру в лучшее, придавали жизненных сил.

нарушение построения предложения с однородными членами: у глаголов разное управление, каждое должно быть формально указано. Ср.: надежду на что?

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

чтобы помочь им приблизить победу, ободрить их и поднять боевой дух.

речевая недостаточность: поднять кому?  им

Взаимопомощь и поддержка давали людям надежду и веру в лучшее, придавали жизненных сил.

речевая избыточность: надежда и вера - понятия синонимичные, можно использовать только одно из них

помогали ухаживать за ранеными в госпиталях, не оставляли раненых на поле битвы

тавтология

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Удачи вам в подготовке к экзамену!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку