Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема подлинности культуры

  • Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях
    (1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
    (11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
    (20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
    (24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
    (31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
    (35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
    (По Ю. М. Лотману)
07.04.2022 17:15:09
Автор: Ekaterina Kryukova

В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему подлинности культуры.
Размышляя над этим вопросом, писатель приводит в пример творчество А.С. Пушкина и его влияние на культуру. По мнению Юрия Лотмана, Пушкин после своей смерти был забыт, но спустя некоторое время к нему, не переставая, возвращаются и ищут ответы на многие вопросы. Это означает, что Александр Сергеевич внёс огромный вклад в культуру: его произведения до сих пор читают, ищут в них новые смыслы и размышляют над ними.
Далее автор рассуждает о способности культуры возвращаться, «чтобы найти потерянную тропу». История, как известно, чрезвычайно динамична и не предсказуема, и, по мнению писателя, мы можем увидеть то, что никогда не видели и не предполагали. Также возможен переход к переосмыслению старого. Действительно, культура развивается стихийно, и мы никогда не сможем предугадать, что нас ждёт в будущем: что-то кардинально новое или возвращение к истокам.
Эти примеры-иллюстрации связаны между собой: второй пример дополняет первый. Они подтверждают мысль текста: в культуре не может что-то умереть, всегда есть вероятность возрождения и переосмысления прошлого. Кроме того, автор в конце текста подводит нас к мысли, что гениальное и поистине талантливое – бессмертно.
Автор считает, что подлинная культура не всегда поддаётся логике: «чем новее – тем современнее», и способна преодолевать «биологическую смерть». Каждое поколение находит что-то совершенно новое в произведениях великих создателей.
Я согласна с мнением писателя: подлинная культура - неувядаемая.  По-настоящему гениальное и вечное навсегда останется в истории и не забудется: об этом будут обязательно говорить и обсуждать. Например, мы не забыли про поэмы Гомера, пьесы Шекспира, музыку Моцарта и «Войну и мир» Л.Н. Толстого.  Эти авторы создали шедевры, которые можно смело отнести к подлинной культуре.
Я искренне благодарна Юрию Михайловичу Лотман, что он заставил меня задуматься о ценности подлинной культуре.
Количество слов - 282

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Ekaterina !

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована не совсем корректно.

В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему подлинности культуры.
Проблему можно формулировать разными способами, но хочу дать совет: старайтесь формулировать проблему в виде вопроса, так вам легче будет выстраивать логику рассуждения.

Сравните:

Что такое настоящие культурные ценности?
Какие произведения искусства можно отнести к подлинной культуре?
Какую роль играет культура в жизни человека?

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 (вклад А.С. Пушкина в русскую культуру) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (о способности культуры возвращаться) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована недостаточно. Я бы советовала усилить анализ связи. Лучше анализировать связь способом разведения примеров (примеры обобщаются и показываются во взаимосвязи).

Схема анализа связи может выглядеть так: вид связи + расшифровка связи (что именно, чем именно дополняется) + роль связи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

В работе просматривается коммуникативный замысел, нет нарушения абзацного членения, но есть логические ошибки.

Ошибки:

Также возможен переход к переосмыслению старого. Действительно, культура развивается стихийно, и мы никогда не сможем предугадать, что нас ждёт в будущем: что-то кардинально новое или возвращение к истокам.
Мысль не вытекает одна из другой (нарушение логики развития мысли). С помощью слова "действительно" подчёркнута мысль о стихийности развития культуры, но ведь  в предыдущем предложении об этом не шло речи.
Далее автор рассуждает о способности культуры возвращаться, «чтобы найти потерянную тропу».
Неточно выражена мысль, что приводит к непониманию, нарушению логики.
Эти примеры-иллюстрации связаны между собой: второй пример дополняет первый.
Эта фраза не несёт важной информации. Конечно, в тексте всё связано, иначе это уже не был бы текст.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

В сочинении используются разнообразные синтаксические конструкции, но есть неточности выражения мысли.

Ошибки:

Они подтверждают мысль текста: ...
Не хватает слов для понимания смысла (основную мысль, например). Либо нужно было использовать какое-то другое слово.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Я искренне благодарна Юрию Михайловичу Лотман, что он заставил меня задуматься о ценности подлинной культуре.
Ошибка в падежном окончании существительного. О ценности (чего?) культурЫ.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Ошибки:

Я согласна с мнением писателя: подлинная культура - неувядаемая.  
Лишнее тире. Культура (подлежащее) неувядаемая (сказуемое). Если сказуемое выражено прилагательным, тире на ставится.
Автор считает, что подлинная культура не всегда поддаётся логике: «чем новее – тем современнее», и способна преодолевать «биологическую смерть».
Неверно расставлены знаки препинания. Кавычки не нужны (логика (какая?) "чем новее - тем современнее"). После кавычек  стоит запятая. Грамматическая основа -- культура не поддаётся логике и способна преодолевать.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

По-настоящему гениальное и вечное навсегда останется в истории и не забудется: об этом будут обязательно говорить и обсуждать.
Нарушение в построении предложения с однородными членами:  говорить (о чём?) - П.п., обсуждать (что?) - В.п. Об этом будут говорить, это обсуждать. Перед вами пример для 8 задания ЕГЭ по русскому языку (синтаксические (речевые) нормы русского языка).

Я искренне благодарна Юрию Михайловичу Лотман, что он заставил меня задуматься о ценности подлинной культуре.
Фамилии на согласный склоняются, если обозначают лиц мужского рода: Юрию Михайловичу Лотману, но Марии Ивановне Лотман, выступление Соломенника Виктора, но выступление Соломенник Марии.

Нарушение в построении сложного предложения. Я благодарна Ю.М. Лотману (за что?) за то, что он заставил меня задуматься...

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Действительно, культура развивается стихийно, и мы никогда не сможем предугадать, что нас ждёт в будущем: что-то кардинально новое или возвращение к истокам.
Неверное употребление однородных членов. Старайтесь употреблять в качестве однородных членов одну и  ту же часть речи. В данном случае однородные члены выглядят неорганично.
По-настоящему гениальное и вечное навсегда останется в истории и не забудется: об этом будут обязательно говорить и обсуждать.
Речевая избыточность (плеоназм).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
По мнению Юрия Лотмана, Пушкин после своей смерти был забыт, но спустя некоторое время к нему, не переставая, возвращаются и ищут ответы на многие вопросы.

Это означает, что Александр Сергеевич внёс огромный вклад в культуру: его произведения до сих пор читают, ищут в них новые смыслы и размышляют над ними.
Старайтесь использовать отечественную традицию: называть уважаемых известных людей по имени и отчеству: Юрий Михайлович Лотман, М.Ю. Лотман и т.д. По имени мы называет обычно близких нам людей, знакомых.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над речевым оформлением, грамматикой, пунктуацией. Кроме того, я рекомендовала бы усилить комментарий (несмотря на выставленные баллы), я не могу сказать, что это сильная часть сочинения.

Желаю вам удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку