Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как технический прогресс повлиял на человечество?

  • Текст: В. Солоухин. Видно, уж прошло то время
    (1)Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. (2)Устоишь ли теперь от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер? (3)Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.
    (4)Кстати, о гостиничных столиках. (5)Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный стол? (6)Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. (7)Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. (8)Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.
    (9)Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано. (10)Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. (11)Со временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться. (12)Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать, недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. (13)Откидывается от стенки полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры, кремов, ресничной туши и прочих вещей. (14)Стола же нет как нет. (15)Так и видишь, что люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили, видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера должна быть, увы, кровать.
    (16)Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты?
    (17)Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (18)Но произошел удивительный парадокс. (19)Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (20)Да боже мой! (21)У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.
    (22)Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. (23)Но ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. (24)Мы же, дай нам волю, просуетимся и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой натуры.
    (25)Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. (26)Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? (27)Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д'Арк из города Орлеана, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи, Лермонтов и Толстой. (28)Да мало ли… (29)Открыватели новых земель, первые полярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа, подвижники идеи. (30)Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения? (31)Конечно, мощные орудия и приспособления… (32)Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. (33)Пожалуй, трусишка-то и дернет в первую очередь.
    В.А. Солоухин.
30.03.2022 20:00:56
Автор: Ольга Карпинская

Как технический прогресс повлиял на человечество? Именно эту
проблему ставит В.А.Солоухин в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над проблемой, автор описывает конфликт, возникший
между людьми и техническим прогрессом. «Устоишь ли теперь от соблазна,
сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься глазом на
телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер?» - этим
вопросом задается рассказчик. Теперь у людей слишком большой соблазн
перед техникой. Она поглощает все больше и больше. Даже после разговора
по телефону теперь «смешно садиться за письма». Этот пример показывает,
что для современного человека «письменность» теперь является никчемной.
Письменность как бы заставляет пройти некую «пытку», ведь придется сесть
«за неудобный для писания гостиничный столик».

Далее рассказчик обращает внимание на «удивительный парадокс».
«Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из
нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей
дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры?» - именно этим
вопросом теперь задается повествователь. Этот риторический вопрос
подчеркивает, как изменились ценности у людей. Находясь в вечной суете, в
попытках упростить свою жизнь, сэкономить хотя бы немного времени,
порой становится только хуже.

Приведенные примеры дополняют друг друга, они показывают, что
технический прогресс оказывает значительное влияние на людей и,
соответственно, меняет их приоритеты.

Авторская позиция ясна. В.А.Солоухин считает, что «техника сделала
могущественными каждое государство в целом и человечество в целом», но
человека как такового она сделать могучим не смогла.

Я согласна с мнением автора. Героиня романа Р.Брэдбери «451 градус
по Фаренгейту» стала зависима от телевидения. Ее разум пошатнулся, она
верила всему, что передают на экранах. Интересы, цели, задачи: все это не
имеет никакого смысла, если перед ней телевидение. Автор предостерегает
читателей, он показывает, как техника способна порабощать людей, сводить
их с ума.

В заключении важно отметить, что технологический прогресс опасен.
Он имеет как преимущества, так и недостатки. Технологии способны дарить
человеку легкость и комфорт, но также в один момент могут сделать его
беспомощным и зависимым.
Количество слов - 317

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Ольга! Ваша работа достаточно грамотная, что является её сильной стороной. И вместе с тем есть существенные просчёты, на которых указано в рецензии.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен (ошибки по К5и К10). Но не связан с проблемой.
Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована.

«Устоишь ли теперь от соблазна,
сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься глазом на
телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер?» - этим
вопросом задается рассказчик.
Неудачное клише: обычно так формулируют проблему.
Сокращайте цитату- введите часть исходной фразы в своё предложение.
Теперь у людей слишком большой соблазн
перед техникой. Она поглощает все больше и больше. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАНЫ (К5) Даже после разговора
по телефону теперь «смешно садиться за письма». Этот пример (какой из них? Примера 2:
1. Техника поглощает человека, 2. Письма больше не создают. Ошибка по К10: неверное употребление местоимений)
показывает,
что для современного человека «письменность» теперь является никчемной.
Письменность как бы заставляет пройти некую «пытку», ведь придется сесть
«за неудобный для писания гостиничный столик».
Часть про ПИСЬМЕННОСТЬ выпадает из логики Вашего рассуждения.
Если её убрать, получится вот что:
1. Техника, которая призвана сэкономить время,  "поглощает" людей (первой части у Вас нет)
2. Но времени больше не становится.
СВЯЗЬ: противопоставление
ПА: Техника не облегчила жизнь человека, а сделала её суетливой.


Если Вы оставляете ПА, указанную Вами, то примеры должны быть другими, например:
1. В гостиничных номерах не письменный стол, а кровать (главное- не думать, писать, а отдыхать)
2. Человек стал суетливым.
СВЯЗЬ: следствие- причина
Вы взяли примеры к разным проблемам- комментарий разваливается.
Засчитать можно только ПРИМЕР2, ПОЯСНЕНИЕ2

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Но ПА лучше всего Вы сформулировали в выводе.

Технологии способны дарить
человеку легкость и комфорт, но также в один момент могут сделать его
беспомощным и зависимым.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезиса нет, обоснование тезиса.

Я согласна с мнением автора. ТЕЗИС? Героиня романа Р.Брэдбери «451 градус
по Фаренгейту» стала зависима от телевидения.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов

Ошибки: см. описание в К2

автор описывает конфликт, возникший
между людьми и техническим прогрессом
Соединение разнородных понятий

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

В заключении важно отметить
В заключениЕ - производный предлог

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

Интересы, цели, задачи: ТИРЕ перед обобщающим словом все это не
имеет никакого смысла, если перед ней телевидение.
Замена одного знака другим.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Находясь в вечной суете, в
попытках упростить свою жизнь, сэкономить хотя бы немного времени,
порой становится только хуже.
Ошибка в построении предложения с ДО

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

автор описывает конфликт, возникший
между людьми и техническим прогрессом
Неудачно выбранное слово

Этот пример показывает,
что для современного человека «письменность» теперь является никчемной.
Письменность как бы заставляет пройти некую «пытку», ведь придется сесть
«за неудобный для писания гостиничный столик».
повтор
«техника сделала
могущественными каждое государство в целом и человечество в целом», но
человека как такового она сделать могучим не смогла.
тавтология
технологический прогресс
технологический
1. Связанный со способами и методами промышленной обработки материалов, изделий.
2. Относящийся к обработке материала, изделия по строго установленной технологии.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 0 баллов

Ошибки:

этим
вопросом задается рассказчик.

именно этим
вопросом теперь задается повествователь.
РАССКАЗЧИК- персонаж ХТ. Перед Вами текст публицистический.
ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ тоже нет в ПТ.
Вам нужно повторить значение этих терминов.

Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой развёртывания авторской мысли. Вы не проработали глубоко исходный текст. Работа развалилась из-за отсутствия чёткой логики.

Ольга, в Вас чувствуется человек, знающий структуру сочинения ЕГЭ. Постарайтесь продумывать работу ДО создания черновика, представляйте, как именно одна мысль следует за другой.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 13

Возврат к списку