Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отношения к раненым

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
12.03.2022 19:24:34
Автор: Альбина Насырова

В предложенном для анализа тексте К. Г. Паустовский ставит проблему: как относились во время войны к раненым?
Раскрывая подлинный смысл проблемы, автор пишет о людях, которые каждую ночь в санитарных вагонах  перевозили от вокзала до госпиталя раненых.  В начале текста писатель рассказывает, что каждую ночь женщины приходили к вокзалу в надежде узнать что-нибудь о судьбе родного человека, а когда раненых выносили из здания вокзала, «совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос». Читатель понимает, что такая забота могла помочь больным хотя бы на короткий срок забыть о своей боли. А вожатые вели санитарные вагоны с ранеными  «медленно и осторожно», и в госпитале больных переносили в палаты не торопясь, аккуратно. Этим автор показывает, что во время войны люди старались оказать раненым посильную помощь, чтобы как-то облегчить их страдания.
В качестве второго примера, раскрывающего поставленную проблему,  Г.К. Паустовский пишет, что среди раненых были солдаты и австрийской армии, в состав которой входило много народов. Нам становится  понятно, что бойцы разных армий находились в равных условиях. Показателен эпизод, когда рассказчик наклонился к одному из австрийцев, думая, что  тот хочет пить, и внимательно прислушивался к его шепоту.  Писатель подчеркивает: во время войны раненых не разделяли на «своих» и «чужих» и оказывали медицинскую помощь всем одинаково.
Приведенные примеры дополняют друг друга и показывают, что отношение к раненым в годы войны было не только заботливым и участливым, но и одинаковым для бойцов разных армий.
Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. Г.К. Паустовский убежден: во время войны ко всем раненым относились с состраданием независимо от принадлежности к армии.
Я согласна с мнением автора. Действительно, на войне необходимо было помогать всем раненым, облегчать  их страдания, как физические, так и душевные, а также относиться к каждому больному с достоинством, не обращая внимания на отношение к армии. История знает много примеров, когда даже простые люди спасали от гибели вражеских солдат, залечивали их раны, потому что понимали, что  бойцы лишь  выполняли приказы командира. И такое благородство по отношению к раненым придавало силы больным, дарило им веру в добрых людей. Очень хочется, чтобы люди относились ко всем с уважением и состраданием!
Количество слов - 337

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Альбина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

В предложенном для анализа тексте К. Г. Паустовский ставит проблему: как относились во время войны к раненым?
Лучше выбрать другой способ формулировки проблемы. Например:

В предложенном для анализа тексте К. Г. Паустовский ставит проблему отношения к раненым во время войны.

Как относились к раненным во время войны? Об этом заставляет задуматься текст К.Г. Паустовского.

Кроме того, хочется отметить, что вы сузили проблему: текст К.Г. Паустовского гораздо глубже.

Комментарий + 2 балла

Пример 1 (отношение к раненным),   в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (эпизод с раненым австрийцем) указан, пояснен, но он плохо соотносится с обозначенной проблемой. Читайте внимательно текст (пр. 34--49).

Я бы сказала, что он искусственно "привязан", поэтому не может быть засчитан.

Взаимосвязь между примерами и анализ связи не могут быть засчитаны, так как нет второго примера.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. Г.К. Паустовский убежден: во время войны ко всем раненым относились с состраданием независимо от принадлежности к армии.
Хочется дать вам совет. Вы знаете о том, что, как правило, в художественных текстах, позиция автора не выражается прямо, поэтому не совсем корректно звучит мысль в "подводке" к авторской позиции.  Далеко не всегда ПА однозначна и чётко выражена.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но обоснование тезиса выглядит неубедительно. Много общих слов, мало конкретики. Балл будет выставлен, но хочу предостеречь вас: на экзамене вы можете потерять балл, если будете так неконкретно обосновывать собственную позицию.

Я согласна с мнением автора. Действительно, на войне необходимо было помогать всем раненым, облегчать  их страдания, как физические, так и душевные, а также относиться к каждому больному с достоинством, не обращая внимания на отношение к армии. История знает много примеров, когда даже простые люди спасали от гибели вражеских солдат, залечивали их раны, потому что понимали, что  бойцы лишь  выполняли приказы командира. И такое благородство по отношению к раненым придавало силы больным, дарило им веру в добрых людей. Очень хочется, чтобы люди относились ко всем с уважением и состраданием!
История знает много примеров... Вот и привели бы какой-нибудь пример.
 
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Действительно, на войне необходимо было помогать всем раненым, облегчать  их страдания, как физические, так и душевные, а также относиться к каждому больному с достоинством, не обращая внимания на отношение к армии.
Разве только на войне нужно помогать раненым? Глагол "было" говорит о том, что раньше нужно было помогать раненым. А сейчас помощь раненым не нужна?
А вожатые вели санитарные вагоны с ранеными  «медленно и осторожно», и в госпитале больных переносили в палаты не торопясь, аккуратно.
Противопоставление употреблено неуместно.
Очень хочется, чтобы люди относились ко всем с уважением и состраданием!
Это последнее предложение сочинения, которое, на мой взгляд, должно быть вынесено в новый абзац, чтобы получилось полноценное заключение.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Раскрывая подлинный смысл проблемы, автор пишет о людях, которые каждую ночь в санитарных вагонах  перевозили от вокзала до госпиталя раненых.
Неудачная формулировка. Значит, есть и неподлинный смысл проблемы?
Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. Г.К. Паустовский убежден: во время войны ко всем раненым относились с состраданием независимо от принадлежности к армии.
Неудачный порядок слов.
Действительно, на войне необходимо было помогать всем раненым, облегчать  их страдания, как физические, так и душевные, а также относиться к каждому больному с достоинством, не обращая внимания на отношение к армии.
Неудачная сочетаемость, двусмысленность, тавтология.
Слово "отношение", видимо,  употреблено в значении "причастность к чему-л., связь с кем-, чем-л.; касательство", но вы так неточно выразили мысль, что возникает двусмысленность (другое значение слова "отношение" -   тот или иной характер поведения, обращения кого-л. с кем-, чем-л.).

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

В начале текста писатель рассказывает, что каждую ночь женщины приходили к вокзалу в надежде узнать что-нибудь о судьбе родного человека, а когда раненых выносили из здания вокзала, «совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос».
Ошибка в построении сложноподчинённого предложения. Рассказывает (о чём?) о том, что...
Показателен эпизод, когда рассказчик наклонился к одному из австрийцев, думая, что  тот хочет пить, и внимательно прислушивался к его шепоту.
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм (наклонился (что сделал?), прислушивался (что делал?)).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

В качестве второго примера, раскрывающего поставленную проблему,  Г.К. Паустовский пишет...
Нарушение лексической сочетаемости. Возможный вариант сочетаемости: в качестве примера автор приводит эпизод и т.д.
Действительно, на войне необходимо было помогать всем раненым, облегчать  их страдания, как физические, так и душевные, а также относиться к каждому больному с достоинством, не обращая внимания на отношение к армии.
Нарушение сочетаемости. Повтор (тавтология): относиться -- отношение.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, точностью выражения мысли, речевым оформлением.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку