Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

О детстве

  • Текст: О. Кожухова. О детстве
    (1)Почему-то из детства мне всегда вспоминается только хорошее.
    (2)Хуторок наш, в три дома, стоял, окруженный оврагами, на бугре, на сухом, возвышенном месте, среди длинных, как ленты, протянувшихся по степи, разросшихся лесопосадок.
    (3)Мой отец — агроном, его дело — бороться с оврагами, с суховеями, изучать жизнь не тронутой человеком, нераспаханной степи и глубинные ее связи с лесом, с ветром, с водой по оврагам, с длинной цепью прудов, сеять хлеб под защитою лесополос.
    (4)Мы живем здесь, как в некой особой стране. (5)Вокруг нас на многие километры сплошь безлесные деревеньки да степи, иссыхающие на горячем ветру уже к концу мая, все здесь серого, желтого цвета, а мы — в зелени и в цветах, в гущине трав по пояс, в птичьем гаме, в черемухе и соловьях.
    (6)В те годы, как я теперь понимаю, отец меня многому научил, если, в сущности, не всему. (7)Только делал он это неназойливо, осторожно, почему-то всегда оставаясь в тени, будто занятый чем-то другим.
    (8)Мне, наверное, не было и шести лет, когда он посадил меня верхом на коня и заставил проехаться по двору. (9)Конь был умный, послушный, влюбленный в людей, славный Мальчик.
    (10)Я проехала, еле держась за поводья и сползая на холку коню, но не вскрикнув, не завизжав: выражать чувство страха в нашем доме не принято. (11)Я ударила Мальчика пятками по бокам, и он поскакал. (12)Не успев удержаться, я скатилась в траву через голову Мальчика. (13)В ту же самую секунду он остановился, и, лоснящийся, эластичный, с удивлением и упреком повернулся ко мне и тихонько заржал.
    —(14)Ну, ну! (15)Ничего, ничего… — сказал мне отец. (16)И спокойно пошел по делам, по хозяйству, хорошо понимая, что самое важное уже сделано, навсегда. (17)Что теперь я всю жизнь буду помнить эту счастливую минуту, что я стану бродить за Мальчиком неотступно, помогать нашему конюху чистить его, кормить и поить, и водить на купание на пруд и в ночное. (18)Он, отец, и еще и еще ненавязчиво поощрит эту страсть: то даст подержать под уздцы, когда сам будет садиться в седло, то я буду править вожжами, когда мы с отцом поедем на станцию в нашем стареньком тарантасе, то он разрешит всем нам троим, мне и старшим двум сестрам, поехать без взрослых, одним, на первый участок в библиотеку или в поле за сеном — и это всегда для меня будет праздник.
    (19)Зимним утром конюшня еще в темноте. (20)Двойные широкие двери — на светлом ее силуэте — зияют глубоким провалом, оттуда уже вылетает парок, запах теплых животных, навоза, гниющей соломы. (21)Там, внутри, убитый ногами земляной пол, на стене, на крюке фонарь «летучая мышь», он чуть теплится в этом мраке, в клубящемся зимнем воздухе. (22)За невидимой стенкой дощатого стойла — наш конюх Роман Васильевич: невысокого роста, с круглой стриженой головой, с низким лбом, перерезанным глубокими бороздами морщин. (23)Он, посвистывает, выгребая лопатой навоз, подстилая солому.
    —(24)А, здорово, здорово! — откликается он на мое приветствие.
    —(25)Как дела?
    —(26)Ничего… (27)А твои?
    —(28)И мои ничего.
    —(29)Ну вот и прекрасно!
    (30)Утро полностью наше. (31)Нам никто не мешает. (32)Я стою у бревенчатой, крашенной известью стены и с волнением наблюдаю каждый день одно и то же прекрасное зрелище — прекрасное, по крайней мере, для меня, — как Роман Васильевич берет в руки щетку и начинает чистить лошадей: сперва Мальчика, затем Чалого, затем Пегушу, затем Орлика, затем Серого, затем Галку и хорошенького ее жеребенка, стригунка, вызывающего у меня, да и у всех живущих на хуторе, какое-то совершенно особое чувство нежности, ласки.
    — (33)Но, но… (34)Не кусайся! (35)Ишь чего захотел! — ворчливо отталкивает Роман от себя жеребенка, играющего и хватающего его за чуб и за шапку зубами.
    (36)Этот двор мне знаком до последней соломинки, до последнего бревнышка. (37)Говорят, что когда-то здесь жил Докучаев. (38)Низкий, маленький домик, крытый соломой, в одну комнату, с русской печью, с холодными сенями и чуланом, поставленный на окраине леса, он давно обветшал. (39)Но его не ломают. (40)Рядом с домом колодец с журавлем и вот эта конюшня, куда я хожу по утрам к лошадям. (41)Летом здесь очень тихо, безветренно и уютно. (42)Вокруг лес — стоит не шелохнется; в тихих, слепеньких окнах отраженно, как в омуте, зреют синие сумерки.
    (43)Сейчас лес и сырая солома на крыше, на срезе, каждый листик и каждая веточка на морозном стекле — все бело, все искрится от снега, розовеет в свете первых лучей декабрьского солнца. (44)Мои ноги замерзли, я уже застоялась, как конь, и Роман поспешает: он выводит на улицу Мальчика и гонит его к стеклянной от намерзшего льда водопойной колоде; тот бежит, индевея, в белом ворсе вокруг тонких ноздрей и на челке; повод брошен, мотается у него под ногами, тонкой змейкой прочерчивает по свежему порошистому снегу извилистый след. (45)Вода ледяная, но парит в настывшем за ночь мерзлом воздухе.
    (46)Мальчик весело, бойко, с разбегу утыкается мордой в колоду, жадно пьет, морща нос и лиловые, словно сделанные из резины, мясистые губы, звонко хлюпает, даже всхрапывает потихоньку. (47)И вдруг зорко косится огромным, в прямых нежных ресницах застенчивым глазом на Романа, на мою неуклюжую в шубе и шапке фигурку.
    —(48)Но-о, пужайся! (49)Уж больно пужливый… — охлаждает его грубовато Роман и при этом любовно похлопывает Мальчика рукавицей по крупу. — (50)Ну-ка, ну-ка, подвинься! — (51)И он поворачивает копя поудобней, чтобы рядом с ним стала Пегуша, а за ней следом Галка с жеребчиком. — (52)Ишь какой эгоист!.. (53)Растопырился!
    (54)И подсвистывает: пей, мол, пей, напивайся на весь день работы.
    (55)Я не знаю, что думает Мальчик, глядя вдаль, на дымы, поднимающиеся столбами из труб занесенных снегом домов, на леса, индевеющие на горизонте, на степь, чуть курящуюся серебряными хвостами поземки, но мне радостно видеть его стройную шею, красивую голову, этот крепкий, темнеющий по позвоночнику круп, словно в этом животном сама радость жизни, словно я нашла себе друга, хорошего друга, которого мне не заменит никто, даже самые лучшие, умные люди. (56)Да и так рассудить: всему есть на земле свое время и место, и я теперь дружбу с людьми, может быть, понимаю значительно глубже и шире, чем если бы понимала ее, не оставив в степи ни Пегуши, ни Галки, ни Мальчика.

05.03.2022 17:26:40
Автор: Кристина Гуркова

Работа Оли

Какую роль играют детские воспоминания в жизни человека? Именно этот вопрос занимает центральное место в тексте О.К.Кожуховой.
Размышляя над данной проблемой автор описывает свой маленький хутор, в котором она жила ещё будучи ребёнком. На территории её дома росло множество цветов и деревьев , слышалось пение птиц , в то время как другие деревни и степи не имели особой растительности. Кожухова пишет: « Мы живём здесь, как в некой особой стране». Читатель понимает, что окружающая среда , в которой рос ребёнок , способна исказить или приукрасить его воспоминания. Таким образом рассказчица запомнила свой хутор, как особенное, волшебное и сокровенное место. Маленькие дети обладают богатым воображением, что делает их воспоминания более необыкновенными.
Далее автор описывает важное событие из её детства. Отец рассказчицы учил Кожухову ездить верхом на лошади. Несмотря на первые неудачные попытки, родитель девочки подарил ей нечто важное, а именно радостные воспоминания. Автор отмечает: « Что теперь я всю жизнь буду помнить эту счастливую минуту». Писательница показывает читателю, что детские воспоминания навсегда остаются в сердце человека, согревая его.
Два примера из текста дополняют друг друга, давая полное представление о роли детских воспоминаний в жизнях людей.
Позиция автора заключается в том,  что воспоминания родом из детства вызывают светлые, родные и счастливые чувства у человека, занимая особое место в его сердце.
Я полностью согласна с позицией Кожуховой, что для людей их детские воспоминания очень важны. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Николаевич Кирсанов после долгого отсутствия возвращается домой. Наблюдая за родными краями молодой человек с нежностью  предается воспоминаниям о своей ранней жизни на этой территории. Они согревают и излечивают его душу. На протяжении всего произведения Аркадий будет часто с трепетностью вспоминать своё детство. Этот герой является идеальным примером человека, который правда дорожит своей «ранней жизнью».
Детские воспоминания — это невероятное сокровище для людей, ведь иногда просто необходимо вновь почувствовать себя ребенком.
Количество слов - 300

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Кристина!

Вы знаете структуру сочинения ЕГЭ по русскому языку, но, к сожалению, в сочинении допущены логические, речевые ошибки, неточно выражается мысль -- всё это делает работу уязвимой.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно, но хочется обратить внимание на предложение, которое следует после формулировки проблемы.

Какую роль играют детские воспоминания в жизни человека? Именно этот вопрос занимает центральное место в тексте О.К.Кожуховой.
Если бы в тексте прямо формулировались вопросы, тогда логично было бы использовать подобную формулировку.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Комментарий сумбурный. Большая часть текст осталась никак не задействованной, что говорит, на мой взгляд, о поверхностном анализе текста.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Читатель понимает, что окружающая среда , в которой рос ребёнок , способна исказить или приукрасить его воспоминания.
Пояснение невнятное и не относящееся к приведённому примеру. В тексте нет и намёка на то, что среда обладает способностью "исказить" или "приукрасить" воспоминания (смещены акценты). В следующем предложении вы, как будто снова "возвращаетесь" к мысли:
Таким образом рассказчица запомнила свой хутор, как особенное, волшебное и сокровенное место.
Пример 2 (воспоминание о том, как отец учил героиню верховой езде) указан, пояснён.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально:

Два примера из текста дополняют друг друга, давая полное представление о роли детских воспоминаний в жизнях людей.
Это просто общие слова. Анализа связи нет (формальный подход).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Проблема: Какую роль играют детские воспоминания в жизни человека?

Позиция автора заключается в том,  что воспоминания родом из детства вызывают светлые, родные и счастливые чувства у человека, занимая особое место в его сердце.
"Родом из детства" лучше заменить на словосочетание "детские воспоминания". Что значит родные воспоминания? А разве есть неродные? Это лексическая несочетаемость.
Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос (помните о том, что проблема и позиция автора соотносятся как вопросно-ответное единство). В вашей формулировке содержится ответ на вопрос: "Какое место занимают детские воспоминания в нашей жизни (у вас -- в сердце)?" Выражения "играть роль" и "место в сердце" -- это всё-таки не одно и то же. Будьте внимательнее!

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Наблюдая за родными краями молодой человек с нежностью  предается воспоминаниям о своей ранней жизни на этой территории. Они согревают и излечивают его душу. На протяжении всего произведения Аркадий будет часто с трепетностью вспоминать своё детство. Этот герой является идеальным примером человека, который правда дорожит своей «ранней жизнью».
Пример, конечно, будет засчитан, но хочу вас предупредить: не нужно допускать свободной (утрированной) интерпретации художественных произведений. Вывод об "идеальном примере" утрирован. Будьте осторожны, когда используете примеры из художественных произведений.

К5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

В работе просматривается коммуникативный замысел, нарушений абзацного членения нет, но имеются логические ошибки.

Ошибки:

На территории её дома росло множество цветов и деревьев , слышалось пение птиц , в то время как другие деревни и степи не имели особой растительности.
Нарушение логики. Недопустимое сопоставление дома, деревень и степей (соединение нетождественных понятий).
Кожухова пишет: « Мы живём здесь, как в некой особой стране». Читатель понимает, что окружающая среда , в которой рос ребёнок , способна исказить или приукрасить его воспоминания. Таким образом рассказчица запомнила свой хутор, как особенное, волшебное и сокровенное место. Маленькие дети обладают богатым воображением, что делает их воспоминания более необыкновенными.
Нелогичное, непонятное пояснение.
Детские воспоминания — это невероятное сокровище для людей, ведь иногда просто необходимо вновь почувствовать себя ребенком.
Вывод содержит новый тезис о необходимости вновь почувствовать себя ребёнком.
Таким образом рассказчица запомнила свой хутор, как особенное, волшебное и сокровенное место. Маленькие дети обладают богатым воображением, что делает их воспоминания более необыкновенными.
Нелогичное  развитие мысли. Вводное сочетание "таким образом" употребляется для придания высказыванию значения вывода, следствия из того, что утверждалось ранее; то же, что «следовательно», «итак». А у вас дальше следует новая мысль.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов

Работа не характеризуется точностью выражения мысли (есть нарушения точности выражения мысли), имеются многочисленные речевые ошибки (см. К10).

Ошибки:

Размышляя над данной проблемой автор описывает свой маленький хутор, в котором она жила ещё будучи ребёнком.
Обратите внимание, что стилистически предложение небезупречно.
Таким образом рассказчица запомнила свой хутор, как особенное, волшебное и сокровенное место.
Старайтесь подбирать более походящие ряды однородных членов предложения, чтобы точно и понятно выражать мысль, чтобы это не был набор слов. Слово "волшебное", на мой взгляд, употреблено не к месту.
На территории её дома росло множество цветов и деревьев , слышалось пение птиц , в то время как другие деревни и степи не имели особой растительности.

Наблюдая за родными краями молодой человек с нежностью  предается воспоминаниям о своей ранней жизни на этой территории.
Неуместное употребление слова "территория".

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Ошибки:

Размышляя над данной проблемой ЗПТ автор описывает свой маленький хутор, в котором она жила ЗПТ ещё будучи ребёнком.
Не обособлен деепричастный оборот.
Наблюдая за родными краями ЗПТ молодой человек с нежностью  предается воспоминаниям о своей ранней жизни на этой территории.

Не обособлен деепричастный оборот.
Таким образом ЗПТ рассказчица запомнила свой хутор, как особенное, волшебное и сокровенное место.

Нет запятой после вводной конструкции.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Читатель понимает, что окружающая среда , в которой рос ребёнок , способна исказить или приукрасить его воспоминания.
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. Слово "рос" нужно заменить на "растёт" (длительное действие, обобщающий характер).
Два примера из текста дополняют друг друга, давая полное представление о роли детских воспоминаний в жизнях людей.
Неуместное употребление множественного числа существительного "жизнь". Слово "жизнь" употребляется в обобщённом смысле.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Размышляя над данной проблемой автор описывает свой маленький хутор, в котором она жила ещё будучи ребёнком. На территории её дома росло множество цветов и деревьев , слышалось пение птиц , в то время как другие деревни и степи не имели особой растительности.
Это начало абзаца (новая мысль). Слово "автор" -- мужского рода, но вы в предложении употребляете местоимение женского рода. Понятно, что вы имеете в виду О.Л. Кожухову, но лучше так не строить предложение.
На территории её дома росло множество цветов и деревьев , слышалось пение птиц , в то время как другие деревни и степи не имели особой растительности.
Нарушение лексической сочетаемости. Стилистическая ошибка.
Далее автор описывает важное событие из её детства. Отец рассказчицы учил Кожухову ездить верхом на лошади.
Нарушение в употреблении местоимения. Вы постоянно путаете понятия "автор" и "рассказчик". Её: кто имеете в виду?
Я полностью согласна с позицией Кожуховой, что для людей их детские воспоминания очень важны.
Местоимение лишнее.
Наблюдая за родными краями молодой человек с нежностью  предается воспоминаниям о своей ранней жизни на этой территории.
Нарушение лексической сочетаемости. Нельзя употреблять выражения "ранняя жизнь", "поздняя жизнь". Есть этапы в жизни (детство -- отрочество -- юность и т.д.). Вспомните автобиографическую трилогию Л.Н. Толстого "Детство", "Отрочество", "Юность".
Несмотря на первые неудачные попытки, родитель девочки подарил ей нечто важное, а именно радостные воспоминания.
Лексическая избыточность (девочки -- ей). Неудачное словосочетание "родитель девочки" (нарушение стиля).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, логикой развития мысли, речевым оформлением.

Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку