Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Для чего нужна утешительная ложь?

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

28.02.2022 14:53:43
Автор: Кристина Эзау

Для чего нужна утешительная ложь?Над этим вопросом размышляет М.Глушко в предложенном для анализа тексте.
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме,автор пишет о Евгении Ивановне,которая узнала страшные новости о том,что мужа ее убили ,а сын пропал без вести.Чтобы утешить ее,Ипполитовна рассказывает о случае"Пришел мужик домой без ноги,а через месяц на него похоронка,сам и получил...".Этот пример показывает ,что для людей иногда важна утешительная беседа.
Далее писатель акцентирует внимание читателей на то,как Ипполитовна пытается помочь Евгении Ивановне.Поэтому,она пытается подстроить сцену,и отдать письмо Нине."Похоронки-то кто пишет?","А они при штабах,там бумаг страсть сколько...","Вот и попутали"."Вон и Ринка скажет,она грамотная".Когда Нине отдали письмо,она почувствовала себя героем из пьесы"На дне".Она сразу вспомнила Луку,который "...жулик и вредный утешитель...".Нина знала,что правду нужно говорить постепенно,"...иначе душа не выдержит...".Пример свидетельствует о том,что ложь может спасти человека,но если рассказать правду ,то наоборот сделать ещё хуже.
Эти примеры дополняют друг друга,показывают,как ложь может утешить человека ,если нет безвыходной ситуации.
Позиция автора понятна,М.Глушко считает,что утешительная ложь,имеет свои плюсы.Человеку становится лучше.
Я разделяю мнение писателя и тоже думаю,что утешительная ложь помогает душевно человеку,который находиться в трудной ситуации.Вспоминаю произведение М.Горького "На дне",где Лука ,один из посетителей ночлежки,помогал Анне,которая была больна.Он многим лгал,ради надежды других.
Прочитав текст М.Глушко ,я сделала вывод о том,что утешительная ложь может помочь человеку справится с его проблемами.
Количество слов - 260

Рецензент: Наталья Белина

Здравствуйте, Кристина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Для чего нужна утешительная ложь?

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (история, рассказанная Ипполитовной) в сочинении указан, не пояснен.

Как связаны ваш проблемный вопрос и пример с пояснением? Проблемный вопрос: для чего нужна утешительная ложь? Далее вы пишете о случае с похоронкой. Только вот не упоминаете о том, что эта история выдуманная. («Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила…»). Без опоры на исходный текст кажется, будто эта ситуация произошла на самом деле. Балл за первый пример выставляю с натяжкой.

Этот пример показывает ,что для людей иногда важна утешительная беседа.

Вряд ли эту ситуацию можно назвать беседой. Евгения Ивановна не в силах вымолвить ни слова. Думаю, что слова Ипполитовны можно посчитать как попытку подарить надежду на благоприятный исход дела.

Пример 2 (помощь Ипполитовны) указан, пояснен.

Во втором примере тоже много ошибок, которые затрудняют понимание написанного (см. ниже).

Эти примеры дополняют друг друга,показывают,как ложь может утешить человека ,если нет безвыходной ситуации.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но анализ связи вы указываете формальный.

Обратите внимание на то, что анализ связи пишется по следующей схеме: вид связи + расшифровка связи + роль связи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно.

Позиция автора понятна,М.Глушко считает,что утешительная ложь,имеет свои плюсы.Человеку становится лучше.

Балл по К3 я поставила с натяжкой. Вы пишете: «…утешительная ложь,имеет свои плюсы». Звучит утверждение расплывчато. Какие именно «плюсы»? Формулировка ведь во мн.ч. Далее снова "туманная" фраза: «Человеку становится лучше». Что значит «лучше»? Все эти смысловые провалы являются логическими ошибками.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 балл

Ошибки:

Я разделяю мнение писателя и тоже думаю,что утешительная ложь помогает душевно человеку,который находиться в трудной ситуации.

Отношение к позиции автора содержит согласие, однако тезис дублирует позицию автора. Это тоже логическая ошибка.

Вспоминаю произведение М.Горького "На дне",где Лука ,один из посетителей ночлежки,помогал Анне,которая была больна.Он многим лгал,ради надежды других.

Слово «вспоминаю» выглядит не совсем уместно в этом абзаце. Вы ведь уже «вспомнили» это произведение в предыдущей части своего сочинения.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме,автор пишет о Евгении Ивановне,которая узнала страшные новости о том,что мужа ее убили ,а сын пропал без вести.

Логический провал. Почему вы не пишете о том, что ситуация, описанная в тексте, происходила в военное время?

Чтобы утешить ее,Ипполитовна рассказывает о случае"Пришел мужик домой без ноги,а через месяц на него похоронка,сам и получил...".

Отсутствие необходимых частей высказывания. Возникает справедливый вопрос: кто такая Ипполитовна? Ваши мысли должны быть понятны даже тем, кто не читал исходного текста.

Чтобы утешить ее,Ипполитовна рассказывает о случае"Пришел мужик домой без ноги,а через месяц на него похоронка,сам и получил...".Этот пример показывает ,что для людей иногда важна утешительная беседа.

Предложения логически не связаны.

Этот пример показывает ,что для людей иногда важна утешительная беседа.

Пишите о том, что «делает» автор. Лучше: этим примером автор подтверждает свою мысль… / приведённым примером автор показывает…

Поэтому,она пытается подстроить сцену,и отдать письмо Нине.

Отсутствие необходимых частей высказывания. О какой «сцене» идёт речь?

Поэтому,она пытается подстроить сцену,и отдать письмо Нине."Похоронки-то кто пишет?","А они при штабах,там бумаг страсть сколько...","Вот и попутали".

Предложения логически не связаны.

Она сразу вспомнила Луку,который "...жулик и вредный утешитель...".Нина знала,что правду нужно говорить постепенно,"...иначе душа не выдержит...".

Ваше высказывание противоречит логике исходного текста. Нине нравился персонаж М. Горького, «жуликом и … утешителем» его называли другие. Вы же пишете так, словно и она его таковым считала.

Пример свидетельствует о том,что ложь может спасти человека,но если рассказать правду ,то наоборот сделать ещё хуже.

Пишите о том, что «делает» автор.

Эти примеры дополняют друг друга,показывают,как ложь может утешить человека ,если нет безвыходной ситуации.

Следуя вашей логике, ложь утешает человека, если нет безвыходной ситуации. Что вы хотите этим сказать? Может, В безвыходной ситуации?

Вспоминаю произведение М.Горького "На дне",где Лука ,один из посетителей ночлежки,помогал Анне,которая была больна.

Отсутствие необходимых частей высказывания. Чем именно Лука «помогал Анне»?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Балл снижен, т.к. по критерию К10 не получен высший балл.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме,автор пишет о Евгении Ивановне,которая узнала страшные новости о том,что мужа ее убили ,а сын пропал без вести.Чтобы утешить ее,Ипполитовна рассказывает о случае"Пришел мужик домой без ноги,а через месяц на него похоронка,сам и получил...".

Обратите внимание на то, что союз «чтобы» повторяется в двух предложениях подряд. Однотипные конструкции свидетельствуют об однообразии грамматического строя речи.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Я разделяю мнение писателя и тоже думаю,что утешительная ложь помогает душевно человеку,который находиться в трудной ситуации.

Правильно: который (что делает?) находИТся.

Прочитав текст М.Глушко ,я сделала вывод о том,что утешительная ложь может помочь человеку справится с его проблемами.

Правильно: справиТЬся.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Чтобы утешить ее,Ипполитовна рассказывает о случае ДВТЧ "Пришел мужик домой без ноги,а через месяц на него похоронка,сам и получил...".

Не хватает двоеточия перед прямой речью.

Поэтому,она пытается подстроить сцену,и отдать письмо Нине.

Лишние запятые.

Пример свидетельствует о том,что ложь может спасти человека,но если рассказать правду ,то ЗПТ наоборот ЗПТ сделать ещё хуже.

Не хватает запятых при вводном слове.

Позиция автора понятна,М.Глушко считает,что утешительная ложь,имеет свои плюсы.

После слова «понятна» требуется двоеточие, а не запятая. Синим отмечена лишняя запятая.

Позиция автора понятна,М.Глушко считает,что утешительная ложь,имеет свои плюсы.Человеку становится лучше.

Эти предложения было бы лучше объединить в одно и поставить между ними двоеточие. Но два двоеточия в этом предложении будут неуместными, поэтому рекомендую не строить предложения, в которых каждая следующая часть поясняет предыдущую.

Он многим лгал,ради надежды других.

Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Далее писатель акцентирует внимание читателей на то,как Ипполитовна пытается помочь Евгении Ивановне.

Ошибка в управлении отмечена красным. Обратите внимание: акцентировать внимание на чём-либо; обратить внимание на что-либо.

Синим отмечена ошибка в построении СПП. Лучше было бы заменить слово «как» на «что».

"Похоронки-то кто пишет?","А они при штабах,там бумаг страсть сколько...","Вот и попутали"."Вон и Ринка скажет,она грамотная".

Эти цитаты в вашем сочинении повисают в воздухе. С какой целью вы их приводите? Нужно было ввести эти предложения при помощи прямой речи или косвенной. Кроме того, в последнем предложении есть опечатка. Будьте внимательны, часто опечатки / описки могут быть засчитаны как разного рода ошибки.

Далее писатель акцентирует внимание читателей на то,как Ипполитовна пытается помочь Евгении Ивановне.Поэтому,она пытается подстроить сцену,и отдать письмо Нине.

Неоправданная парцелляция.

Вспоминаю произведение М.Горького "На дне",где Лука ,один из посетителей ночлежки,помогал Анне,которая была больна.

Ошибка в построении СПП.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме,автор пишет о Евгении Ивановне,которая узнала страшные новости о том,что мужа ее убили ,а сын пропал без вести.Чтобы утешить ее,Ипполитовна рассказывает о случае"Пришел мужик домой без ноги,а через месяц на него похоронка,сам и получил...".Этот пример показывает ,что для людей иногда важна утешительная беседа.
Далее писатель акцентирует внимание читателей на то,как Ипполитовна пытается помочь Евгении Ивановне.Поэтому,она пытается подстроить сцену,и отдать письмо Нине."Похоронки-то кто пишет?","А они при штабах,там бумаг страсть сколько...","Вот и попутали"."Вон и Ринка скажет,она грамотная".Когда Нине отдали письмо,она почувствовала себя героем из пьесы"На дне".

Ошибки в видо-временной соотнесённости глагольных форм. Говоря о действиях героев, нужно использовать глаголы в прош. вр.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Чтобы утешить ее,Ипполитовна рассказывает о случае"Пришел мужик домой без ноги,а через месяц на него похоронка,сам и получил...".

Части высказывания не связаны между собой. Лучше: о случае, произошедшем с…

Этот пример показывает ,что для людей иногда важна утешительная беседа.

Неудачное сочетание слов. Лучше: утешительные слова / слова утешения.

Далее писатель акцентирует внимание читателей на то,как Ипполитовна пытается помочь Евгении Ивановне.Поэтому,она пытается подстроить сцену,и отдать письмо Нине.

Неудачное употребление местоимения отмечено красным. Повтор слов – синим. Неудачное сочетание слов – розовым.

Когда Нине отдали письмо,она почувствовала себя героем из пьесы"На дне".Она сразу вспомнила Луку,который "...жулик и вредный утешитель...".

Повтор слов.

Пример свидетельствует о том,что ложь может спасти человека,но если рассказать правду ,то наоборот сделать ещё хуже.

Пропуск слов в разных частях высказывания.

Позиция автора понятна,М.Глушко считает,что утешительная ложь,имеет свои плюсы.

Стилистическая неловкость. Избегайте в сочинении слов разговорного стиля.

ПЛЮС, -а; м.  5. Разг. Достоинство, положительная сторона чего-л. Отметить плюсы диссертации. У него немало плюсов. В принятом законе есть два больших плюса. Ставить кому-л. в п. что-л. Плюсы южного климата. Взвесить все плюсы. (Источник: Грамота.ру)

Я разделяю мнение писателя и тоже думаю,что утешительная ложь помогает душевно человеку,который находиться в трудной ситуации.

Неудачное сочетание слов.

Он многим лгал,ради надежды других.

Неудачное сочетание слов.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Он многим лгал,ради надежды других.

Мысль о том, что Лука «лгал» звучит очень категорично.

Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой изложения своих мыслей. Постарайтесь минимизировать количество речевых, грамматических и пунктуационных ошибок.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку