Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Каково поведение человека, утратившего понятия о жизненных ценностях?

  • Текст: К. Симонов. О жизненных ценностях
    К. М. Симонов о жизненных ценностях
    (1)Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. (2)И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева. (3)Положила на кухонный стол, под будильник, чтоб не забыть, а потом из-за всей этой суматохи забыла. (4)Она торопливо перебежала Садовую и пошла по Сретенке, все время думая о том, что Надина мама, разбираясь на кухне, могла вынуть эту бумажку из-под будильника, изорвать и выбросить…
    (5)Когда она открыла дверь и шагнула в переднюю, она сначала ничего не могла понять. (6)Почти вся передняя была засыпана чем-то белым, а Надина мама, «папочка» и майор, их попутчик, – все трое стояли в разных углах передней на четвереньках и что-то делали.  
    (7)Белое – был сахарный песок. (8)Он горой лежал у двери на кухню, и из-под этой горы торчали углы наволочки. (9)Наверное, его несли через переднюю в этой наволочке, и она лопнула, и песок рассыпался по всему полу. (10)И теперь его собирали, а чтобы собрать, тесно прижав к полу пальцами листы бумаги, подгребали на них песок и понемножку ссыпали в стоявшие на полу два таза и суповую миску.
    (11)Когда Таня вошла, все трое, не вставая с корточек, подняли головы и посмотрели на нее, и ей стало смешно на секунду и почему-то страшно – тоже на секунду, а потом Надина мама, по-прежнему не вставая с корточек, крикнула ей:
    – Ну, что ж вы стоите? (12)Помогайте!
    (13)Она крикнула это таким голосом, что Таня почувствовала себя как на пожаре и, скинув шинель и повесив ее на ручку двери, тоже, как они, опустилась на четвереньки. (14)И Надина мама, с треском выдрав несколько листов из лежавшей на полу толстой книги, дотянулась до Тани и отдала ей эти листы. (15)И Таня взяла один лист и, прижимая его к полу, стала подгребать сахар и ссыпать его в суповую миску, стоявшую между нею и майором. (16)Сначала она думала только о том, что это сахар, и что он лежит на полу, и что надо поскорее помочь подобрать его, подгребая с полу глянцевитым, вырванным из книги листом, на котором были нарисованы антилопы с детенышами. (17)Она почувствовала, как ей мешает, упираясь в бедро, подаренный Кашириным маленький трофейный «вальтер», и передвинула его на поясе подальше на спину.
    (18)Все работали молча. (19)«Как на операции», – подумала Таня, но «папочка» вдруг нарушил молчание.
    –(20)Вот видишь, понемножку и подвигается, – заискивающим тоном сказал он Надиной маме.
    –(21)А я вообще не желаю с тобой разговаривать, – тяжело дыша, ответила Надина мама. – (22)Только идиот мог вот так взять и потащить наволочку за углы, через весь дом. (23)А вы тоже хороши, – сказала она майору, уже совсем задыхаясь («Наверное, у нее астма», – подумала Таня), – приспичило сегодня, не могли до утра отложить!
    –(24)Не мог, потому что у меня завтра машины не будет, – сердито сказал майор и, не вставая с четверенек, потер рукой поясницу.
    –(25)Дали бы шоферу полкило, и завтра машина была бы, – отозвалась Надина мама. –(26)Так нет, приспичило сегодня! (27)Можно подумать, что мы за ночь без вас отсыпали бы! (28)Крохобор несчастный!
    –(29)Я попросил бы вас… – продолжая стоять на четвереньках, с достоинством сказал майор.
    (30)И Таня, повернувшись и посмотрев на его багровое лицо с белыми бровями, вспомнила, как он тогда, днем, пересчитывал вещи и как Надина мама сказала ему: «Не хотелось бы сегодня вечером», а он сказал: «Ну посмотрим», – вспомнила и поняла сразу все. (31)Они вместе везли, а теперь делили этот сахар, а может быть, и еще что-то другое, что они притащили сюда днем в своих тюках и обвязанных веревками тяжелых больших чемоданах. (32)И этот майор помогал им откуда-то все это везти, потому что он в форме и ему легче верили и разрешали, а теперь он получает за это с них свою долю. (33)А она, как дура, ползает на четвереньках и помогает этим спекулянтам собирать с полу их сахар, которого, наверное, столько не дают на целую неделю на весь тети Полин госпиталь…
    (34)Она встала и обдернула гимнастерку.
    –(35)Ужели устали? – спросила Надина мама.
    –(36)Нет. (3)Но мне надо пройти к вам на кухню.
    –(37)Обождите, – сказала Надина мама, – вот соберем все, и пройдете. (38)Если поможете – быстрее будет…
    –(39)А я спешу…
    –(40)На всякое хотение есть терпение! – сказала Надина мама. (41)Она была раздражена, но все еще не хотела ссориться.
    (42)Таня ничего не ответила. (43)Высматривая, как бы ей получше, поаккуратней пройти, она заметила то, на что раньше не обратила внимания: в углу у вешалки стояли кульки с, наверно, уже поделенным сахаром.
    –(44)Вы извините, но я все же пройду.
    –(45)Да вы что, человеческий язык понимаете или нет?! – повысила голос Надина мама. –(46)Вы что, по нашему сахару, что ли, пойдете!
    (47)«Да, вот именно, по сахару, по их сахару!» – с ожесточением подумала Таня, хотя еще совсем недавно смотрела на эту гору прекрасного, белого, красивого сахара, не представляя себе, как можно наступить ногой на такую драгоценность. (48)Она шагнула и пошла, хрустя сапогами, прямо через всю переднюю к дверям кухни. (49)И Надина мама, вскочив с четверенек, закричала: «Сумасшедшая, дура! Сука!» (50)И рванулась к ней, но вдруг вся пошла багровыми пятнами и, закашлявшись, опустилась и села прямо на пол на свой сахар. (51)Хромоногий бросился к ней на помощь. (52)А майор, в первый раз за все время вскочив с четверенек, закричал очень строго, словно Таня стояла перед ним в строю: «Товарищ военврач!» (53)И это так разозлило ее, что она, стоя в сахаре, уже у самых дверей на кухню, заскрипев сапогами, повернулась к нему и, расстегивая за спиной кобуру «вальтера», медленно, с ненавистью сказала:
    –А я вот постреляю сейчас вас всех к черту, спекулянты паршивые!
    (54)Несмотря на обманчиво спокойный голос, она была вне себя, и, если бы майор или хромоногий кинулись сейчас к ней, она бы стала стрелять. (55)Но, на свое счастье, они кинулись не к ней, а от нее. (56)Майор побледнел и, спиной открыв двери в столовую, отступил туда, схватившись за створки руками, готовый в любую секунду захлопнуть их за собой. (57)А хромоногий необычайно быстро, словно паук, боком, не вставая с пола, обогнул жену и оказался за ее спиной.
    (58)Только одна Надина мама не испугалась, а сквозь душивший ее кашель прохрипела что-то мужу и, извернувшись, всей пятерней влепила ему пощечину – за трусость!
    –(59)Вы хуже фашистов, – сказала Таня, вынимая из-за спины пустую руку, без пистолета. –(60)Только мараться о вас не хочется!
    (61)Сказала, повернулась и, уже не оглядываясь на них и не боясь, что они что-нибудь могут с ней сделать, последний раз хрустнув сапогами по их сахару, шагнула в кухню и закрыла за собой дверь.
28.02.2022 11:31:24
Автор: Юля Л.

Каково поведение человека, утратившего понятия о жизненных ценностях? Именно об этом размышляет  в предложенном для анализа тексте Константин Симонов.
Комментируя данную проблему, хочется отметить предложения 31-32: “Они вместе везли, а теперь делили этот сахар, а может быть, и еще что-то другое, что они притащили сюда днем в своих тюках и обвязанных веревками тяжелых больших чемоданах. И этот майор помогал им откуда-то все это везти, потому что он в форме и ему легче верили и разрешали, а теперь он получает за это с них свою долю.” Читатель понимает, что майор без зазрения совести помогал спекулянтам везти сахар, он пользовался служебным положением для личных интересов. Также, подозрительно то, что он не на фронте, а то, что он помогал перевозить грузы. Это может означать, что он избегал передовую, что тоже говорит об отсутствии служебного долга перед родиной.
Автор обращает наше внимание на предложения 16 и 33, чтобы показать нам человека, имеющего понятие ценностей. Мы осознаем, что Таня, по началу помогавшая собирать сахар, поняла, что эти люди: Надина мама, хромоногий и майор- спекулянты. Таня не утратила понятия о человечности и справедливости. Её поступок достоин уважения потому, что она не стала подчиняться и содействовать ни майору, ни Надиной маме. Кроме того, в последствие мы видим, то что Таня не струсила пригрозить пристрелить их, так как они ведут себя как трусливые животные.
Эти примеры можно противопоставить. Они показывают, что идет противостояние добра и зла, хорошего поступка и плохого. Другими словами, Таня отказывается от выполнения “грязной” работы и тем самым осуждает спекулянтов.
Позиция автора ясна: “Вы хуже фашистов, – сказала Таня, вынимая из-за спины пустую руку, без пистолета. –Только мараться о вас не хочется!” К.Симонов считает, что они хуже убийц и что жизнь в дальнейшем их накажет.
Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, эти аферисты хуже фашистов, издевающихся над людьми и убивающих их. Приведу пример мародеров, которые обворовывают покинутые людьми жилища в результате катастрофы или войны. Мародерство может показаться не плохим занятием, ведь люди-то все-равно уже не живут в домах и к чему пропадать хорошим вещам. Но на самом деле, существует какое-то отвращение к мародерам, они ведь не сочувствуют людям, а наживаются на них.
Хочется верить, что, прочитав текст Константина Симонова, многие задумаются о том, что нужно оберегать по-настоящему жизненные ценности и не при какой беде их не терять.
Количество слов - 376

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Юля!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Каково поведение человека, утратившего понятия о жизненных ценностях? Именно об этом размышляет  в предложенном для анализа тексте Константин Симонов.
Вопрос не носит проблемный характер. На мой взгляд, ответ очевиден. Вы правильно поняли, что в центре внимания автора находятся нравственные ценности. Попробуем немного изменить вопрос. Что происходит с человеком, утратившим нравственные ценности?

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен, но хочется отметить уязвимость данного примера (то, как вы сформулировали проблему, на мой взгляд, сужает ваши возможности в выборе примеров-иллюстраций. Если сказать образно, это можно выразить простой формулой: рубить сук, на котором сидишь).

Взаимосвязь между примерами обозначена, но проанализирована формально. Советую анализировать связь между примерами по следующей формуле: вид связи + расшифровка связи (как именно противопоставлены, дополняют и т.д.) + роль связи. Например, противопоставляя эти примеры (поступки героев и т.п.) автор хочет подчеркнуть... с помощью противопоставления писатель показывает...).

Комментируя данную проблему, хочется отметить предложения 31-32: “Они вместе везли, а теперь делили этот сахар, а может быть, и еще что-то другое, что они притащили сюда днем в своих тюках и обвязанных веревками тяжелых больших чемоданах.

Автор обращает наше внимание на предложения 16 и 33, чтобы показать нам человека, имеющего понятие ценностей.
Неудачное начало комментария. Вы ещё не ввели в курс дела, но уже даёте ссылки на номера предложений (это, конечно, допустимый способ отсылки к тексту, но тогда, когда сочинение понятно и без обращения к тексту).  Вы должны писать так, чтобы у проверяющего не возникала необходимость постоянно обращаться к тексту, чтобы понять, что же хотел сказать ученик. Кроме того, следует отметить вашу увлечённость цитированием (посмотрите ещё раз формулировку 27 задания: нас предостерегают от чрезмерного цитирования).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Позиция автора ясна: “Вы хуже фашистов, – сказала Таня, вынимая из-за спины пустую руку, без пистолета. –Только мараться о вас не хочется!” К.Симонов считает, что они хуже убийц и что жизнь в дальнейшем их накажет.
Проблема и позиция автора не являются вопросно-ответным единством (если проблема -- вопрос, то ПА -- это ответ на этот вопрос). Старайтесь не использовать в формулировке ПА цитаты. Это возможно, как правило, только в публицистических текстах, где ПА обычно выражается прямо. Вы писали сочинение по художественному тексту.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Так как К3 - 0 баллов, то К4 тоже 0 баллов.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Комментируя данную проблему, хочется отметить предложения 31-32: “Они вместе везли, а теперь делили этот сахар, а может быть, и еще что-то другое, что они притащили сюда днем в своих тюках и обвязанных веревками тяжелых больших чемоданах.

И этот майор помогал им откуда-то все это везти, потому что он в форме и ему легче верили и разрешали, а теперь он получает за это с них свою долю.” Читатель понимает, что майор без зазрения совести помогал спекулянтам везти сахар, он пользовался служебным положением для личных интересов.
Логический провал. Кто они? Вы должны писать так, чтобы было всё понятно. Можно было использовать небольшой элемент пересказа, поскольку текст художественный (повествовательного типа). На кого указывает местоимение "этот" (нет грамматической связи с предыдущим предложением)?
Также, подозрительно то, что он не на фронте, а то, что он помогал перевозить грузы.
Понятно, что вы хотите противопоставить действия (поступки) майора (не на фронте, а помогает спекулянтам), но у вас не очень хорошо получилось выстроить противопоставление.


Автор обращает наше внимание на предложения 16 и 33, чтобы показать нам человека, имеющего понятие ценностей.
Неудачно вводится второй пример.
Эти примеры можно противопоставить. Они показывают, что идет противостояние добра и зла, хорошего поступка и плохого. Другими словами, Таня отказывается от выполнения “грязной” работы и тем самым осуждает спекулянтов.
Неудачное начало абзаца (связь между примерами и анализ связи). Местоимение "эти" ни на что не указывает (нарушение логики). Что значит "грязная работа"? Нужно писать конкретнее (язык намёков, символов, на мой взгляд, не для сочинения ЕГЭ).
Действительно, эти аферисты хуже фашистов, издевающихся над людьми и убивающих их.

Снова местоимение... Снова возникает логическая ошибка.

Приведу пример мародеров, которые обворовывают покинутые людьми жилища в результате катастрофы или войны.
Неудачный ряд однородных членов (нарушение логики). Войну тоже можно отнести к катастрофе.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Также, подозрительно то, что он не на фронте, а то, что он помогал перевозить грузы.
Очень много "то"...

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл

Ошибки:

Мы осознаем, что Таня, по началу помогавшая собирать сахар, поняла, что эти люди: Надина мама, хромоногий и майор- спекулянты.
Наречие "поначалу" пишется слитно. В данном случае это не существительное с предлогом (по началу романа можно судить...).
Кроме того, в последствие мы видим, то что Таня не струсила пригрозить пристрелить их, так как они ведут себя как трусливые животные.
Неверно написано наречие "впоследствии".
Мародерство может показаться не плохим занятием, ведь люди-то все-равно уже не живут в домах и к чему пропадать хорошим вещам.
Наречие "всё равно" пишется раздельно.


K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Также, подозрительно то, что он не на фронте, а то, что он помогал перевозить грузы.
Лишняя запятая после союза "также".

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Кроме того, в последствие мы видим, то что Таня не струсила пригрозить пристрелить их, так как они ведут себя как трусливые животные.
Посмотрите, сколько рядом оказалось глаголов. Лучше исправить, например, так: Таня не испугалась и пригрозила пистолетом.  
Кроме того, в последствие мы видим, то что Таня не струсила пригрозить пристрелить их, так как они ведут себя как трусливые животные.
Нарушение в построении сложного предложения. Зачем "то"? Мы видим, что Таня не струсила...
Приведу пример мародеров, которые обворовывают покинутые людьми жилища в результате катастрофы или войны.
Давайте попробуем вставить какие-то другие словосочетания вместо "пример мародёров": приведу пример учеников, приведу пример учителей, приведу пример людей... Разве так говорят? Перечитайте ещё раз вашу мысль.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Это может означать, что он избегал передовую, что тоже говорит об отсутствии служебного долга перед родиной.
Очень плохо выражаете мысль. Нарушение лексической сочетаемости.
Читатель понимает, что майор без зазрения совести помогал спекулянтам везти сахар, он пользовался служебным положением для личных интересов.

Нарушение стилистической однородности: неуместное употребление разговорного оборота "без зазрения совести".

Автор обращает наше внимание на предложения 16 и 33, чтобы показать нам человека, имеющего понятие ценностей.
Повторы. Очень много "нас" в сочинении.
Хочется верить, что, прочитав текст Константина Симонова, многие задумаются о том, что нужно оберегать по-настоящему жизненные ценности и не при какой беде их не терять.
Нарушение лексической сочетаемости.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением, логикой развития мысли, грамотностью.

Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку