Запомни!
Каково поведение человека, утратившего понятия о жизненных ценностях?
-
Текст: К. Симонов. О жизненных ценностяхК. М. Симонов о жизненных ценностях
(1)Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. (2)И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева. (3)Положила на кухонный стол, под будильник, чтоб не забыть, а потом из-за всей этой суматохи забыла. (4)Она торопливо перебежала Садовую и пошла по Сретенке, все время думая о том, что Надина мама, разбираясь на кухне, могла вынуть эту бумажку из-под будильника, изорвать и выбросить…
(5)Когда она открыла дверь и шагнула в переднюю, она сначала ничего не могла понять. (6)Почти вся передняя была засыпана чем-то белым, а Надина мама, «папочка» и майор, их попутчик, – все трое стояли в разных углах передней на четвереньках и что-то делали.
(7)Белое – был сахарный песок. (8)Он горой лежал у двери на кухню, и из-под этой горы торчали углы наволочки. (9)Наверное, его несли через переднюю в этой наволочке, и она лопнула, и песок рассыпался по всему полу. (10)И теперь его собирали, а чтобы собрать, тесно прижав к полу пальцами листы бумаги, подгребали на них песок и понемножку ссыпали в стоявшие на полу два таза и суповую миску.
(11)Когда Таня вошла, все трое, не вставая с корточек, подняли головы и посмотрели на нее, и ей стало смешно на секунду и почему-то страшно – тоже на секунду, а потом Надина мама, по-прежнему не вставая с корточек, крикнула ей:
– Ну, что ж вы стоите? (12)Помогайте!
(13)Она крикнула это таким голосом, что Таня почувствовала себя как на пожаре и, скинув шинель и повесив ее на ручку двери, тоже, как они, опустилась на четвереньки. (14)И Надина мама, с треском выдрав несколько листов из лежавшей на полу толстой книги, дотянулась до Тани и отдала ей эти листы. (15)И Таня взяла один лист и, прижимая его к полу, стала подгребать сахар и ссыпать его в суповую миску, стоявшую между нею и майором. (16)Сначала она думала только о том, что это сахар, и что он лежит на полу, и что надо поскорее помочь подобрать его, подгребая с полу глянцевитым, вырванным из книги листом, на котором были нарисованы антилопы с детенышами. (17)Она почувствовала, как ей мешает, упираясь в бедро, подаренный Кашириным маленький трофейный «вальтер», и передвинула его на поясе подальше на спину.
(18)Все работали молча. (19)«Как на операции», – подумала Таня, но «папочка» вдруг нарушил молчание.
–(20)Вот видишь, понемножку и подвигается, – заискивающим тоном сказал он Надиной маме.
–(21)А я вообще не желаю с тобой разговаривать, – тяжело дыша, ответила Надина мама. – (22)Только идиот мог вот так взять и потащить наволочку за углы, через весь дом. (23)А вы тоже хороши, – сказала она майору, уже совсем задыхаясь («Наверное, у нее астма», – подумала Таня), – приспичило сегодня, не могли до утра отложить!
–(24)Не мог, потому что у меня завтра машины не будет, – сердито сказал майор и, не вставая с четверенек, потер рукой поясницу.
–(25)Дали бы шоферу полкило, и завтра машина была бы, – отозвалась Надина мама. –(26)Так нет, приспичило сегодня! (27)Можно подумать, что мы за ночь без вас отсыпали бы! (28)Крохобор несчастный!
–(29)Я попросил бы вас… – продолжая стоять на четвереньках, с достоинством сказал майор.
(30)И Таня, повернувшись и посмотрев на его багровое лицо с белыми бровями, вспомнила, как он тогда, днем, пересчитывал вещи и как Надина мама сказала ему: «Не хотелось бы сегодня вечером», а он сказал: «Ну посмотрим», – вспомнила и поняла сразу все. (31)Они вместе везли, а теперь делили этот сахар, а может быть, и еще что-то другое, что они притащили сюда днем в своих тюках и обвязанных веревками тяжелых больших чемоданах. (32)И этот майор помогал им откуда-то все это везти, потому что он в форме и ему легче верили и разрешали, а теперь он получает за это с них свою долю. (33)А она, как дура, ползает на четвереньках и помогает этим спекулянтам собирать с полу их сахар, которого, наверное, столько не дают на целую неделю на весь тети Полин госпиталь…
(34)Она встала и обдернула гимнастерку.
–(35)Ужели устали? – спросила Надина мама.
–(36)Нет. (3)Но мне надо пройти к вам на кухню.
–(37)Обождите, – сказала Надина мама, – вот соберем все, и пройдете. (38)Если поможете – быстрее будет…
–(39)А я спешу…
–(40)На всякое хотение есть терпение! – сказала Надина мама. (41)Она была раздражена, но все еще не хотела ссориться.
(42)Таня ничего не ответила. (43)Высматривая, как бы ей получше, поаккуратней пройти, она заметила то, на что раньше не обратила внимания: в углу у вешалки стояли кульки с, наверно, уже поделенным сахаром.
–(44)Вы извините, но я все же пройду.
–(45)Да вы что, человеческий язык понимаете или нет?! – повысила голос Надина мама. –(46)Вы что, по нашему сахару, что ли, пойдете!
(47)«Да, вот именно, по сахару, по их сахару!» – с ожесточением подумала Таня, хотя еще совсем недавно смотрела на эту гору прекрасного, белого, красивого сахара, не представляя себе, как можно наступить ногой на такую драгоценность. (48)Она шагнула и пошла, хрустя сапогами, прямо через всю переднюю к дверям кухни. (49)И Надина мама, вскочив с четверенек, закричала: «Сумасшедшая, дура! Сука!» (50)И рванулась к ней, но вдруг вся пошла багровыми пятнами и, закашлявшись, опустилась и села прямо на пол на свой сахар. (51)Хромоногий бросился к ней на помощь. (52)А майор, в первый раз за все время вскочив с четверенек, закричал очень строго, словно Таня стояла перед ним в строю: «Товарищ военврач!» (53)И это так разозлило ее, что она, стоя в сахаре, уже у самых дверей на кухню, заскрипев сапогами, повернулась к нему и, расстегивая за спиной кобуру «вальтера», медленно, с ненавистью сказала:
–А я вот постреляю сейчас вас всех к черту, спекулянты паршивые!
(54)Несмотря на обманчиво спокойный голос, она была вне себя, и, если бы майор или хромоногий кинулись сейчас к ней, она бы стала стрелять. (55)Но, на свое счастье, они кинулись не к ней, а от нее. (56)Майор побледнел и, спиной открыв двери в столовую, отступил туда, схватившись за створки руками, готовый в любую секунду захлопнуть их за собой. (57)А хромоногий необычайно быстро, словно паук, боком, не вставая с пола, обогнул жену и оказался за ее спиной.
(58)Только одна Надина мама не испугалась, а сквозь душивший ее кашель прохрипела что-то мужу и, извернувшись, всей пятерней влепила ему пощечину – за трусость!
–(59)Вы хуже фашистов, – сказала Таня, вынимая из-за спины пустую руку, без пистолета. –(60)Только мараться о вас не хочется!
(61)Сказала, повернулась и, уже не оглядываясь на них и не боясь, что они что-нибудь могут с ней сделать, последний раз хрустнув сапогами по их сахару, шагнула в кухню и закрыла за собой дверь.
Комментируя данную проблему, хочется отметить предложения 31-32: “Они вместе везли, а теперь делили этот сахар, а может быть, и еще что-то другое, что они притащили сюда днем в своих тюках и обвязанных веревками тяжелых больших чемоданах. И этот майор помогал им откуда-то все это везти, потому что он в форме и ему легче верили и разрешали, а теперь он получает за это с них свою долю.” Читатель понимает, что майор без зазрения совести помогал спекулянтам везти сахар, он пользовался служебным положением для личных интересов. Также, подозрительно то, что он не на фронте, а то, что он помогал перевозить грузы. Это может означать, что он избегал передовую, что тоже говорит об отсутствии служебного долга перед родиной.
Автор обращает наше внимание на предложения 16 и 33, чтобы показать нам человека, имеющего понятие ценностей. Мы осознаем, что Таня, по началу помогавшая собирать сахар, поняла, что эти люди: Надина мама, хромоногий и майор- спекулянты. Таня не утратила понятия о человечности и справедливости. Её поступок достоин уважения потому, что она не стала подчиняться и содействовать ни майору, ни Надиной маме. Кроме того, в последствие мы видим, то что Таня не струсила пригрозить пристрелить их, так как они ведут себя как трусливые животные.
Эти примеры можно противопоставить. Они показывают, что идет противостояние добра и зла, хорошего поступка и плохого. Другими словами, Таня отказывается от выполнения “грязной” работы и тем самым осуждает спекулянтов.
Позиция автора ясна: “Вы хуже фашистов, – сказала Таня, вынимая из-за спины пустую руку, без пистолета. –Только мараться о вас не хочется!” К.Симонов считает, что они хуже убийц и что жизнь в дальнейшем их накажет.
Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, эти аферисты хуже фашистов, издевающихся над людьми и убивающих их. Приведу пример мародеров, которые обворовывают покинутые людьми жилища в результате катастрофы или войны. Мародерство может показаться не плохим занятием, ведь люди-то все-равно уже не живут в домах и к чему пропадать хорошим вещам. Но на самом деле, существует какое-то отвращение к мародерам, они ведь не сочувствуют людям, а наживаются на них.
Хочется верить, что, прочитав текст Константина Симонова, многие задумаются о том, что нужно оберегать по-настоящему жизненные ценности и не при какой беде их не терять.
Здравствуйте, Юля!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно.
Каково поведение человека, утратившего понятия о жизненных ценностях? Именно об этом размышляет в предложенном для анализа тексте Константин Симонов. |
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 указан, пояснен, но хочется отметить уязвимость данного примера (то, как вы сформулировали проблему, на мой взгляд, сужает ваши возможности в выборе примеров-иллюстраций. Если сказать образно, это можно выразить простой формулой: рубить сук, на котором сидишь).
Взаимосвязь между примерами обозначена, но проанализирована формально. Советую анализировать связь между примерами по следующей формуле: вид связи + расшифровка связи (как именно противопоставлены, дополняют и т.д.) + роль связи. Например, противопоставляя эти примеры (поступки героев и т.п.) автор хочет подчеркнуть... с помощью противопоставления писатель показывает...).
Комментируя данную проблему, хочется отметить предложения 31-32: “Они вместе везли, а теперь делили этот сахар, а может быть, и еще что-то другое, что они притащили сюда днем в своих тюках и обвязанных веревками тяжелых больших чемоданах. Автор обращает наше внимание на предложения 16 и 33, чтобы показать нам человека, имеющего понятие ценностей. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.
Позиция автора ясна: “Вы хуже фашистов, – сказала Таня, вынимая из-за спины пустую руку, без пистолета. –Только мараться о вас не хочется!” К.Симонов считает, что они хуже убийц и что жизнь в дальнейшем их накажет. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Так как К3 - 0 баллов, то К4 тоже 0 баллов.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Ошибки:
Комментируя данную проблему, хочется отметить предложения 31-32: “Они вместе везли, а теперь делили этот сахар, а может быть, и еще что-то другое, что они притащили сюда днем в своих тюках и обвязанных веревками тяжелых больших чемоданах. И этот майор помогал им откуда-то все это везти, потому что он в форме и ему легче верили и разрешали, а теперь он получает за это с них свою долю.” Читатель понимает, что майор без зазрения совести помогал спекулянтам везти сахар, он пользовался служебным положением для личных интересов. |
Также, подозрительно то, что он не на фронте, а то, что он помогал перевозить грузы. |
Автор обращает наше внимание на предложения 16 и 33, чтобы показать нам человека, имеющего понятие ценностей. |
Эти примеры можно противопоставить. Они показывают, что идет противостояние добра и зла, хорошего поступка и плохого. Другими словами, Таня отказывается от выполнения “грязной” работы и тем самым осуждает спекулянтов. |
Действительно, эти аферисты хуже фашистов, издевающихся над людьми и убивающих их. |
Снова местоимение... Снова возникает логическая ошибка.
Приведу пример мародеров, которые обворовывают покинутые людьми жилища в результате катастрофы или войны. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки:
Также, подозрительно то, что он не на фронте, а то, что он помогал перевозить грузы. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл
Ошибки:
Мы осознаем, что Таня, по началу помогавшая собирать сахар, поняла, что эти люди: Надина мама, хромоногий и майор- спекулянты. |
Кроме того, в последствие мы видим, то что Таня не струсила пригрозить пристрелить их, так как они ведут себя как трусливые животные. |
Мародерство может показаться не плохим занятием, ведь люди-то все-равно уже не живут в домах и к чему пропадать хорошим вещам. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Ошибки:
Также, подозрительно то, что он не на фронте, а то, что он помогал перевозить грузы. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Ошибки:
Кроме того, в последствие мы видим, то что Таня не струсила пригрозить пристрелить их, так как они ведут себя как трусливые животные. |
Кроме того, в последствие мы видим, то что Таня не струсила пригрозить пристрелить их, так как они ведут себя как трусливые животные. |
Приведу пример мародеров, которые обворовывают покинутые людьми жилища в результате катастрофы или войны. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ошибки:
Это может означать, что он избегал передовую, что тоже говорит об отсутствии служебного долга перед родиной. |
Читатель понимает, что майор без зазрения совести помогал спекулянтам везти сахар, он пользовался служебным положением для личных интересов. |
Нарушение стилистической однородности: неуместное употребление разговорного оборота "без зазрения совести".
Автор обращает наше внимание на предложения 16 и 33, чтобы показать нам человека, имеющего понятие ценностей. |
Хочется верить, что, прочитав текст Константина Симонова, многие задумаются о том, что нужно оберегать по-настоящему жизненные ценности и не при какой беде их не терять. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет.
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением, логикой развития мысли, грамотностью.
Желаю удачи на ЕГЭ!