Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

На что способен человек, оказавшись в трудной ситуации?

  • Текст: В. Корчагин. О страхе и предательстве
    (1)Утро следующего дня было холодным и пасмурным. (2)Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. (3)Все тело у нее болело. (4)Сильная тошнота подступала к горлу.
    (5)Наташа стиснула зубы:
    «Только бы встать! Только бы подняться на ноги!» — мысленно твердила она, проклиная свою слабость. (6)Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. (7)Он даже насвистывал что-то. (8)Почему же у нее так кружится голова?
    (9)Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю. (10)К ней подошел Андрей Иванович.
    —(11)Что, Наточка, тяжело?
    (12)Он сел возле нее.
    (13)Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. (14)Видно было, что и он еле поднялся.
    (15)Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.
    (16)Ничего, Андрей Иванович. (17)Я еще могу идти…
    —(18)Надо идти, Наташенька. —(19)Он помог ей подняться. — (20)Еще немного. (21)А сегодня… (22)Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.
    (23)Он отыскал глазами Валерия.
    —(23)Валерий! В твой рюкзак я положил шоколад. (24)Вынь-ка одну плитку. (25)Все мы очень ослабли…
    —(26)Что вы, Андрей Иванович! (27)Шоколад надо оставить на конец пути, — ответил Валерий не оборачиваясь.
    —(28)Мы очень ослабли, — повторил Андрей Иванович, — а конец уже недалеко. (29)Одну плитку давайте разделим сейчас.
    —(30)Андрей Иванович! — Валерий решительно застегнул рюкзак. — (31)Вы же мужчина! (32)Стыдитесь! (33)Впереди еще столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. (34)Я мальчишка и то…
    (35)Геолог побледнел.
    —(36)Хорошо, — сказал он с расстановкой, — я могу идти без шоколада. (37)Но Наташе он необходим сейчас. (38)Она еле поднялась с постели.
    (39)Наташа хотела возразить, но Валерий опередил ее: — (40)Ах, вот как! (41)Это другое дело. (42)Что ж… (43)«Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак», —сказал он вызывающим тоном. — (44)Но шоколад останется неприкосновенным!
    (45)Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. (46)С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг.
    —(47)Стой!! — закричал он.
    (48)Валерий остановился. Геолог подошел к нему.
    —(49)Снимай рюкзак!
    (50)Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задергалось.
    —(51)Что?.. Что вы думаете?..
    (52)Андрей Иванович взялся за его рюкзак.
    —(53)Не дам! — рванулся Валерий.
    —(54)Приказываю! — раздельно и властно потребовал геолог.
    (55)Лицо его сделалось страшным. (56)Правая рука сжалась в кулак. (57)Валерий дрожащими руками снял рюкзак. (58)Андрей Иванович быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. (59)Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.
    —(60)Ну что? (61)Что смотрите! (62)Может, и мораль начнете еще читать? (63)А мне наплевать на вас! (64)Я жить хочу! — голос Валерия перешел на крик. —(65)Я моложе вас! (66)Я имею больше прав на жизнь! (67)Я… —(68)И вдруг голос его осекся. (69)Прямо перед собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.
    —(70)А-а-а! — взвыл он и бросился на землю.
    (71)Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошел к костру, тщательно разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. (72)После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.
    (73)Наташа словно оцепенела. (74)Все происшедшее было настолько невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало сейчас же, немедленно разрешить. (75)Валерий не мог этого сделать! (76)Несмотря на все, что она узнала о нем за последнее время, он не мог так низко пасть — обворовать ее, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего все возможное для их спасения. (77)Разве мог это сделать человек, который так много и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку, который писал стихи, который…
    (78)Но этого человека уже не было. (79)Перед ней лежало на земле и скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком.
    (В.Корчагин)
26.02.2022 16:10:20
Автор: Арина Роскостова

  На что способен человек, оказавшись в трудной ситуации? Над этим вопросом размышляет В. Корчагин в предложенном для анализа тексте.
  Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме автор повествует об Андрее Ивановиче, который изо всех сил старался помочь Наташе. В связи с тем, что они были измучены голодом, девушке почти не удавалось встать на ноги и с каждым разом становилось труднее.  В свою очередь, пожилой Андрей Иванович старался о ней позаботиться, хотя он чувствовал себя не лучше её. Этот пример показывает то, что даже в тяжёлой жизненной ситуации человек способен сопереживать и помогать другим.
  Далее В. Корчагин пишет о подлом и бесчеловечном поступке Валерия – молодого человека, который был с ними. Заметив, как Наташа окончательно теряет силы из-за голода, Андрей Иванович предлагает съесть плитку шоколада, которая осталась у них. Но молодой человек не поддерживает его решение и говорит, что девушка может съесть его завтрак, «но шоколад останется неприкосновенным». Мужчина, начиная подозревать Валерия, решает удостовериться в целостности шоколада. Оказывается, что подлый герой съел запас сладкого, оправдывая это словами «я моложе вас», «я жить хочу». Это показывает то, что не все люди в трудных жизненных ситуациях думают о других и не теряют самообладание.
  Оба этих примеры противопоставлены друг другу. Они показывают, что разные люди действуют по-разному: кто-то не задумывается о состоянии других и проявляет эгоизм, а кто-то готов отдать последнее, что у него есть, ради спасения жизни другого.
  Позиция автора понятна. В. Корчагин убеждён: при трудностях, возникающих в жизни людей, не бывает только добрых или только злых людей, кто-то проявляет милосердие, а кто-то показывает своё истинное лицо.
   Невозможно не согласиться с мнением автора. Я тоже считаю, что в сложных ситуациях люди поступают по-разному. Некоторые способны на героизм и подвиги, которые раньше за ними не наблюдались, а некоторые на низкие поступки.
  Подводя итоги, хочется отметить, что даже в самой безвыходной ситуации нужно уметь сохранять человечность. Главное, умение позаботиться о другом человеке, если оно присутствует, то даже самая сложная ситуация становиться решаемой.
Количество слов - 317

Рецензент: Наталья Белина

Здравствуйте, Арина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

На что способен человек, оказавшись в трудной ситуации?

Проблема определена верно, но сформулирована не совсем корректно.

Лучше: 1) как ведут себя люди, оказавшиеся в трудной жизненной / экстремальной ситуации? 2) как трудности раскрывают характер человека?

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 (поступок Андрея Ивановича) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (предательство Валерия) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но проанализирована недостаточно полно. Обратите внимание на то, что анализ связи пишется по следующей схеме: вид связи + расшифровка связи (ЧТО именно ЧЕМУ именно противопоставляется) + роль связи. Последнего звена в вашем рассуждении не хватает. Другими словами, ЗАЧЕМ автор противопоставляет поведение героев? Какого «эффекта» он хочет достичь?

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

В. Корчагин убеждён: при трудностях, возникающих в жизни людей, не бывает только добрых или только злых людей, кто-то проявляет милосердие, а кто-то показывает своё истинное лицо.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена ошибочно.

Вы сформулировали позицию автора слишком широко, «расплывчато». В центре внимания проблемного вопроса поступки и поведение персонажей, а не убеждение, что «все люди разные и в сложных ситуациях ведут себя по-разному». В. Корчагин не одобряет поступок Валерия. Значит, подводит читателя к мысли, что нельзя поступать так, как этот персонаж.

Кроме того, позиция автора дублирует мысль предыдущего абзаца (это логическая ошибка).

Подводя итоги, хочется отметить, что даже в самой безвыходной ситуации нужно уметь сохранять человечность. Главное, умение позаботиться о другом человеке, если оно присутствует, то даже самая сложная ситуация становиться решаемой.

Мысли, прописанные вами в выводе, смотрелись бы убедительнее в этой части сочинения.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Оба этих примеры противопоставлены друг другу. Они показывают, что разные люди действуют по-разному: кто-то не задумывается о состоянии других и проявляет эгоизм, а кто-то готов отдать последнее, что у него есть, ради спасения жизни другого.


Позиция автора понятна. В. Корчагин убеждён: при трудностях, возникающих в жизни людей, не бывает только добрых или только злых людей, кто-то проявляет милосердие, а кто-то показывает своё истинное лицо.


Невозможно не согласиться с мнением автора. Я тоже считаю, что в сложных ситуациях люди поступают по-разному. Некоторые способны на героизм и подвиги, которые раньше за ними не наблюдались, а некоторые на низкие поступки.

Отношение к позиции автора содержит согласие, но тезис и обоснование тезиса повторяют изложенные выше мысли. Вы своём рассуждении «топчетесь» на месте (логическая ошибка).

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме автор повествует об Андрее Ивановиче, который изо всех сил старался помочь Наташе. В связи с тем, что они были измучены голодом, девушке почти не удавалось встать на ноги и с каждым разом становилось труднее. В свою очередь, пожилой Андрей Иванович старался о ней позаботиться, хотя он чувствовал себя не лучше её.

Логический провал. Непонятно, что произошло с героями исходного текста. Вы должны излагать свои мысли так, чтобы они были понятны даже тем, кто исходного текста не читал.

Далее В. Корчагин пишет о подлом и бесчеловечном поступке Валерия – молодого человека, который был с ними.

Логический провал. Было бы правильнее сначала кратко обрисовать ситуацию, в которую попали герои текста В. Корчагина…

В связи с тем, что они были измучены голодом, девушке почти не удавалось встать на ноги и с каждым разом становилось труднее.  

Заметив, как Наташа окончательно теряет силы из-за голода, Андрей Иванович предлагает съесть плитку шоколада, которая осталась у них.

Повтор одной и той же мысли в разных частях сочинения.

Мужчина, начиная подозревать Валерия, решает удостовериться в целостности шоколада.

Отсутствие необходимых частей высказывания. В чём Андрей Иванович подозревал Валерия?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Балл снижен, т.к. по критерию К10 не получен высший балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Главное, умение позаботиться о другом человеке, если оно присутствует, то даже самая сложная ситуация становиться решаемой.

Правильно: становИТся.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме ЗПТ автор повествует об Андрее Ивановиче, который изо всех сил старался помочь Наташе.

Не хватает запятой в СПП.

Оказывается, что подлый герой съел запас сладкого, оправдывая это словами ДВТЧ «я моложе вас», «я жить хочу».

Не хватает двоеточия перед прямой речью. Прямая речь должна начинаться с заглавной буквы. Кроме того, в конце первой цитаты не хватает восклицательного знака, а в конце второй – многоточия.

Некоторые способны на героизм и подвиги, которые раньше за ними не наблюдались, а некоторые ТИРЕ на низкие поступки.

Не хватает тире в неполном предложении.

Главное, ТИРЕ умение позаботиться о другом человеке, если оно присутствует, то даже самая сложная ситуация становиться решаемой.

Вместо запятой нужно было поставить тире. Слово «главное» в этом контексте становится подлежащим, а «умение» -- сказуемым.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Этот пример показывает то, что даже в тяжёлой жизненной ситуации человек способен сопереживать и помогать другим.

Ошибка в построении СПП. Слово «то» нужно исключить.

Заметив, как Наташа окончательно теряет силы из-за голода, Андрей Иванович предлагает съесть плитку шоколада, которая осталась у них.

Ошибка в построении СПП: неудачный выбор союза. Лучше: заметив, что...

Но молодой человек не поддерживает его решение и говорит, что девушка может съесть его завтрак, «но шоколад останется неприкосновенным».

Ошибка в управлении. Правильно: не поддерживает его решениЯ.

Это показывает то, что не все люди в трудных жизненных ситуациях думают о других и не теряют самообладание.

Ошибка в управлении. Правильно: самообладаниЯ. Ошибка в построении СПП. Слово «то» нужно исключить.

Оба этих примеры противопоставлены друг другу.

Ошибка в управлении. Правильно: примерА.

Некоторые способны на героизм и подвиги, которые раньше за ними не наблюдались, а некоторые на низкие поступки.

Ошибка в построении СПП.

Заметив, как Наташа окончательно теряет силы из-за голода, Андрей Иванович предлагает съесть плитку шоколада, которая осталась у них. Но молодой человек не поддерживает его решение и говорит, что девушка может съесть его завтрак, «но шоколад останется неприкосновенным». Мужчина, начиная подозревать Валерия, решает удостовериться в целостности шоколада. Оказывается, что подлый герой съел запас сладкого, оправдывая это словами «я моложе вас», «я жить хочу».

Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. Говоря о действиях героев, надо употреблять глаголы в прош. вр.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме автор повествует об Андрее Ивановиче, который изо всех сил старался помочь Наташе.

Будьте аккуратнее со словом "повествует": оно не всегда уместно в сочинении.

В связи с тем, что они были измучены голодом, девушке почти не удавалось встать на ноги и с каждым разом становилось труднее.

Избегайте канцелярита (отмечен красным). Речевая недостаточность. Непонятно, что «с каждым разом становилось труднее».

В свою очередь, пожилой Андрей Иванович старался о ней позаботиться, хотя он чувствовал себя не лучше её.

Старайтесь не употреблять так много местоимений. Это затрудняет понимание написанного.

Этот пример показывает то, что даже в тяжёлой жизненной ситуации человек способен сопереживать и помогать другим.

Говорите о том, что «делает» автор. Лучше: этим примером автор подтверждает свою мысль… / приведённым примером автор показывает…

Но молодой человек не поддерживает его решение и говорит, что девушка может съесть его завтрак, «но шоколад останется неприкосновенным».

Неудачное употребление местоимений.

Мужчина, начиная подозревать Валерия, решает удостовериться в целостности шоколада.

Речевая недостаточность. Непонятно, в чём подозревают Валерия. Неудачное употребление слова. Обратите внимание на значение слова «целостность».

ЦЕЛОСТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. Обладающий внутренним единством, воспринимающийся как единое целое; цельный, единый. Ц-ое впечатление. Ц. образ. Ц-ая теория. Ц-ая личность. <Целостно, нареч. Ц. воспринимать действительность. Целостность, -и; ж. Ц. организма. Территориальная ц. государства (нераздельность, неделимость). В замысле не хватает целостности. Нарушить ц. границ. (Источник: Грамота.ру)

Оказывается, что подлый герой съел запас сладкого, оправдывая это словами «я моложе вас», «я жить хочу».

Неудачное сочетание слов. Словосочетание «подлый герой» звучит двусмысленно. Кроме того, лучше оценивать поступки, а не в целом персонажа. Сравните: подлый Валерий / подлый поступок.

Это показывает то, что не все люди в трудных жизненных ситуациях думают о других и не теряют самообладание.

Неудачное сочетание слов. Что вы подразумеваете под словом «это»? Лучше писать о «действиях» автора. То, что выделено синим, звучит весьма запутанно.

Они показывают, что разные люди действуют по-разному: кто-то не задумывается о состоянии других и проявляет эгоизм, а кто-то готов отдать последнее, что у него есть, ради спасения жизни другого.

Как часто в сочинении вы употребляете формы слова «показывать»! Нужно расширять свой словарный запас. Тавтология.

Позиция автора понятна. В. Корчагин убеждён: при трудностях, возникающих в жизни людей, не бывает только добрых или только злых людей, кто-то проявляет милосердие, а кто-то показывает своё истинное лицо.

Повторы слов. Неудачное сочетание слов отмечено красным. Одна и та же мысль звучит дважды (отмечена подчеркиванием).

Некоторые способны на героизм и подвиги, которые раньше за ними не наблюдались, а некоторые на низкие поступки.

Повторы слов.

Главное, умение позаботиться о другом человеке, если оно присутствует, то даже самая сложная ситуация становиться решаемой.

Неудачное сочетание слов.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой своего рассуждения, пунктуационным, грамматическим и речевым оформлением работы. Учитесь находить позицию автора исходного текста и формулировать собственное мнение по поставленной проблеме. Время ещё есть!

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку