Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что можно назвать настоящей культурной ценностью?

  • Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях
    (1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
    (11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
    (20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
    (24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
    (31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
    (35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
    (По Ю. М. Лотману)
25.02.2022 18:52:28
Автор: Анастасия Кучина

Что можно назвать настоящей культурной ценностью? Этот непростой вопрос привлек внимание Ю. Лотмана, выдающегося литературоведа, историка культуры.

Размышляя об этом автор приводит в пример музыку Баха, которая с течением времени не уходит в прошлое, а остается популярной, несмотря на существование хронологически более близких произведений. Лотман подчеркивает, что настоящие культурные ценности-"живое явление культуры", которая всегда понятно людям и приносит со временем всё больше удовольствия.

Автор также обращает внимание на то, что в подлинной культуре ничего не умирает, и вспоминает  А.С. Пушкина, которого после смерти "...казалось бы, ... перестали читать. " Но современных читателей до сих пор интересуют его творения, так как произведения наполнены вопросами и проблемами, которые дают "толчок мысли", заставляют задуматься человека о жизни. Творчество Пушкина никогда не исчезало, оно постоянно привлекало читателей интересными вопросами, размышлениями, что всегда возвращало "историческое прошлое" в " культурное будущее ". Таким образом, настоящая культурная ценность - творчество великих писателей, которое становятся вечным, независимым от времени.

Приведённые мной фрагменты аналогичны по эмоционально-нравственной оценки и помогают глубже понять авторский замысел. Оба примера одинаково важны для понимания точки зрения автора относительно поднятые проблемы: следя за последовательным развитием авторской мысли, читатель приходит к выводу, что культурные ценности - это произведения , которые прошли проверку временем.

Позиция автора предельно ясна: настоящими культурными ценностями называют шедевры и творения великих людей, которые со временем становится ещё интереснее, ценнее для нового поколения.

Безусловно, я согласна с мнением Ю. Лотмана, нельзя назвать настоящими культурными ценностями те произведения, которые не прошли проверку временем. Истинные культурные ценности - шедевры в различных областях, которые не зависят от времени и  живут веками. Например, произведения Достоевского популярны среди молодежи и сейчас. В его книгах есть много философских мыслей, которые интересуют разные поколения, что делает его творения "живым явлением культуры."

В завершение хотелось бы сказать, что настоящие культурные ценности можно заметить не сразу и лишь время поможет нам понять, что действительно можно так назвать.
Количество слов - 304

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально: если убрать "водянистые" фразы (выделю их красным цветом), останется часть предложения, которую Вы потом продублируете в собственной позиции)

Приведённые мной фрагменты аналогичны по эмоционально-нравственной оценки и помогают глубже понять авторский замысел. Оба примера одинаково важны для понимания точки зрения автора относительно поднятые проблемы: следя за последовательным развитием авторской мысли, читатель приходит к выводу, что культурные ценности - это произведения , которые прошли проверку временем.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Приведённые мной фрагменты аналогичны по эмоционально-нравственной оценки и 1.помогают глубже понять авторский замысел. Оба примера 2.одинаково важны для понимания точки зрения автора относительно поднятые проблемы: следя за последовательным развитием авторской мысли, читатель приходит к выводу, что культурные ценности - это произведения , которые прошли проверку временем.
1=2 одна и та же мысль.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Размышляя об этом автор приводит в пример музыку Баха, которая с течением времени не уходит в прошлое, а остается популярной, несмотря на существование хронологически более близких произведений. Лотман подчеркивает, что настоящие культурные ценности-"живое явление культуры", которая всегда понятно людям и приносит со временем всё больше удовольствия.

Автор также обращает внимание на то, что в подлинной культуре ничего не умирает, и вспоминает  А.С. Пушкина, которого после смерти "...казалось бы, ... перестали читать. " Но современных читателей до сих пор интересуют его творения, так как произведения наполнены вопросами и проблемами, которые дают "толчок мысли", заставляют задуматься человека о жизни.
В каждом предложении есть придаточное, начинающееся с союзного слова КОТОРЫЙ. Постарайтесь уйти от использования одинаковых конструкций.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

аналогичны по эмоционально-нравственной оценки
по оценкЕ

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл

Ошибки:

Размышляя об этом ЗПТ автор приводит в пример музыку Баха
Граница ДО

после смерти ЗПТ "...казалось бы, ... перестали читать
Вводное слово
я согласна с мнением Ю. Лотмана, ДВОЕТОЧИЕ нельзя назвать настоящими культурными ценностями те произведения, которые не прошли проверку временем.
Двоеточие при пояснении

K9 - Соблюдение грамматических норм: 0 баллов

Ошибки:

Лотман подчеркивает, что настоящие культурные ценности-"живое явление культуры", которая всегда понятно людям и приносит ПРОПУСК СЛОВА  со временем всё больше удовольствия.
1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым в придаточном предложении.
2. ПОНЯТНО ЛЮДЯМ что именно? На что указывает местоимение КОТОРАЯ?
Настя, попробуйте по-другому выстроить предложение, чтобы двусмысленность убралась.
3. Неверное построение предложения с однородными членами: понятна людям и приносит ИМ  

относительно поднятые проблемы
относительно (чего?) поднятЫХ проблем

настоящими культурными ценностями называют шедевры и творения великих людей, которые со временем становится ещё интереснее
Шедевры и творения становЯТся (подлежащее и сказуемое согласуются в числе)
В завершение хотелось бы сказать, что настоящие культурные ценности можно заметить не сразу и лишь время поможет нам понять, что действительно можно так назвать.
Нанизывание придаточных предложений

K10 - Соблюдение речевых норм: 0 баллов

Ошибки:

Лотман подчеркивает, что настоящие культурные ценности-"живое явление культуры"
Тавтология

Автор также обращает внимание на то, что в подлинной культуре ничего не умирает, и вспоминает  А.С. Пушкина, которого после смерти "...казалось бы, ... перестали читать. " Но современных читателей до сих пор интересуют его творения
ЕГО- кого? Пушкина или автора? Неверное употребление личного местоимения.

Позиция автора предельно ясна: настоящими культурными ценностями называют шедевры и творения великих людей, которые со временем становится ещё интереснее, ценнее для нового поколения.
тавтология (ценностями- ценнее)

Скрытый плеоназм: СО ВРЕМЕНЕМ становятся ценнее для НОВОГО поколения. Нужно убрать что-то из выделенного.
Со временем становятся ценнее
или
Становятся ценнее для новых поколений (лучше использовать в этом контексте мн.ч.)

Шедевры и творения- плеоназм: шедевр= уникальное, непревзойденное творение
Безусловно, я согласна с мнением Ю. Лотмана, нельзя назвать настоящими культурными ценностями те произведения, которые не прошли проверку временем. Истинные культурные ценности - шедевры в различных областях, которые не зависят от времени и  живут веками.
повтор
КОТОРЫЕ: шедевры или области? Неверное употребление местоимения
В завершение хотелось бы сказать, что настоящие культурные ценности можно заметить не сразу и лишь время поможет нам понять, что действительно можно так назвать.
НАМ- кому? Некорректное использование местоимения

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации
Анастасия, чувствуется, что Вы старательны. Углубите работу над анализом взаимосвязи (К2), грамматикой и речью. Обратитесь к тестовой части- заданию 8 ЕГЭ.  Изучите рекомендации, данные мной в рецензии, продолжайте трудиться.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку