Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

25.02.2022 13:51:04
Автор: Екатерина Ромашенко

   Можно ли использовать ложь во благо? Как ложь может спасти душу человека? Ответы на эти вопросы ищет в своем тексте М.В. Глушко.
   Проблема раскрывается автором на примере страшной трагедии. События происходят в военное время, когда племянница Нина замечает траурное настроение Евгении Ивановны, не зная, что она сейчас чувствует и что произошло. Желая узнать, что случилось, она просит о помощи соседку Ипполитовну. Причиной отстранённости оказалась новость о смерти мужа и исчезновение сына Евгении Ивановны. Автор, без сомнения, сочувствует своей героине, это заметно по описанию комнаты и ужаса, который овладел героями. Это всё свидетельствует о том, что Евгения Ивановна находится в тяжёлом и отчаянном положении, внутри неё пустота и скорбь по родным. Огромное сочувствие и сожаление выражают её племянница и соседка.
   Следующий пример чётко показывает это, когда Ипполитовна вспоминает их знакомую Нюрку Милованову, чей муж вернулся с фронта без ноги, несмотря на то, что на него уже "пришла похоронка". Эти слова помогают лишь немного утешить Евгению Ивановну. Женщина не верила в эти слова, но слушала, чтобы смириться со своим горем.
  Представленные примеры дополняют друг друга. С помощью них можно понять, что ложь может помочь хотя бы немного утешить человека в нелёгкое время.
    Позиция автора состоит в том, что человеческая душа может сломаться без утешения, даже если они могут являться ложью.
    Я согласна с позицией писателя, поскольку человек в сложных жизненных ситуациях подвержен влиянию своих эмоций, чтобы морально не сломить человека, можно прибегать к небольшой лжи, при этом медленно подготавливая к тяжелой правде. Эта ложь может стать главной поддержкой для человека.
    Примером может служить произведение Горького "На дне", упоминаемое писателем в тексте. Через одного из жителей ночлежки - Луку, можно увидеть влияние его слов на других. Его поддержка была для них спасительной, несмотря на её лживость. Но с пропажей странника, тяжелая жизненная правда обрушивается на одного из героев - Актера, что приводит к его смерти.
   Таким образом можно сделать вывод о том, что ложь может спасти "хрупкую душу" от страшной правды, поддерживая её, чтобы человек не сломался под её тяжестью.
Количество слов - 332

Добрый день, Екатерина. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста +1 балл
Проблема определена, но  вы написали сразу два проблемных вопроса, чего делать не следует.
  Можно ли использовать ложь во благо? Как ложь может спасти душу человека?
На первый вопрос можно ответить как положительно, так и отрицательно(да, можно - нет, нельзя); второй проблемный вопрос правильнее задать так: может ли ложь спасти человека? Причём выбирать надо ОДИН проблемный вопрос. Вас, наверное, учили, что позиция автора- это ответ на проблемный вопрос. В вашей работе в ПА должно было быть два ответа на вопросы, поставленные вами( у вас один).
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
K2 - Пример 1 + 1 балл
Балл ставлю условно, с натяжкой:  конкретного  примера  не вижу, так как  он  должен соотноситься с проблемой текста:
 Проблема раскрывается автором на примере страшной трагедии. События происходят в военное время, когда племянница Нина замечает траурное настроение Евгении Ивановны, не зная, что она сейчас чувствует и что произошло. Желая узнать, что случилось, она просит о помощи соседку Ипполитовну. Причиной отстранённости оказалась новость о смерти мужа и исчезновение сына Евгении Ивановны. Автор, без сомнения, сочувствует своей героине, это заметно по описанию комнаты и ужаса, который овладел героями. Это всё свидетельствует о том, что Евгения Ивановна находится в тяжёлом и отчаянном положении, внутри неё пустота и скорбь по родным. Огромное сочувствие и сожаление выражают её племянница и соседка.
На реальном экзамене вам могут такой пример не засчитать. То, что выделено красным, является главным в абзаце, а зелёным-это пояснение, но его следует писать не так объёмно.
7)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
Вот эти слова из текста вы могли привести, чтобы показать горе женщины, а потом пояснить пример. Но и в этом случае у вас пример будет  связан с проблемой, которую можно сформулировать так:какие страдания приносит война людям? В вашем же случае проблема касается лжи во спасение, поэтому и примеры из текста надо искать соответствующие. Рекомендую на К2 обратить более серьёзное внимание, так как за этот критерий вы можете как получить, так и потерять 6 баллов.
K2 - Пояснение к примеру 1 +1 балл
K2 - Пример 2 +1 балл
Пример приведён.
K2 - Пояснение к примеру 2 + 1 балл
Вы заявили в проблемном вопросе:   Можно ли использовать ложь во благо? Как ложь может спасти душу человека? Вам следовало сказать о том, что Ипполитовна пыталась облегчить горе соседки с помощью той самой лжи во спасение. У вас так:
Следующий пример чётко показывает это, когда Ипполитовна вспоминает их знакомую Нюрку Милованову, чей муж вернулся с фронта без ноги, несмотря на то, что на него уже "пришла похоронка". Эти слова помогают лишь немного утешить Евгению Ивановну. Женщина не верила в эти слова, но слушала, чтобы смириться со своим горем.
Использование частицы ЛИШЬ не совсем правильно здесь, нужно было написать -помогают ХОТЬ немного утешить, в этом случае пояснение к примеру было бы более убедительным.
K2 - Указание на связь между примерами +0 баллов
Связь названа дополнением. Непонятно, в чём второй пример дополняет первый. Правильнее было бы сказать, что второй пример подтверждает мысль автора о том, что в горе люди помогают друг другу даже таким способом, как ложь во спасение.

K2 - Анализ связи между примерами +0 баллов
Указание на связь не засчитано, поэтому и анализ связи обнулён.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Позиция автора состоит в том, что человеческая душа может сломаться без утешения, даже если они могут являться ложью.
Мысль верная, но выражена неправильно. Вы можете в этом сами убедиться, обратив внимание на разные цвета.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис и обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +2 балл
K6 - Точность и выразительность речи +1 балл
Балл снижен из-за речевых ошибок
K7 - Соблюдение орфографических норм+3 балла
Ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм +1 балл
  Следующий пример чётко показывает это, когда Ипполитовна вспоминает их знакомую Нюрку Милованову, чей муж вернулся с фронта без ноги, несмотря на то, что на него уже "пришла похоронка".
несмотря на то что - сложный подчинительный союз, в данном случае не следует ставить ЗПТ перед ЧТО, вы можете весь союз заменить на ХОТЯ:     хотя на него уже пришла похоронка.
Через одного из жителей ночлежки - Луку, можно увидеть влияние его слов на других.
Вы обособили приложение Луку с помощью тире и ЗПТ, надо обособлять либо тире с обеих сторон, либо запятыми с двух сторон. Здесь после слова ЛУКУ нужно тире.
Но с пропажей странника, тяжелая жизненная правда обрушивается на одного из героев - Актера, что приводит к его смерти.
ЗПТ не нужна.
Таким образом можно сделать вывод о том, что ложь может спасти "хрупкую душу" от страшной правды, поддерживая её, чтобы человек не сломался под её тяжестью.
Нужна ЗПТ, это вводное словосочетание.
K9 - Соблюдение грамматических норм
Причиной отстранённости оказалась новость о смерти мужа и исчезновение сына Евгении Ивановны.
Здесь и речевая ошибка(см в К10), и грамматическая- новость о смерти мужа и исчезновенИИ сына Евгении Ивановны.
С помощью них можно понять,
С ИХ помощью можно понять,...
 Таким образом можно сделать вывод о том, что ложь может спасти "хрупкую душу" от страшной правды, поддерживая её, чтобы человек не сломался под её тяжестью.
Вы дважды использовали местоимение ЕЁ, в первом случае оно относится к слову ДУШУ(именно её надо поддерживать); второе ЕЁ должно относиться к слову ПРАВДЫ( под тяжестью которой мог сломаться человек), но нанизывание этого местоимения приводит к двусмысленности. Избегайте таких конструкций, подбирайте такие слова, чтобы мысль ваша была без искажений.

K10 - Соблюдение речевых норм +0 баллов
События происходят в военное время, когда племянница Нина замечает траурное настроение Евгении Ивановны, не зная, что она сейчас чувствует и что произошло. Желая узнать, что случилось, она просит о помощи соседку Ипполитовну
Повтор. Второе ОНА лучше заменить на НИНА.
Причиной отстранённости оказалась новость о смерти мужа и исчезновение сына Евгении Ивановны.
Выделенное слово неправильно использовано в данном контексте, так как сын Евгении Ивановны не исчез, а пропал без вести.
Автор, без сомнения, сочувствует своей героине, это заметно по описанию комнаты и ужаса, который овладел героями. Это всё свидетельствует о том, что Евгения Ивановна находится в тяжёлом и отчаянном положении, внутри неё пустота и скорбь по родным. Огромное сочувствие и сожаление выражают её племянница и соседка.(нарушение стиля, лучше сказать: Племянница Нина  и соседка Ипполитовна сочувствуют героине и сожалеют о случившемся)
внутри неё пустота- неверно, нужно предлог добавить : внутри у неё пустота; а ещё  лучше так: в  душе у неё пустота...
 Следующий пример чётко показывает это,
вместо ЧЁТКО ПОКАЗЫВАЕТ лучше использовать слово ДОКАЗЫВАЕТ.
С помощью них(см. К9) можно понять, что ложь может помочь(лишнее слово) хотя бы немного утешить человека в нелёгкое время.
Позиция автора состоит в том, что человеческая душа может сломаться без утешения, даже если они могут являться ложью.
ПА не может состоять в том, что душа может сломаться. Учитесь правильно формулировать ПА. Рекомендация: Позиция автора понятна. Он считает, что  человеческая душа может сломаться без слов  утешения, даже если эти слова не совсем правдивы.
   Я согласна с позицией писателя, поскольку человек в сложных жизненных ситуациях подвержен влиянию своих эмоций, чтобы морально не сломить человека, можно прибегать к небольшой лжи, при этом медленно подготавливая к тяжелой правде. Эта ложь может стать главной поддержкой для человека.
Сложное предложение лучше было написать как два самостоятельных СПП. Здесь я не засчитываю это как речевую ошибку, но по смыслу первое СПП с придаточным  причины, которое относится к главному Я согласна с позицией писателя. Второе придаточное цели относится к главному - Можно прибегать к небольшой лжи... Именно поэтому следовало разделить это большое предложение на два СПП.
Я согласна с позицией писателя, поскольку человек в сложных жизненных ситуациях подвержен влиянию своих эмоций, чтобы морально не сломить человека, можно прибегать к небольшой лжи, при этом медленно подготавливая к тяжелой правде. Эта ложь может стать главной поддержкой для человека.
    Примером может служить произведение Горького "На дне", упоминаемое писателем в тексте. Через одного из жителей ночлежки - Луку, можно увидеть влияние его слов на
Повторы.
. Через одного из жителей ночлежки - Луку, можно увидеть влияние его слов на других.
Через одного из жителей ...можно увидеть влияние его слов( через кого-то увидеть влияние слов нельзя), следует писать так: На примере Луки, одного из жителей ночлежки, мы можем увидеть, как слова утешения влияют на людей.
Но с пропажей странника, тяжелая жизненная правда обрушивается на одного из героев -
Пропажа - это какая-либо вещь, которая потерялась. Здесь так: Но с исчезновением странника...
  Примером может служить произведение Горького "На дне", упоминаемое писателем в тексте. Через одного из жителей ночлежки - Луку, можно увидеть влияние его слов на других. Его поддержка была для них спасительной, несмотря на её лживость. Но с пропажей странника, тяжелая жизненная правда обрушивается на одного из героев - Актера, что приводит к его смерти.
   Таким образом можно сделать вывод о том, что ложь может спасти "хрупкую душу" от страшной правды, поддерживая её, чтобы человек не сломался под её тяжестью.
Избавляйтесь, пожалуйста, от своей любви к слову МОЖЕТ, МОЖНО.
Ваше сочинение началось с этих повторов и закончилось ими:
 Можно ли использовать ложь во благо? Как ложь может спасти душу человека?


K11 - Соблюдение этических норм  +1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Таким образом, ваше сочинение имеет большое количество речевых ошибок, которые вам следует учесть. Это особенно касается умения правильно формулировать свою мысль, а также умения избегать ненужных повторов. Успехов вам на экзамене!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку