Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема мысли

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
24.02.2022 23:35:43
Автор: Анастасия Нецветаева

Какова роль мысли в жизни человека? Этот вопрос становится предметом размышлений Л.Н. Толстого в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор пишет, что самое дорогое для личности – умение думать. Л.Н. Толстой заостряет внимание читателей на том, почему необходимо уметь размышлять: «Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет». Не осознавая, в чем заключается смысл существования, личность не знает, «что хорошо и что дурно». Этим примером Л.Н. Толстой доказывает: способность думать помогает людям находить себя и определять жизненные цели.

Далее автор акцентирует внимание читателей на том, что разум помогает человеку легче справляться с проблемами. Сознание говорит личности: «Всякие беды проходят и часто превращаются в доброе». Автор пишет о том, что «для разумного человека» любое несчастье «на пользу». Это свидетельствует о важной роли мысли в преодолении препятствий на жизненном пути.

Приведённые примеры дополняют друг друга и убеждают в том, что разум имеет большое значение в жизни человека. Он помогает личности не только найти смысл существования, но и справиться со сложными ситуациями.

Авторская позиция понятна. Л.Н. Толстой считает, что мысль помогает как определять жизненные цели, так и преодолевать возможные трудности.

Я полностью разделяю позицию автора и тоже считаю, что роль мыслей велика. Для доказательства приведу пример из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Алексей Мересьев во время воздушного боя терпит крушение самолета и 18 дней ползёт по зимнему лесу. Мужчина не теряет надежду, а ставит цель – вернуться в авиацию. Именно мысли о службе помогают ему выжить в тяжелых условиях, перенести невероятную боль при ампутации ног и научиться ходить с протезами.

Прочитав текст Л.Н. Толстого, я убедилась в том, что важно уметь думать, ведь мысли имеют большое значение в жизни человека.
Количество слов - 280

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Анастасия!

Вы написали грамотную работу, которая показывает высокий уровень готовности к экзамену по русскому языку, а именно к выполнению задания второй части ЕГЭ (задание 27). Получила удовольствие от чтения сочинения, потому что было всё понятно и логично. Но при этом хочется отметить некоторые недостатки, анализ которых, я надеюсь, позволит вам улучшить работу. Есть некоторая тенденция к однообразию (об этом читайте в комментарии к К6), имеются повторы (К 10).

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована недостаточно полно. Вынуждена снять балл за анализ связи.

Старайтесь, чтобы были следующие элементы: вид связи + расшифровка связи (разведение примеров: что именно дополняет, чем дополняется) + роль связи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Ошибки:

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Тенденция к однообразию грамматического строя.

Рассуждая о проблеме, автор пишет...
Автор пишет о том, что «для разумного человека» любое несчастье «на пользу».
Постарайтесь избегать однообразия, так как вы претендуете на высокие баллы.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Этим примером Л.Н. Толстой доказывает: способность думать помогает людям находить себя и определять жизненные цели.

Далее автор акцентирует внимание читателей на том, что разум помогает человеку легче справляться с проблемами.

Повторы. На экспрессивные повторы это не похоже.

Алексей Мересьев во время воздушного боя терпит крушение самолета и 18 дней ползёт по зимнему лесу.
Неудачное предложение. Всё-таки крушение терпит самолёт.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации:

Анастасия, постарайтесь избегать повторов. Возможно, я излишне строга, но это для вашей же пользы (тяжело в учении - легко в бою).  Уверена, что Вам по силам набрать максимальный балл за сочинение в формате ЕГЭ. Искренне желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку