Запомни!
Какова роль детских воспоминаний?
-
Текст: О. Кожухова. О детстве(1)Почему-то из детства мне всегда вспоминается только хорошее.
(2)Хуторок наш, в три дома, стоял, окруженный оврагами, на бугре, на сухом, возвышенном месте, среди длинных, как ленты, протянувшихся по степи, разросшихся лесопосадок.
(3)Мой отец — агроном, его дело — бороться с оврагами, с суховеями, изучать жизнь не тронутой человеком, нераспаханной степи и глубинные ее связи с лесом, с ветром, с водой по оврагам, с длинной цепью прудов, сеять хлеб под защитою лесополос.
(4)Мы живем здесь, как в некой особой стране. (5)Вокруг нас на многие километры сплошь безлесные деревеньки да степи, иссыхающие на горячем ветру уже к концу мая, все здесь серого, желтого цвета, а мы — в зелени и в цветах, в гущине трав по пояс, в птичьем гаме, в черемухе и соловьях.
(6)В те годы, как я теперь понимаю, отец меня многому научил, если, в сущности, не всему. (7)Только делал он это неназойливо, осторожно, почему-то всегда оставаясь в тени, будто занятый чем-то другим.
(8)Мне, наверное, не было и шести лет, когда он посадил меня верхом на коня и заставил проехаться по двору. (9)Конь был умный, послушный, влюбленный в людей, славный Мальчик.
(10)Я проехала, еле держась за поводья и сползая на холку коню, но не вскрикнув, не завизжав: выражать чувство страха в нашем доме не принято. (11)Я ударила Мальчика пятками по бокам, и он поскакал. (12)Не успев удержаться, я скатилась в траву через голову Мальчика. (13)В ту же самую секунду он остановился, и, лоснящийся, эластичный, с удивлением и упреком повернулся ко мне и тихонько заржал.
—(14)Ну, ну! (15)Ничего, ничего… — сказал мне отец. (16)И спокойно пошел по делам, по хозяйству, хорошо понимая, что самое важное уже сделано, навсегда. (17)Что теперь я всю жизнь буду помнить эту счастливую минуту, что я стану бродить за Мальчиком неотступно, помогать нашему конюху чистить его, кормить и поить, и водить на купание на пруд и в ночное. (18)Он, отец, и еще и еще ненавязчиво поощрит эту страсть: то даст подержать под уздцы, когда сам будет садиться в седло, то я буду править вожжами, когда мы с отцом поедем на станцию в нашем стареньком тарантасе, то он разрешит всем нам троим, мне и старшим двум сестрам, поехать без взрослых, одним, на первый участок в библиотеку или в поле за сеном — и это всегда для меня будет праздник.
(19)Зимним утром конюшня еще в темноте. (20)Двойные широкие двери — на светлом ее силуэте — зияют глубоким провалом, оттуда уже вылетает парок, запах теплых животных, навоза, гниющей соломы. (21)Там, внутри, убитый ногами земляной пол, на стене, на крюке фонарь «летучая мышь», он чуть теплится в этом мраке, в клубящемся зимнем воздухе. (22)За невидимой стенкой дощатого стойла — наш конюх Роман Васильевич: невысокого роста, с круглой стриженой головой, с низким лбом, перерезанным глубокими бороздами морщин. (23)Он, посвистывает, выгребая лопатой навоз, подстилая солому.
—(24)А, здорово, здорово! — откликается он на мое приветствие.
—(25)Как дела?
—(26)Ничего… (27)А твои?
—(28)И мои ничего.
—(29)Ну вот и прекрасно!
(30)Утро полностью наше. (31)Нам никто не мешает. (32)Я стою у бревенчатой, крашенной известью стены и с волнением наблюдаю каждый день одно и то же прекрасное зрелище — прекрасное, по крайней мере, для меня, — как Роман Васильевич берет в руки щетку и начинает чистить лошадей: сперва Мальчика, затем Чалого, затем Пегушу, затем Орлика, затем Серого, затем Галку и хорошенького ее жеребенка, стригунка, вызывающего у меня, да и у всех живущих на хуторе, какое-то совершенно особое чувство нежности, ласки.
— (33)Но, но… (34)Не кусайся! (35)Ишь чего захотел! — ворчливо отталкивает Роман от себя жеребенка, играющего и хватающего его за чуб и за шапку зубами.
(36)Этот двор мне знаком до последней соломинки, до последнего бревнышка. (37)Говорят, что когда-то здесь жил Докучаев. (38)Низкий, маленький домик, крытый соломой, в одну комнату, с русской печью, с холодными сенями и чуланом, поставленный на окраине леса, он давно обветшал. (39)Но его не ломают. (40)Рядом с домом колодец с журавлем и вот эта конюшня, куда я хожу по утрам к лошадям. (41)Летом здесь очень тихо, безветренно и уютно. (42)Вокруг лес — стоит не шелохнется; в тихих, слепеньких окнах отраженно, как в омуте, зреют синие сумерки.
(43)Сейчас лес и сырая солома на крыше, на срезе, каждый листик и каждая веточка на морозном стекле — все бело, все искрится от снега, розовеет в свете первых лучей декабрьского солнца. (44)Мои ноги замерзли, я уже застоялась, как конь, и Роман поспешает: он выводит на улицу Мальчика и гонит его к стеклянной от намерзшего льда водопойной колоде; тот бежит, индевея, в белом ворсе вокруг тонких ноздрей и на челке; повод брошен, мотается у него под ногами, тонкой змейкой прочерчивает по свежему порошистому снегу извилистый след. (45)Вода ледяная, но парит в настывшем за ночь мерзлом воздухе.
(46)Мальчик весело, бойко, с разбегу утыкается мордой в колоду, жадно пьет, морща нос и лиловые, словно сделанные из резины, мясистые губы, звонко хлюпает, даже всхрапывает потихоньку. (47)И вдруг зорко косится огромным, в прямых нежных ресницах застенчивым глазом на Романа, на мою неуклюжую в шубе и шапке фигурку.
—(48)Но-о, пужайся! (49)Уж больно пужливый… — охлаждает его грубовато Роман и при этом любовно похлопывает Мальчика рукавицей по крупу. — (50)Ну-ка, ну-ка, подвинься! — (51)И он поворачивает копя поудобней, чтобы рядом с ним стала Пегуша, а за ней следом Галка с жеребчиком. — (52)Ишь какой эгоист!.. (53)Растопырился!
(54)И подсвистывает: пей, мол, пей, напивайся на весь день работы.
(55)Я не знаю, что думает Мальчик, глядя вдаль, на дымы, поднимающиеся столбами из труб занесенных снегом домов, на леса, индевеющие на горизонте, на степь, чуть курящуюся серебряными хвостами поземки, но мне радостно видеть его стройную шею, красивую голову, этот крепкий, темнеющий по позвоночнику круп, словно в этом животном сама радость жизни, словно я нашла себе друга, хорошего друга, которого мне не заменит никто, даже самые лучшие, умные люди. (56)Да и так рассудить: всему есть на земле свое время и место, и я теперь дружбу с людьми, может быть, понимаю значительно глубже и шире, чем если бы понимала ее, не оставив в степи ни Пегуши, ни Галки, ни Мальчика.
Рассуждая о проблеме, автор обращается к своему детству, которое, по ее словам, было очень добрым и светлым. Особенно важным человеком для Кожуховой стал отец, который познакомил ее с лошадьми. Таким примером, автор показывает читателю, как взрослый человек вспоминает о своем беззаботном детстве.
Далее Кожухова, рассуждая о своем времени проведенным с друзьями детства говорит о дружбе: «и я теперь дружбу с людьми, может быть, понимаю значительно глубже и шире, чем если бы понимала ее, не оставив в степи ни Пегуши, ни Галки, ни Мальчика». Таким образом, автор пытается донести, что формирование личности, и разных качеств человека образуется в детстве.
Текст построен на основе дополнения. Кожухова говорит о том, что детство в жизни человека это нечто светлое и приятное.
Позиция автора предельно ясна. Она считает, что детство имеет особую роль в жизни человека.
Я согласен с позицией автора, и считаю, что детство дарит человеку очень много приятных воспоминаний, формирует личность.
Для обоснования своей позиции приведу пример из литературы. В романе-эпопеи «Война и мир» Толстой описывает воспитание Натальи Ростовой. Ее воспитывали в любви и ласке. Навязали нравственные ценности, честь и достоинство. Особенно сильно проявляются эти качества в эпизоде, когда Наталья уговаривала своих родителей бросить все вещи и погрузить раненных солдат в повозку.
Подводя итог, хочу сказать, что люди, вспоминая о детстве только с улыбкой. Множество людей детство научило моральным нормам и многим положительным качествам.
Здравствуйте, Миша!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Какова роль детских воспоминаний? |
Проблема определена верно, но сформулирована не совсем корректно, т.к. чувствуется недосказанность. Лучше: какова роль детских воспоминаний в жизни человека?
K2 - Комментарий + 2 балла
Пример 1 (роль отца в жизни ребёнка) в сочинении не указан, не пояснен.
Проблемный вопрос: какова роль детских воспоминаний?
Ваш первый пример-иллюстрация: детство автора было беззаботным, О. Кожухова вспоминает своего отца. А ответ на проблемный вопрос звучит так: «…автор показывает читателю, как взрослый человек вспоминает о своем беззаботном детстве». Чувствуете, что что-то не сходится? Вы даёте формальный комментарий, логический не связанный с проблемным вопросом.
Пример 2 (умение дружить формируется с детства) указан, пояснен.
Баллы за второй пример начисляю с большой натяжкой. Вы пишете о друзьях детства. Вы имеете в виду Пегушу, Галку, Мальчика? Но ведь это же лошади. Разве можно их назвать друзьями детства? О. Кожухова пишет о Мальчике: «…СЛОВНО я нашла себе друга, хорошего друга, которого мне не заменит никто, даже самые лучшие, умные люди».
Таким образом, автор пытается донести, что формирование личности, и разных качеств человека образуется в детстве. |
Микровывод не содержит никакой конкретики.
Поскольку первый пример и пояснение к нему не были засчитаны, то за анализ связи баллы не ставятся.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора предельно ясна. Она считает, что детство имеет особую роль в жизни человека. |
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Ваша формулировка звучит весьма расплывчато. Какой смысл вы вкладываете в словосочетание «особая роль»? Эта часть высказывания нуждается в пояснении.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Таким образом, автор пытается донести, что формирование личности, и разных качеств человека образуется в детстве. Я согласен с позицией автора, и считаю, что детство дарит человеку очень много приятных воспоминаний, формирует личность. |
В этой части своего сочинения вы дублируете микровывод третьего абзаца (выделено красным). Это логическая ошибка (повтор одной и той же мысли в разных частях сочинения).
В романе-эпопеи «Война и мир» Толстой описывает воспитание Натальи Ростовой. Ее воспитывали в любви и ласке. Навязали нравственные ценности, честь и достоинство. Особенно сильно проявляются эти качества в эпизоде, когда Наталья уговаривала своих родителей бросить все вещи и погрузить раненных солдат в повозку. |
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но обоснование тезиса выглядит неубедительным. Сначала вы пишете, что «детство дарит … много приятных воспоминаний», однако далее эта мысль не находит подтверждения (логическая ошибка). Затем говорите о формировании личности, которое начинается с детства. Значит, вам следовало бы подробнее рассказать о детстве Наташи Ростовой, о том, как воспитывали её родители. Вы же снова используете расплывчатые формулировки (выделено розовым), пишете о качествах характера повзрослевшей героини. Кроме того, последнее предложение нуждается в конкретике. Зачем понадобилось «бросить все вещи и погрузить раненных солдат в повозку»? Это логическая ошибка (смысловая недостаточность). Ваше сочинение должно строиться таким образом, чтобы мысли, изложенные в нём, были понятны даже тем, кто не читал «Войну и мир».
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Ошибки:
Рассуждая о проблеме, автор обращается к своему детству, которое, по ее словам, было очень добрым и светлым. Особенно важным человеком для Кожуховой стал отец, который познакомил ее с лошадьми. |
Отсутствие связи между предложениями.
Особенно важным человеком для Кожуховой стал отец, который познакомил ее с лошадьми. Таким примером, автор показывает читателю, как взрослый человек вспоминает о своем беззаботном детстве. |
Кого вы подразумеваете под «взрослым человеком»: О. Кожухову или её отца? Остаётся непонятной часть высказывания, выделенная синим: КАК может человек вспоминать о своём детстве. Требуется расшифровка вашей мысли. И где же само воспоминание, о котором вы пишете?
Текст построен на основе дополнения. |
Текст не может быть построен «на основе дополнения». Это вы должны выявить и проанализировать смысловые отношения между примерами-иллюстрациями, которые приводите во втором и третьем абзацах.
Навязали нравственные ценности, честь и достоинство. |
Сопоставление в одном ряду несопоставимых понятий. Честь и достоинство тоже являются нравственными ценностями.
Подводя итог, хочу сказать, что люди, вспоминая о детстве только с улыбкой. |
Звучит весьма категорично. Разве «только с улыбкой» люди вспоминают о своём детстве?
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Балл снижен, т.к. по критерию К10 не получен высший балл.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Ошибки:
В романе-эпопеи «Война и мир» Толстой описывает воспитание Натальи Ростовой. |
Правильно: в романе-эпопеЕ.
Особенно сильно проявляются эти качества в эпизоде, когда Наталья уговаривала своих родителей бросить все вещи и погрузить раненных солдат в повозку. |
Правильно: ранеНых. (Обратите внимание! Слово «раненый» является исключением, пишется с одной Н. Но если при нём появится, например, зависимое слово, то написание тоже изменится).
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Ошибки:
Таким примером, автор показывает читателю, как взрослый человек вспоминает о своем беззаботном детстве. |
Лишняя запятая. Это не вводное сочетание.
Далее Кожухова, рассуждая о своем времени ЗПТ проведенным с друзьями детства ЗПТ говорит о дружбе: «МНГТЧ и я теперь дружбу с людьми, может быть, понимаю значительно глубже и шире, чем если бы понимала ее, не оставив в степи ни Пегуши, ни Галки, ни Мальчика». |
Отсутствуют запятые при деепричастном обороте (выделено красным).
Цитата начинается со строчной буквы, а многоточие отсутствует (выделено синим).
Таким образом, автор пытается донести, что формирование личности, и разных качеств человека образуется в детстве. |
Лишняя запятая при однородных членах предложения..
Кожухова говорит о том, что детство в жизни человека ТИРЕ это нечто светлое и приятное. |
Пропуск тире между подлежащим и сказуемым.
Я согласен с позицией автора, и считаю, что детство дарит человеку очень много приятных воспоминаний, формирует личность. |
Лишняя запятая при однородных сказуемых.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Ошибки:
Далее Кожухова, рассуждая о своем времени проведенным с друзьями детства говорит о дружбе <…> |
Правильно: времени (каком?) проведённОМ.
Ее воспитывали в любви и ласке. Навязали нравственные ценности, честь и достоинство. |
Неоправданная парцелляция.
Особенно сильно проявляются эти качества в эпизоде, когда Наталья уговаривала своих родителей бросить все вещи и погрузить раненных солдат в повозку. |
Ошибка в построении СПП. Правильно: в эпизоде, в котором описывается, как…
Подводя итог, хочу сказать, что люди, вспоминая о детстве только с улыбкой. |
Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.
Правильно: люди вспоминают о детстве только с улыбкой / люди, вспоминая о детстве, только улыбаются.
Множество людей детство научило моральным нормам и многим положительным качествам. |
Нарушение порядка слов в предложении. Правильно: детство научило множество людей… Красным отмечена тавтология.
Особенно сильно проявляются эти качества в эпизоде, когда Наталья уговаривала своих родителей бросить все вещи и погрузить раненных солдат в повозку. |
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. Говоря о действиях героев, нужно употреблять глаголы в прошедшем времени.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Ошибки:
Рассуждая о проблеме, автор обращается к своему детству, которое, по ее словам, было очень добрым и светлым. |
Речевая недостаточность. Правильно: обращается к воспоминаниям о своём детстве.
Особенно важным человеком для Кожуховой стал отец, который познакомил ее с лошадьми. |
Неудачное сочетание слов. Лучше: привил любовь к лошадям.
Далее Кожухова, рассуждая о своем времени проведенным с друзьями детства говорит о дружбе <…> |
Речевая избыточность. Слово «своём» лучше исключить из предложения.
Таким образом, автор пытается донести, что формирование личности, и разных качеств человека образуется в детстве. |
Речевая недостаточность выделена красным. Лучше: пытается донести до читателя мысль…
Неудачное сочетание слов отмечено синим. Слово «разных» лучше опустить.
Кожухова говорит о том, что детство в жизни человека это нечто светлое и приятное. |
Слово «нечто» лучше опустить. Оно не несёт никакой смысловой нагрузки. Скорее, вносит неопределённость в вашу мысль.
Она считает, что детство имеет особую роль в жизни человека. Я согласен с позицией автора, и считаю, что детство дарит человеку очень много приятных воспоминаний, формирует личность. |
Повтор слов отмечен красным и синим. Лексическая несочетаемость выделена зелёным. Запомните: иметь значение / играть роль.
В романе-эпопеи «Война и мир» Толстой описывает воспитание Натальи Ростовой. Ее воспитывали в любви и ласке. |
Тавтология.
Навязали нравственные ценности, честь и достоинство. |
Неудачный выбор слова.
НАВЯЗАТЬ, -вяжу, -вяжешь; навязанный; -зан, -а, -о; св. 1. что на кого-что. Разг. Завязать на ком-л., вокруг чего-л. (обычно в каком-л. количестве). Н. всем галстуки на шею. Н. леску на удилище. 2. что и чего. Изготовить в каком-л. количестве (вязаньем, связыванием и т.п.). Н. много пар перчаток. Н. чулок, кофточек. Н. веников. 3. кому-чему. Заставить, принудить принять что-л. против желания, против воли. Н. своё мнение собранию. Н. сыну свою волю. <Навязывать, -аю, -аешь; нсв. Навязываться, -ается; страд. Навязка, -и; ж. (1 зн.). Навязывание, -я; ср. (источник: Грамота. ру)
Лучше: прививать / воспитывать нравственные ценности.
Множество людей детство научило моральным нормам и многим положительным качествам. |
Неудачное сочетание слов.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
В романе-эпопеи «Война и мир» Толстой описывает воспитание Натальи Ростовой. Особенно сильно проявляются эти качества в эпизоде, когда Наталья уговаривала своих родителей бросить все вещи и погрузить раненных солдат в повозку. |
Правильно: Наташи Ростовой, Наташа. Персонажа называйте так же, как и автор.
Рядом с фамилией писателя указывайте инициалы. Лучше: Л.Н. Толстой.
Общие рекомендации. Вам следует тщательно поработать над анализом исходного текста и художественных произведений. Учитесь логически выстраивать своё рассуждение. Следите за пунктуационным, грамматическим и речевым оформлением своего сочинения.
Удачи!