Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема великодушия

  • Текст: Т. Скок. О великодушии
    (1)В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. (2)Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». (3)В конце своей жизни, прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его сердце. (4)Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». (5)Получив смертельное ранение, он с сожалением понимает, что дальнейшая его жизнь могла бы пройти по-иному: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. (6)Но теперь уже поздно. (7)Я знаю это!» (8)Величие духа князя Андрея – это итог его кропотливой работы над собой; перед лицом смерти он просветлел душой, вознесся к высотам духа и тем явил пример истинного мужества. (9)Ни жалоб, ни озлобления. (10)Строгое и чистое просветление.
    (11)Быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей. (12)Подбадривать, подставлять им плечо в трудную минуту. (13)Уметь хвалить искренне, без тени зависти.
    (14)Замечать таланты и указывать им стезю, дарить идеи – это тоже великодушие. (15)Великолепный образец – Александр Сергеевич Пушкин, светлый гений. (16)Его солнечная природа проявлялась и в творчестве, и в мироощущении, и в отношении к друзьям и близким. (17)«Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись! (18)В день уныния смирись:/ День веселья, верь, настанет», – строчки из его стихотворения говорят о христианском мировосприятии: не печалиться, не унывать, не гневаться, проявлять смирение, терпеть и верить в лучшее. (19)Эта же мысль в письме А.С. Пушкина к П.А. Плетневу от 22 июля 1831 года, в котором он врачует душу друга: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. (20)Опять хандришь. (21)Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… (22)Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. (23)Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». (24)Хотелось жить, виделось далекое будущее, но судьба распорядилась по-иному…

    (25)О последних днях А.С. Пушкина осталось несколько воспоминаний друзей и близких, в которых с новой силой проступает величие духа поэта. (26)П. А. Вяземский: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного… (27)Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого скрытого самоотвержения». (28)В.И. Даль: «Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил… (29)Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно, и на слова мои: терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей: стонай, тебе будет легче, - отвечал отрывисто: "Нет, не надо; жена услышит”… (30)Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его». (31)Е.Н. Мещерская-Карамзина: «Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение лица его. (32)На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды».

    (По Т. Скок)
23.02.2022 15:22:34
Автор: Кристина Шевченко

В чём проявляется великодушие человека?  Именно над этим вопросом рассуждает Т. Скок в предложенном для анализа тексте.
Размышляя над проблемой,  автор описывает нам князя Андрея Болконского из  романа Л.Н. Толстого «Война и мир», который  прошёл «через нравственные испытания и физические муки…». Герой способен простить и пожалеть своего врага, но он понимает, что его жизнь могла сложиться по-другому и осознаёт, что уже ничего не изменить. Этот пример показывает, как,  несмотря на близость смерти Андрея, герой духовно возвышается.
Далее, Т. Скок пишет об  Александре Сергеевиче Пушкине, который являлся образцом великодушного человека. Он обнаружил, что Плетнёв начал опускать руки над своей деятельностью. Заметив в товарище талант, Пушкин помогает ему, указывая направление, над которым надо работать. Этим примером автор хочет показать, что великодушие человека проявляется в его поступках, направленных на поддержку окружающих.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что великодушный человек должен пройти через множество испытаний.
Позиция автора понятна. Т. Скок считает, что «быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей. Подбадривать, подставлять им плечо в трудную минуту».
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что великодушные люди  способны совершать такие поступки, на которые не решили бы другие. Не могу не вспомнить рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», где Андрей Соколов - бывший солдат, потерявший во время войны всех близких, встречает осиротевшего мальчика и проявляет великодушие к нему. Ему стало жалко его, и он решается забрать его к себе.
Таким образом, прочитав текст Т. Скок можно сделать вывод, что великодушие – это отзывчивость и милосердие по отношению к совершенно чужим людям. Только тот человек, чьи действия идут из души, является действительно великодушным.

Количество слов - 258

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Кристина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пояснение чересчур короткое.

Пример 2 не указан. Посудите сами.

Далее, Т. Скок пишет об  Александре Сергеевиче Пушкине, который являлся образцом великодушного человека. Он обнаружил, что Плетнёв начал опускать руки над своей деятельностью. Заметив в товарище талант, Пушкин помогает ему, указывая направление, над которым надо работать.
Из текста мы узнаем, что Плетнев хандрил. Откуда Вы взяли, что он опускал руки? Того, о чем Вы написали, нет в исходном тексте. Сравните.
(19)Эта же мысль в письме А.С. Пушкина к П.А. Плетневу от 22 июля 1831 года, в котором он врачует душу друга: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. (20)Опять хандришь. (21)Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… (22)Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. (23)Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». (24)Хотелось жить, виделось далекое будущее, но судьба распорядилась по-иному…
Пушкин приободрил друга. Вот и всё.

Взаимосвязь между примерами не зачтена: не зачтен второй пример. Если бы он был, анализ связи всё равно я бы не зачла: он слабый, некорректный. Нет отсылки к каждому примеру, неверно указана роль взаимосвязи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно. Только формулировать ее нужно своими словами.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Он обнаружил, что Плетнёв начал опускать руки над своей деятельностью. Заметив в товарище талант, Пушкин помогает ему, указывая направление, над которым надо работать.
1) Кто это? Из Вашего текста непонятно. Логический провал. Нужно представлять персонажа, о котором идет речь в сочинении. Сначала стоило написать, кто такой Плетнев, а потом называть его по фамилии.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

Размышляя над проблемой,  автор описывает нам князя Андрея Болконского из  романа Л.Н. Толстого «Война и мир», который  прошёл «через нравственные испытания и физические муки…». Герой способен простить и пожалеть своего врага, но он понимает, что его жизнь могла сложиться по-другому и осознаёт, что уже ничего не изменить. Этот пример показывает, как,  несмотря на близость смерти Андрея, герой духовно возвышается.
Далее, Т. Скок пишет об  Александре Сергеевиче Пушкине, который являлся образцом великодушного человека. Он обнаружил, что Плетнёв начал опускать руки над своей деятельностью. Заметив в товарище талант, Пушкин помогает ему, указывая направление, над которым надо работать. Этим примером автор хочет показать, что великодушие человека проявляется в его поступках, направленных на поддержку окружающих.

Ему стало жалко его, и он решается забрать его к себе.
Обилие местоимений затрудняет восприятие текста, обедняет речь. Используйте синонимы.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Далее, ЛИШНЯЯ ЗПТ Т. Скок пишет об  Александре Сергеевиче Пушкине, который являлся образцом великодушного человека.
1) Лишняя запятая. Кстати говоря, Пушкин и сейчас - образец великодушного человека. Странно, что Вы употребили глагол в форме прошедшего времени.
Таким образом, прочитав текст Т. Скок ЗПТ можно сделать вывод, что великодушие – это отзывчивость и милосердие по отношению к совершенно чужим людям. Только тот человек, чьи действия идут из души, является действительно великодушным.
2) Не обособлен деепричастный оборот.
Герой способен простить и пожалеть своего врага, но он понимает, что его жизнь могла сложиться по-другому ЗПТ и осознаёт, что уже ничего не изменить.
3) Не обособлено придаточное.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Размышляя над проблемой,  автор описывает нам князя Андрея Болконского из  романа Л.Н. Толстого «Война и мир», который  прошёл «через нравственные испытания и физические муки…». Герой способен простить и пожалеть своего врага, но он понимает, что его жизнь могла сложиться по-другому и осознаёт, что уже ничего не изменить.
Ему стало жалко его, и он решается забрать его к себе.
1, 2) Временной разнобой. Говоря о персонажах, используйте форму прошедшего времени.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что великодушные люди  способны совершать такие поступки, на которые не решилиСЬ бы другие.
Возможно, описка. Будьте внимательнее.
Именно над этим вопросом рассуждает Т. Скок в предложенном для анализа тексте.
3) Нарушение управления. Верно: о вопросе.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Размышляя над проблемой,  автор описывает нам князя Андрея Болконского из  романа Л.Н. Толстого «Война и мир», который  прошёл «через нравственные испытания и физические муки…».
1) Плеоназм. Ясно, что нам, читателям. И лучше: рассказывает о князе.

Герой способен простить и пожалеть своего врага, но он понимает, что его жизнь могла сложиться по-другому и осознаёт, что уже ничего не изменить.
2) Некорректное употребление местоимения. Оно заменяет предыдущее слово в той же форме. Кто понимает? Враг? Чья жизнь? Врага?
Этот пример показывает, как,  несмотря на близость смерти Андрея, герой духовно возвышается.
3) Двусмысленность. Складывается впечатление, что возвышается не Андрей, а кто-то другой. Исправим.
Этот пример показывает, как, несмотря на близость смерти, Андрей духовно возвышается.
В этой мысли кажется лишней конструкция "несмотря на...". Человек может расти духовно в течение всей жизни. И даже перед смертью это возможно. Здесь нельзя говорить об уступительных отношениях. Но это, конечно, логический недочет.
Он обнаружил, что Плетнёв начал опускать руки над своей деятельностью.
4) Несочетаемость. Верно: начал опускать руки, когда что-то не получалось.
Ему стало жалко его, и он решается забрать его к себе.
5) Неоправданный повтор.
Таким образом, прочитав текст Т. Скок можно сделать вывод, что великодушие – это отзывчивость и милосердие по отношению к совершенно чужим людям. Только тот человек, чьи действия идут из души, является действительно великодушным.
6) Тавтология. Используйте какую-то одну конструкцию.
7) Несочетаемость. Тот, кто совершает поступки по велению сердца, является великодушным.
Этим примером автор хочет показать, что великодушие человека проявляется в его поступках, направленных на поддержку окружающих.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что великодушный человек должен пройти через множество испытаний.
8) Тавтология.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балло

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, грамматикой и речью. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку