Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Допустима ли ложь во спасение, “святая ложь”?
-
Текст: М. Глушко. О горечи утраты(1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
(2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
—(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
(4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
(5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
—(6)Вот беда-то...
(7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
(8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
—(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
(13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
—(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
(20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
(21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
—(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
(24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
—(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
(30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
(31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
—(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
—(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
(42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
(46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
(48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
—(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
(54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
(55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
(По М.В. Глушко)
Вовлекая читателя в совместные размышления об этой проблеме, автор рассказывает об этой проблеме, произошедшем в военное время – момент, когда одна из героинь, Евгения Ивановна, узнает, что ее муж мертв, а сын пропал без вести. Ее племянница Нина, еще не зная, какое горе обрушилось на тетю, подумала, что та сошла с ума, потому она и позвала соседку Ипполитовну на помощь. Когда они узнали причину, то были потрясены: Нина зажала рот рукой, а Ипполитовна «уменьшилась, осела..., будто растеклась по стулу». Ужас происходящего наиболее полно отражает предложение, в котором описаны эмоции Евгении Ивановны: она «упала головой на стол», «со стоном перекатывалась лбом по столу». Автору важно показать, что потеря близких для тебя людей, может разрушить все твое сознание и морально убить. Из этого эпизода читатель понимает, что горе способно раздавить человека, свести его с ума. Такое горе человек может просто не перенести.
Усиливая интереса читателей к поднятой проблеме, М. Глушко дополняет эпизод фрагментом, когда Ипполитовна быстро пришла в себя и стала успокаивать Евгению Ивановну. Писатель акцентирует внимание на том как она пыталась внушить ей надежду на то, что в бумагах могла быть ошибка. Чтобы убедить Евгению, она рассказала ей историю, как знакомый, вернувшийся с войны, сам получил «похоронку». Ипполитовна пыталась сделать все, чтобы Евгении стало хоть немного легче, чтобы она не потеряла надежду. Все понимали, что это пустые слова, но Евгения слушала соседку, «чтобы смирить первое горе». Нина пыталась понять, почему Ипполитовна рассказывает эти истории, и пришла к выводу о том, что «в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит». Автору важно показать, что “ложь”-это элемент изображения действительности и введение в заблуждение. Из этого эпизода читателю становиться понятно, что жизнь сложна и бывают такие минуты, когда помочь человеку может только ложь и это не как не исправить. В такой ситуации сложно обойтись без близких людей, которые утешут и поддержат тебя, только благодаря им можно пережить самые сложные моменты в жизни.
Эпизоды дополняют друг друга и являются взаимодополняющими примерами-иллюстрациями, которые позволяют читателю глубже понять авторский замысел, Гармонически смысловое единство эпизодов помогают автору продемонстрировать чувства страдания и любви к человеку, который переживает. Примеры одинаково важны для понимания точки зрения писателя относительно поднятой проблемы: следя за последовательным развитием авторской мысли, читатель приходит к выводу о том, как сложно осознавать потерю близкого для тебя человека и поддерживать его.
Позиция автора предельно ясна и однозначна. М.Глушко искренне уверен, что ложь во спасение – это порой единственный способ сохранить человеку жизнь. Ложь дает человеку возможность принять правду постепенно, разделив ее на части.
Эта точка зрения близка и мне. Безусловно, самые сложные моменты в жизни-это потеря человека, у меня произошла в жизни тоже ситуация, в которой я потерял самого близкого человека для меня и не мог смериться с этим. Мне было тяжело без поддержки и ложь со стороны близких во имя того, чтобы я не переживал. Сыграла большую роль. На мой взгляд, правда хороша в том случае, если осталась хоть какая-то надежда, если человек не утратил всего. Когда у человека не осталось ничего, кроме боли и отчаяния, ему нужна утешительная ложь.
Работа над сочинением по тексту М.Глушко помогла мне осознать, как сложно терять близкого человека и как быть в этом случае. Как использовать “ложь”, чтобы человеку, у которого это произошло было легче.
Здравствуйте, Александр!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснение некорректно. Взаимосвязь между примерами определена неверно.
Автору важно показать, что “ложь”-это элемент изображения действительности и введение в заблуждение. |
Эпизоды дополняют друг друга и являются взаимодополняющими примерами-иллюстрациями, которые позволяют читателю глубже понять авторский замысел, Гармонически смысловое единство эпизодов помогают автору продемонстрировать чувства страдания и любви к человеку, который переживает. Примеры одинаково важны для понимания точки зрения писателя относительно поднятой проблемы: следя за последовательным развитием авторской мысли, читатель приходит к выводу о том, как сложно осознавать потерю близкого для тебя человека и поддерживать его. |
приходит к выводу о том, как сложно осознавать потерю близкого для тебя человека и поддерживать его. |
разве писатель приходит к выводу, что поддерживать человека, столкнувшегося с утратой, должен сам этот человек?
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.:
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Из этого эпизода читателю становиться понятно, что жизнь сложна и бывают такие минуты, когда помочь человеку может только ложь и это не как не исправить. |
НИКАК (2 ошибки)
В такой ситуации сложно обойтись без близких людей, которые утешут и поддержат тебя, только благодаря им можно пережить самые сложные моменты в жизни. |
Безусловно, самые сложные моменты в жизни-это потеря человека, у меня произошла в жизни тоже ситуация, в которой я потерял самого близкого человека для меня и не мог смериться с этим. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Ошибки:
а Ипполитовна «уменьшилась, осела..., будто растеклась по стулу». |
Автору важно показать, что потеря близких для тебя людей, может разрушить все твое сознание и морально убить. |
Писатель акцентирует внимание на том ЗПТ как она пыталась внушить ей надежду на то, что в бумагах могла быть ошибка. |
Как использовать “ложь”, чтобы человеку, у которого это произошло ЗПТ было легче. |
Мне было тяжело без поддержки ЗПТ и ложь со стороны близких во имя того, чтобы я не переживал. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Вовлекая читателя в совместные размышления об этой проблеме, автор рассказывает об этой проблеме, произошедшем в военное время – момент |
Безусловно, самые сложные моменты в жизни-это потеря человека |
Мне было тяжело без поддержки и ложь со стороны близких во имя того, чтобы я не переживал. Сыграла большую роль. |
Работа над сочинением по тексту М.Глушко помогла мне осознать, как сложно терять близкого человека и как быть в этом случае. Как использовать “ложь”, чтобы человеку, у которого это произошло было легче. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Предо мной небольшой, но глубокий по содержанию отрывок из произведения писателя М. Глушко. |
Вовлекая читателя в совместные размышления об этой проблеме, автор рассказывает об этой проблеме, произошедшем в военное время – момент |
Ее племянница Нина, еще не зная, какое горе обрушилось на тетю, подумала, что та сошла с ума, потому она и позвала соседку Ипполитовну на помощь. Когда они узнали причину, то были потрясены: |
Автору важно показать, что потеря близких для тебя людей, может разрушить все твое сознание и морально убить. |
Автору важно показать, что “ложь”-это элемент изображения действительности и введение в заблуждение. |
Из этого эпизода читателю становиться понятно, что жизнь сложна и бывают такие минуты, когда помочь человеку может только ложь и это не как не исправить. В такой ситуации сложно обойтись без близких людей, которые утешут и поддержат тебя, только благодаря им можно пережить самые сложные моменты в жизни. |
Эпизоды дополняют друг друга и являются взаимодополняющими примерами-иллюстрациями, |
Позиция автора предельно ясна и однозначна. М.Глушко искренне уверен, что ложь во спасение – это порой единственный способ сохранить человеку жизнь. Ложь дает человеку возможность принять правду постепенно, разделив ее на части. |
Безусловно, самые сложные моменты в жизни-это потеря человека, у меня произошла в жизни тоже ситуация, в которой я потерял самого близкого человека для меня и не мог смериться с этим. |
На мой взгляд, правда хороша в том случае, если осталась хоть какая-то надежда, если человек не утратил всего. Когда у человека не осталось ничего, кроме боли и отчаяния, ему нужна утешительная ложь. |
следя за последовательным развитием авторской мысли, читатель приходит к выводу о том, как сложно осознавать потерю близкого для тебя человека и поддерживать его. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки:
Общие рекомендации: следует усилить работу над грамотностью по всем аспектам (орфография, пунктуация, грамматика). Связь между иллюстрациями нужно осмыслить, а не просто вставлять готовые клише.