ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Особенности подлинной культуры
-
Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях(1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
(11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
(20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
(24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
(31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
(35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
(По Ю. М. Лотману)
Размышляя о подлинной культуре, автор приводит в пример творчество Баха, которое, кажется, существует «только для знатоков», и ренессанскую средневековую музыку, списанную по ошибке многими в архив. Юрий Лотман отмечает, что и сейчас эту музыку «исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем более хронологически близкие вещи». Автор уверен: подлинная культура представляет собой живое явление и оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения людей во всем времена.
Анализируя проблему, Юрий Лотман вспоминает о величайшем русском поэте А.С. Пушкине. Писатель подчеркивает: «Он у нас не за спиной, он все еще впереди». Этими словами автор убеждает читателей: истинные творцы находятся в постоянном движении, то затихают, то сияют ярко, как и прежде. Ю. Лотман уверен: подлинная культура привлекает нас в первую очередь тем, что заставляет людей размышлять и дает толчок мысли.
Отрывки с упоминанием Пушкина и База являются взаимодополняющими фрагментами-иллюстрациями, которые позволяют читателю глубже понять авторский замысел. Гармоничное смысловое единство эпизодов помогает автору продемонстрировать особенности подлинной культуры. Примеры одинаково важны для понимания точки зрения автора относительно поднятой проблемы: следя за последовательным развитием авторской мысли, читатель приходит к выводу о том, что является её характерным свойством
Позиция автора предельна ясна и однозначна. Ю. Лотман искренне убежден, что в подлинной культуре ничего не умирает, потому что она «преодолевает биологическую смерть». Каждое поколение находит в произведения великих творцов что-то совершенно новое..
Я разделяю позицию автора по поставленному вопросу. Действительно, в обществе всегда ценились творцы подлинного искусства, потому что они заставляют людей думать над вечными вопросами. Размышляя об этом, я вспомнил роман Оскара Уайлда «Портрет Дориана Грея». Написанный Бэзилом Хэллуордом портрет по-настоящему меняет жизнь не только самого художника, который влюбляется в свое творение, но и жизнь молодого натурщика. Картина становится отражением души героя: все поступки, которые совершает Дориан в действительности, тут же искажают изображение на рисунке. В данном произведении подлинная культура становится магической силой, которая раскрывает человеку его внутренний мир, отвечая на вечные вопросы.
Работа над сочинением по тексту Ю.М. Лотмана помогла мне осознать, в чем заключается особенности подлинной культуры. На мой взгляд, мы не просто так проходим на уроках литературы «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина и «Войну и мир» Л.Н. Толстого. События, описанные в этих произведениях давно прошли, но читатель учится на ошибках героев, искренне переживает за них и находит что-то новое для себя. Именно поэтому мы должны наслаждаться творчеством наших гениальных предшественников. Хочется, чтобы люди обращали больше внимания на шедевры настоящих творцов и находили ответы на свои вопросы.
Здравствуйте, Рамазан!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 – Комментарий: + 6 баллов
Пример 1 (творения Баха и ренессансная музыка) в сочинении указан, слабо пояснен. Рамазан, вы в комментарии должны стараться больше внимания уделять именно пояснению, сейчас же пропорции нарушены, бОльшая часть комментария представляет собой пересказ и цитирование:
Размышляя о подлинной культуре, автор приводит в пример творчество Баха, которое, кажется, существует «только для знатоков», и ренессанскую средневековую музыку, списанную по ошибке многими в архив. Юрий Лотман отмечает, что и сейчас эту музыку «исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем более хронологически близкие вещи». Автор уверен: подлинная культура представляет собой живое явление и оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения людей во всем времена. |
Пример 2 (творчество Пушкина) указан, пояснен. В пояснении наблюдается нарушение последовательности изложения мыслей:
Анализируя проблему, Юрий Лотман вспоминает о величайшем русском поэте А.С. Пушкине. Писатель подчеркивает: «Он у нас не за спиной, он все еще впереди». Этими словами автор убеждает читателей: истинные творцы находятся в постоянном движении, то затихают, то сияют ярко, как и прежде. Ю. Лотман уверен: подлинная культура привлекает нас в первую очередь тем, что заставляет людей размышлять и дает толчок мысли. |
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована слабо.
Вместо качественного анализа связи вы используете общие фразы из клише. Если вы считаете, что примеры дополняют друг друга, то следует указать, что именно чем именно дополняется. Например: мысль о бессмертии музыки Баха дополняется рассуждениями о бессмертии произведений Пушкина. Как первый, так и второй примеры помогают автору убедительно выразить свою точку зрения по поставленной проблеме.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки: см. К2
Замечание по композиции. Наблюдается нарушение пропорциональности частей сочинения: вместо одного собственного примера вы приводите два, перегружая тем самым заключительную часть работы.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.
Ошибки: см. К10
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
События, описанные в этих произведениях ЗПТ давно прошли, но читатель учится на ошибках героев, искренне переживает за них и находит что-то новое для себя. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Автор уверен: подлинная культура представляет собой живое явление и оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения людей во всем времена. |
Каждое поколение находит в произведения великих творцов что-то совершенно новое.. |
Ю. Лотман искренне убежден, что в подлинной культуре ничего не умирает, потому что она «преодолевает биологическую смерть». |
Написанный Бэзилом Хэллуордом портрет по-настоящему меняет жизнь не только самого художника, который влюбляется в свое творение, но и жизнь молодого натурщика. |
Работа над сочинением по тексту Ю.М. Лотмана помогла мне осознать, в чем заключается особенности подлинной культуры. |
Размышляя о подлинной культуре, автор приводит в пример творчество Баха, которое, кажется, существует «только для знатоков», и ренессанскую средневековую музыку, списанную по ошибке многими в архив. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
Этими словами автор убеждает читателей: истинные творцы находятся в постоянном движении, то затихают, то сияют ярко, как и прежде. |
Ю. Лотман уверен: подлинная культура привлекает нас в первую очередь тем, что заставляет людей размышлять и дает толчок мысли. |
Примеры одинаково важны для понимания точки зрения автора относительно поднятой проблемы: следя за последовательным развитием авторской мысли, читатель приходит к выводу о том, что является её характерным свойством |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Рамазан, у вас получилось неплохое сочинение. Следует поработать над более глубоким анализом примеров-иллюстраций и взаимосвязи между ними.
Будьте внимательнее при самопроверке. Не нарушайте пропорциональность частей сочинения. Удачи!