Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Для чего нужна утешительная ложь?

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

18.02.2022 12:12:49
Автор: Полина Пешкова

Необходима ли поддержка человеку в трудную минуту? Для чего нужна утешительная ложь? Именно эти вопросы невольно возникают после прочтения текста М.В. Глушко.

Рассуждая над возникшими вопросами, автор рассказывает о несчастья, произошедшем с Евгенией Ивановной в годы войны. Женщина получила бумагу, в которой говорилось, что ее муж погиб, а сын пропал без вести.  Трудно представить, что испытывала героиня в этот момент. «А Евгения Ивановна со стоном перекатилась лбом по столу», именно так автор описывает моральное состояние женщины. Жизнь для героини словно поломалась на части. Желая успокоить Евгению Ивановну, Ипполитовна рассказывает историю с благополучным концом. Убеждая, что бумаги, возможно ошибочные. Тем самым вселяя надежду страдающей женщине. Скорее всего это была ложная надежда, но несмотря на это в ней нуждалась Евгения Ивановна. М. Глушко показывает, как утешение помогло героине: «Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, смотрела и слушала для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе». Однако еще одна героиня, которую зовут Нина, вспоминает о Луке из пьесы «На дне» М. Горького. Про которого все говорили, что он жулик и вредный утешитель, но героиня видела его доброту и считала, что он поступил правильно, ведь он единственный пожалел умершую Анну. Оба примера, дополняют друг друга, описывая влияние утешения на состояние героев, которые попали в трудные жизненные ситуации.

Автор утверждает, что каждый человек, который оказывается в непростой ситуации, нуждается в поддержке и «частичке» веры в лучшее. Если в жизни остаться без утешителя, то может пострадать самое главное - душа.

С мнением автора нельзя не согласиться. Для обоснования своей позиции обращусь к произведению Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Р. Раскольников совершает убийство. Он страдает, вина словно ломает его изнутри. Измученный Раскольников рассказывает о случившемся Соне Мармеладовой. Родион признается, что совершил преступление не ради денег, а из-за теории, которая потерпела крах. Героиня внимательно его выслушивает и утешает, говоря, что лучше жить на каторге с чистой душой, нежели жить, испытывая угрызения совести. Тем самым Соня Мармеладова обнадеживает героя, помогает обрести ненадолго покой.  

Любой человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, нуждается в поддержке. Ему необходима даже самая маленькая надежда и вера в лучшее.

Количество слов - 338

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Полина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.

Проблема определена верно, сформулирована корректно. Однако не стоило формулировать две проблемы. Это привело к логической ошибке.

K2 - Комментарий + 4 балла.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, не пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально. Нужно "развести" примеры, показать, как именно они дополняют друг друга и зачем автору эта взаимосвязь.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

Отношение к позиции автора содержит согласие, но нет тезиса, а потому пример не может быть засчитан. Какую мысль он доказывает? Поучитесь делать тезис.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

1) Логический провал. Вы сформулировали два вопроса, а ответ дали только на первый. Второй вопрос "повис". Требуется сформулировать одну проблему.

Желая успокоить Евгению Ивановну, Ипполитовна рассказывает историю с благополучным концом.
2)  Кто это? Из Вашего текста непонятно. Логический провал. Нужно представлять персонажа, о котором идет речь в сочинении.
Любой человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, нуждается в поддержке. Ему необходима даже самая маленькая надежда и вера в лучшее.
3) Дублирование. Эта мысль уже звучала в сочинении. Посмотрите. где Вы об этом уже написали.
Автор утверждает, что каждый человек, который оказывается в непростой ситуации, нуждается в поддержке и «частичке» веры в лучшее.
4) Союз "однако" при переходе ко второму примеру неуместен: примеры не противопоставлены.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

«А Евгения Ивановна со стоном перекатилась лбом по столу», ТИРЕ именно так автор описывает моральное состояние женщины.
1) Недостает тире.
Скорее всего ЗПТ  это была ложная надежда, но  ЗПТ несмотря на это ЗПТ  в ней нуждалась Евгения Ивановна.
2) Не обособлена вводная конструкция.
3) Не обособлен оборот с НЕСМОТРЯ НА.
Оба примера, ЛИШНЯЯ ЗПТ дополняют друг друга, описывая влияние утешения на состояние героев, которые попали в трудные жизненные ситуации.
4) Лишняя запятая.
Убеждая, что бумаги, возможно ЗПТ ошибочные.
5) Не обособлено вводное слово.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Рассуждая над возникшими вопросами, автор рассказывает о несчастья, произошедшем с Евгенией Ивановной в годы войны.
1) Нарушение управления. Верно: о несчастье.
2) Нарушение управления. Верно: рассуждая о.

Женщина получила бумагу, в которой говорилось, что ее муж погиб, а сын пропал без вести.  Трудно представить, что испытывала (нужно: испытала) героиня в этот момент. «А Евгения Ивановна со стоном перекатилась лбом по столу», именно так автор описывает моральное состояние женщины. Жизнь для героини словно поломалась на части. Желая успокоить Евгению Ивановну, Ипполитовна рассказывает (нужно: рассказала) историю с благополучным концом.
3) Временной и видовой разнобой. Говоря о персонажах, нужно использовать форму прошедшего времени.
Убеждая, что бумаги, возможно ошибочные.
Тем самым вселяя надежду страдающей женщине.
4) Деепричастные обороты нельзя оформлять как отдельные предложения.
Про которого все говорили, что он жулик и вредный утешитель, но героиня видела его доброту и считала, что он поступил правильно, ведь он единственный пожалел умершую Анну.
5) Неоправданная парцелляция. Придаточное предложение не может существовать без главного.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки:

Жизнь для героини словно поломалась на части.
1) Несочетаемость. Верно: сломалась, разрушилась.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Главный герой Р. Раскольников совершает убийство.
Верно: Родион.

Общие рекомендации: следует усилить работу над формулировкой проблемы, пояснением примеров, анализом связи, обоснованием собственной позиции, грамматикой, логикой, Уделяйте внимание самопроверке сочинения. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку