Запомни!
Роль детских воспоминаний
-
Текст: О. Кожухова. О детстве(1)Почему-то из детства мне всегда вспоминается только хорошее.
(2)Хуторок наш, в три дома, стоял, окруженный оврагами, на бугре, на сухом, возвышенном месте, среди длинных, как ленты, протянувшихся по степи, разросшихся лесопосадок.
(3)Мой отец — агроном, его дело — бороться с оврагами, с суховеями, изучать жизнь не тронутой человеком, нераспаханной степи и глубинные ее связи с лесом, с ветром, с водой по оврагам, с длинной цепью прудов, сеять хлеб под защитою лесополос.
(4)Мы живем здесь, как в некой особой стране. (5)Вокруг нас на многие километры сплошь безлесные деревеньки да степи, иссыхающие на горячем ветру уже к концу мая, все здесь серого, желтого цвета, а мы — в зелени и в цветах, в гущине трав по пояс, в птичьем гаме, в черемухе и соловьях.
(6)В те годы, как я теперь понимаю, отец меня многому научил, если, в сущности, не всему. (7)Только делал он это неназойливо, осторожно, почему-то всегда оставаясь в тени, будто занятый чем-то другим.
(8)Мне, наверное, не было и шести лет, когда он посадил меня верхом на коня и заставил проехаться по двору. (9)Конь был умный, послушный, влюбленный в людей, славный Мальчик.
(10)Я проехала, еле держась за поводья и сползая на холку коню, но не вскрикнув, не завизжав: выражать чувство страха в нашем доме не принято. (11)Я ударила Мальчика пятками по бокам, и он поскакал. (12)Не успев удержаться, я скатилась в траву через голову Мальчика. (13)В ту же самую секунду он остановился, и, лоснящийся, эластичный, с удивлением и упреком повернулся ко мне и тихонько заржал.
—(14)Ну, ну! (15)Ничего, ничего… — сказал мне отец. (16)И спокойно пошел по делам, по хозяйству, хорошо понимая, что самое важное уже сделано, навсегда. (17)Что теперь я всю жизнь буду помнить эту счастливую минуту, что я стану бродить за Мальчиком неотступно, помогать нашему конюху чистить его, кормить и поить, и водить на купание на пруд и в ночное. (18)Он, отец, и еще и еще ненавязчиво поощрит эту страсть: то даст подержать под уздцы, когда сам будет садиться в седло, то я буду править вожжами, когда мы с отцом поедем на станцию в нашем стареньком тарантасе, то он разрешит всем нам троим, мне и старшим двум сестрам, поехать без взрослых, одним, на первый участок в библиотеку или в поле за сеном — и это всегда для меня будет праздник.
(19)Зимним утром конюшня еще в темноте. (20)Двойные широкие двери — на светлом ее силуэте — зияют глубоким провалом, оттуда уже вылетает парок, запах теплых животных, навоза, гниющей соломы. (21)Там, внутри, убитый ногами земляной пол, на стене, на крюке фонарь «летучая мышь», он чуть теплится в этом мраке, в клубящемся зимнем воздухе. (22)За невидимой стенкой дощатого стойла — наш конюх Роман Васильевич: невысокого роста, с круглой стриженой головой, с низким лбом, перерезанным глубокими бороздами морщин. (23)Он, посвистывает, выгребая лопатой навоз, подстилая солому.
—(24)А, здорово, здорово! — откликается он на мое приветствие.
—(25)Как дела?
—(26)Ничего… (27)А твои?
—(28)И мои ничего.
—(29)Ну вот и прекрасно!
(30)Утро полностью наше. (31)Нам никто не мешает. (32)Я стою у бревенчатой, крашенной известью стены и с волнением наблюдаю каждый день одно и то же прекрасное зрелище — прекрасное, по крайней мере, для меня, — как Роман Васильевич берет в руки щетку и начинает чистить лошадей: сперва Мальчика, затем Чалого, затем Пегушу, затем Орлика, затем Серого, затем Галку и хорошенького ее жеребенка, стригунка, вызывающего у меня, да и у всех живущих на хуторе, какое-то совершенно особое чувство нежности, ласки.
— (33)Но, но… (34)Не кусайся! (35)Ишь чего захотел! — ворчливо отталкивает Роман от себя жеребенка, играющего и хватающего его за чуб и за шапку зубами.
(36)Этот двор мне знаком до последней соломинки, до последнего бревнышка. (37)Говорят, что когда-то здесь жил Докучаев. (38)Низкий, маленький домик, крытый соломой, в одну комнату, с русской печью, с холодными сенями и чуланом, поставленный на окраине леса, он давно обветшал. (39)Но его не ломают. (40)Рядом с домом колодец с журавлем и вот эта конюшня, куда я хожу по утрам к лошадям. (41)Летом здесь очень тихо, безветренно и уютно. (42)Вокруг лес — стоит не шелохнется; в тихих, слепеньких окнах отраженно, как в омуте, зреют синие сумерки.
(43)Сейчас лес и сырая солома на крыше, на срезе, каждый листик и каждая веточка на морозном стекле — все бело, все искрится от снега, розовеет в свете первых лучей декабрьского солнца. (44)Мои ноги замерзли, я уже застоялась, как конь, и Роман поспешает: он выводит на улицу Мальчика и гонит его к стеклянной от намерзшего льда водопойной колоде; тот бежит, индевея, в белом ворсе вокруг тонких ноздрей и на челке; повод брошен, мотается у него под ногами, тонкой змейкой прочерчивает по свежему порошистому снегу извилистый след. (45)Вода ледяная, но парит в настывшем за ночь мерзлом воздухе.
(46)Мальчик весело, бойко, с разбегу утыкается мордой в колоду, жадно пьет, морща нос и лиловые, словно сделанные из резины, мясистые губы, звонко хлюпает, даже всхрапывает потихоньку. (47)И вдруг зорко косится огромным, в прямых нежных ресницах застенчивым глазом на Романа, на мою неуклюжую в шубе и шапке фигурку.
—(48)Но-о, пужайся! (49)Уж больно пужливый… — охлаждает его грубовато Роман и при этом любовно похлопывает Мальчика рукавицей по крупу. — (50)Ну-ка, ну-ка, подвинься! — (51)И он поворачивает копя поудобней, чтобы рядом с ним стала Пегуша, а за ней следом Галка с жеребчиком. — (52)Ишь какой эгоист!.. (53)Растопырился!
(54)И подсвистывает: пей, мол, пей, напивайся на весь день работы.
(55)Я не знаю, что думает Мальчик, глядя вдаль, на дымы, поднимающиеся столбами из труб занесенных снегом домов, на леса, индевеющие на горизонте, на степь, чуть курящуюся серебряными хвостами поземки, но мне радостно видеть его стройную шею, красивую голову, этот крепкий, темнеющий по позвоночнику круп, словно в этом животном сама радость жизни, словно я нашла себе друга, хорошего друга, которого мне не заменит никто, даже самые лучшие, умные люди. (56)Да и так рассудить: всему есть на земле свое время и место, и я теперь дружбу с людьми, может быть, понимаю значительно глубже и шире, чем если бы понимала ее, не оставив в степи ни Пегуши, ни Галки, ни Мальчика.
Рассуждая о проблеме, автор от лица рассказчицы пишет о том, как она подружилась с животным. Это было самым важным, что сделал её отец, так как «эта счастливая минута» останется с ней на всю жизнь. Пример свидетельствует о том, что детство может оставить хорошие воспоминания.
Далее О.Кожухова акцентирует внимание читателей на том, что для рассказчицы Мальчик был лучшим другом, «которого никто не заменит», и благодаря их взаимоотношениям она теперь понимает дружбу с людьми гораздо «глубже и шире». Это показывает, что детство влияет на то, как человек будет относиться к окружающим.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять важность детских воспоминаний. Они показывают, что детство играет значительную роль в формировании мировоззрения человека.
Авторская позиция понятна. О.Кожухова считает, что детские воспоминания играют важную роль в становлении личности и в формировании характера человека, а также они приносят положительные эмоции.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что отношение к жизни и окружающим зависит от событий из детства. Так, в произведении И.А.Гончарова «Обломов» мы наблюдаем, как главный герой с теплом вспоминает о родном крае. В его детстве всё происходило беззаботно, и это повлияло на его образ жизни: он вырос добрым человеком и так же «легко» проводил дни.
Прочитав текст О.Кожуховой, я сделала вывод, что детские воспоминания играют положительную роль, потому что они не только формируют личность, но и хранят много добрых и ценных моментов.
Здравствуйте, Екатерина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять важность детских воспоминаний. Они показывают, что детство играет значительную роль в формировании мировоззрения человека. |
1 пример о "счастливой минуте"
2 пример конкретизирует, что это за счастье: героиня оказывается верхом на коне.
Взаимосвязь проанализирована формально (т.е. её нет, "вода": Вы ничего не пояснили, это ИМИТАЦИЯ взаимосвязи). "Значительная роль"- это какая? В чём КОНКРЕТНО это проявляется.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов.
Ошибки:
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять важность детских воспоминаний. Они показывают, что детство играет значительную роль в формировании мировоззрения человека. Авторская позиция понятна. О.Кожухова считает, что детские воспоминания играют важную роль в становлении личности |
В его детстве всё происходило беззаботно, и это повлияло на его образ жизни: он вырос добрым человеком и так же «легко» проводил дни. Микровывод? Прочитав текст О.Кожуховой, я сделала вывод |
K6 - Точность и выразительность речи +1 балл
Ошибки: нет максимума по К10
K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла
Ошибки:
он вырос добрым человеком и так же «легко» проводил дни. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла
Шероховатость:
он вырос добрым человеком и так же «легко» проводил дни. |
K9 - Соблюдение грамматических норм +1 балл
Ошибки:
хранят много добрых и ценных моментов (чего?) |
K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл
Ошибки:
автор от лица рассказчицы |
Замените, например, на "героиня вспоминает".
Насколько герой автобиографический? Вы об этом не знаете: аккуратнее с подобными фразами. Автор находится НАД героями.
автор от лица рассказчицы пишет о том, как она подружилась с животным. Это было самым важным, что сделал её отец, |
Напишите, что за ЖИВОТНОЕ имеете в виду. Дальше у Вас есть упоминание клички- "Мальчик", но непонятно, что это конь.
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над определением связи между примерами-иллюстрациями.
Удачи на ЕГЭ!