Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема взаимосвязи совести и внутренней свободы

  • Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести
    (1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
    (6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
    (7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
    (9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
    (11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
    (12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
    (14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
    (17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
    (22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
    (26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
    (29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
    (30)Что такое внутренняя свобода?
    (31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
    (33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
    (40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
    (41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
    (46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
    (47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
    (52)От совести.
    (53)Что такое совесть?
    (54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
    (59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
    (64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
    (72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
    (74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
    (С. Соловейчик)
17.02.2022 14:41:47
Автор: Юлия Спорышева

Как связаны совесть и внутренняя свобода человека? Именно эту проблему ставит С. Соловейчик в предложенном для анализа тексте.
Комментируя данную проблему, стоит обратиться к предложениям 51-57. Автор обращает внимание читателя на ложность внутренней свободы человека, если у последнего отсутствует совесть. У такого человека стираются представления о правде, о добре и зле,  "свою свободу он употребляет во зло". Кроме того, в предложениях 70-71, С. Соловейчик акцентирует внимание читателя на том, что единственное, чем должен руководствоваться в жизни внутренне свободный человек, - это совесть.
Оба примера дополняют друг друга. Они показывают, насколько велика роль совести в формировании и становлении по-настоящему свободной личности.
Авторская позиция ясна. С. Соловейчик считает, что поистине свободному человеку важно жить и поступать в соответствии с правдой, по справедливости, а потому без чувства совести невозможно обрести настоящую внутреннюю свободу.
Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, обращаться к совести, быть от нее "несвободным" очень важно для человека, особенно в современном мире. Сейчас люди часто отступают от своих личных убеждений, взглядов, предают правду и справедливость лишь ради получения выгоды, например, новой должности, и не чувствуют при этом никаких угрызений совести. Это сильно сказывается на общем состоянии нравственности людей, деформирует представления о правде, а потому сейчас всё реже можно встретить поистине сильного духом, внутренне свободного человека.
Хочется верить, что, прочитав текст С. Соловейчика многие задумаются о том, насколько важно жить по правде и слушать совесть, чтобы стать по-настоящему свободным человеком.
Количество слов - 229

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Юлия! Вы создали самостоятельную, грамотную, логичную работу. Её достоинством является знание структуры сочинения ЕГЭ.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.

Рекомендация
Давать пример, отсылая к номерам предложения текста, можно. И всё-таки, чтобы придать работе более взрослый вид (сочинение- это связный текст), введите микроцитаты в свои предложения. Так Вы сможете более эффектно создать комментарий.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована.

Оба примера дополняют друг друга. Они показывают, насколько велика роль совести в формировании и становлении по-настоящему свободной личности.
Свобода без совести – ложная свобода.
ПОЭТОМУ
Свободный человек должен руководствоваться только совестью.
ПОЭТОМУ- слово-маркер, которое указывает на отношения СЛЕДСТВИЯ.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл.

Сейчас люди часто отступают от своих личных убеждений, взглядов, предают правду и справедливость лишь ради получения выгоды, например, новой должности, и не чувствуют при этом никаких угрызений совести
Да, отступают и предают.  Но хочется верить, что не все. Я бы не стала писать так категорично.

Ошибки:

Это сильно сказывается на общем состоянии нравственности людей, деформирует представления о правде, а потому сейчас всё реже можно встретить поистине сильного духом, внутренне свободного человека.
Хочется верить, что, прочитав текст С. Соловейчика многие задумаются о том, насколько важно жить по правде и слушать совесть, чтобы стать по-настоящему свободным человеком.
Предложения между собой только не связаны, но и отрицают друг друга: как люди могут задуматься, если дефоомированные представления, как Вы пишете, становятся нормой?
Как убрать алогизм? Устранить логический провал.
Нужно вставить между этими предложениями ещё одно- например, выразить надежду, что такие люди есть.  

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

Ошибки: -0,5 б.

Действительно, обращаться к совести, быть от нее "несвободным" очень важно для человека, ЛИШНЯЯ ЗПТ особенно в современном мире.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

Автор обращает внимание читателя на ложность ПОНИМАНИЯ  внутренней свободы человека, если у последнего отсутствует совесть.
1) Пропуск слова: ложность не "свободы", а  "понимания свободы".
2) В таком случае рождается ещё одна Г ошибка -"гроздь" Р. п.
Вывод: эту мысль нужно высказать ПРОЩЕ.

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

Именно эту проблему ставит С. Соловейчик в предложенном для анализа тексте.
Комментируя данную проблему, стоит обратиться к предложениям 51-57.
повтор

Автор обращает внимание читателя на ложность внутренней свободы человека, если у последнего отсутствует совесть. У такого человека стираются представления о правде, о добре и зле,  "свою свободу он употребляет во зло".
Неточность словоупотребления, рождённая Г ошибкой (см. К9)
Если есть ПОСЛЕДНИЙ, до должен быть и ПЕРВЫЙ.
ТАКОГО- какого?
чувства совести
Совесть- способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному. Проявление совести- ЧУВСТВО вины.
Действительно, обращаться к совести, быть от нее "несвободным" очень важно для человека, особенно в современном мире.
Шероховатость

настоящую внутреннюю свободу
К размышлению)
В тексте слова "настоящий" и "внутренний" становятся синонимами.
Разве бывает ЛОЖНАЯ ВНУТРЕННЯЯ свобода?
Ложная и настоящая, внутренняя и внешняя

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над связью (К2)
Юлия, в Вас чувствуется сильная ученица. Проанализируйте рецензию, поработайте над шероховатостями. Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку