Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

что объединяет людей в годы войны

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
17.02.2022 13:45:08
Автор: Лера Уляшина

Что объединяет людей в годы войны? Именно этот вопрос находится в центре внимания Константина Паустовского.
Чтобы дать ответ на этот вопрос, проследим за повествованием автора. Так, описывая тяжкие будни тружеников тыла, Константин Паустовский обращает внимание читателей на то, что одной из главных причин сплоченности людей в годы войны была совместная помощь раненым: «По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых. Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны». Таким трудом, например, занимались трамвайщики, которые помогали перевозить раненых людей в госпиталь, где им могли оказать дальнейшую помощь санитары.
Далее автор приводит в тексте описание непреодолимого рвения женщин найти среди раненых хоть кого-то знакомого: «Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. Иные из женщин плакали от жалости». Так, Константин Паустовский наталкивает читателей на мысль о том, что ещё одной важной причиной единения народа в военные годы было – горе. Так и общество этих бедных и отчаявшихся женщин, приходивших на вокзал в надежде найти родного человека и успокоить душу, объединяла одна печаль.
Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, помогают понять читателям, что в годы войны у людей была далеко не одна причина, чтобы становиться сплочённым коллективом. Главными из этих причин по мнению Паустовского были общие скорбь о погибших и действия, направленные на помощь пострадавшим.
На мой взгляд, позиция автора вполне очевидна. Константин Паустовский считает, что в годы войны людей объединяло не только общее дело, но и общее горе.
Я не могу не согласиться с позицией автора и считаю, что в годы войны ничто не способно сплотить народ так сильно, как общее горе и стремление помочь солдатам и гражданским. Докажу свою позицию примером из истории жизни моей прабабушки.
Когда началась Великая Отечественная война, моей прабабушке было 18 лет. Совсем молодая и ещё «зеленая» девчонка, учившаяся в медицинском училище и не знавшая бед. Война началась для неё с огромных потерь: сначала умерла её бабушка, затем мама и папа. Моя прабабушка Лидия была одной из тех, кто скорбел и горевал, но в голове хранил мысль о том, что нужно гордо защищать свою страну. Такие мысли заставляли десятки и сотни тысяч людей совершать подвиги во имя мира. Так и моя прабабушка поняла, что её помощь нужна стране. Она ушла на фронт, где стала медсестрой. Моя бабушка спасала жизни людей и готова была пойти на любые жертвы ради спасения жизни других. На данном примере, можно проследить нередкий случай, когда люди, объединившись общим горем, вставали на защиту своей страны.
В заключение хочется сказать, что война – одно из самых страшных явлений, которое может пережить человек. Именно благодаря такому наводящему ужас явлению наша страна узнала тысячи героев, которых объединяло общее горе и стремление защитить страну.
Количество слов - 468

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Лера!

Вы хорошо знаете структуру сочинения.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Комментарий не выглядит убедительным, пояснения прописаны неточно. Приводятся большие цитаты (обратите внимание на формулировку 27 задания:

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два  примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению,  важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного  цитирования)

Пример 1 (помощь раненым) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (поиск женщинами родных среди раненых, которых привозили на Брестский вокзал) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но оформлена не совсем корректно.

На мой взгляд, позиция автора вполне очевидна. Константин Паустовский считает, что в годы войны людей объединяло не только общее дело, но и общее горе.
Текст, с которым вы работали, относится к художественному, поэтому при формулировании позиции автора  лучше не использовать слова "очевидна", "однозначна". Как правило, ПА в художественных текстах скрыта и прямо не выражается.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Я не могу не согласиться с позицией автора и считаю, что в годы войны ничто не способно сплотить народ так сильно, как общее горе и стремление помочь солдатам и гражданским. Докажу свою позицию примером из истории жизни моей прабабушки.
Когда началась Великая Отечественная война, моей прабабушке было 18 лет. Совсем молодая и ещё «зеленая» девчонка, учившаяся в медицинском училище и не знавшая бед. Война началась для неё с огромных потерь: сначала умерла её бабушка, затем мама и папа. Моя прабабушка Лидия была одной из тех, кто скорбел и горевал, но в голове хранил мысль о том, что нужно гордо защищать свою страну. Такие мысли заставляли десятки и сотни тысяч людей совершать подвиги во имя мира. Так и моя прабабушка поняла, что её помощь нужна стране. Она ушла на фронт, где стала медсестрой. Моя бабушка спасала жизни людей и готова была пойти на любые жертвы ради спасения жизни других. На данном примере, можно проследить нередкий случай, когда люди, объединившись общим горем, вставали на защиту своей страны.
Нарушение абзацного членения.
Чтобы дать ответ на этот вопрос, проследим за повествованием автора. Так, описывая тяжкие будни тружеников тыла, Константин Паустовский обращает внимание читателей на то, что одной из главных причин сплоченности людей в годы войны была совместная помощь раненым: «По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых. Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны».
В тексте автор не пишет ни о каких причинах. Эти выводы делаем мы, читатели, поэтому нелогично так выражать мысль.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла

Ошибки:

Так, описывая тяжкие будни тружеников тыла, Константин Паустовский обращает внимание читателей ...

Так, Константин Паустовский наталкивает читателей на мысль о том, что ещё одной важной причиной единения народа в военные годы было – горе. Так и общество этих бедных и отчаявшихся женщин, приходивших на вокзал в надежде найти родного человека и успокоить душу, объединяла одна печаль.

Можно говорить о тенденции к однообразию грамматического строя.

Моя прабабушка Лидия была одной из тех, кто скорбел и горевал, но в голове хранил мысль о том, что нужно гордо защищать свою страну.
Неравнозначные понятия с одной стороны, с другой есть смысловая избыточность. Скорбеть (слово высокого стиля) - испытывать скорбь, сильно горевать.
Гордо защищал - речевой недочёт.
Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, помогают понять читателям, что в годы войны у людей была далеко не одна причина, чтобы становиться сплочённым коллективом.
Неточно выражена мысль. Слово "коллектив", на мой взгляд, выглядит в данном случае неуместно.


K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Ошибки:

Так, Константин Паустовский наталкивает читателей на мысль о том, что ещё одной важной причиной единения народа в военные годы было – горе.
В данном случае запятая не нужна. Слово "так" не является вводным. Это местоимённое наречие.Паустовский наталкивает читателей (как?) так (обстоятельство образа действия).
Главными из этих причин ЗПТ по мнению Паустовского ЗПТ были общие скорбь о погибших и действия, направленные на помощь пострадавшим.
Не обособлена вводная конструкция со значением "ссылка на источник информации".
На данном примере, можно проследить нередкий случай, когда люди, объединившись общим горем, вставали на защиту своей страны.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Я не могу не согласиться с позицией автора и считаю, что в годы войны ничто не способно сплотить народ так сильно, как общее горе и стремление помочь солдатам и гражданским.
Нарушение в построения предложения с однородными членами.

Форма однородных членов, как правило, должна  совпадать. Несмотря на использование субстантивированного прилагательного, предложение выглядит неорганично.

Когда началась Великая Отечественная война, моей прабабушке было 18 лет. Совсем молодая и ещё «зеленая» девчонка, учившаяся в медицинском училище и не знавшая бед.
Нарушение границ предложения (парцелляция).
Моя бабушка спасала жизни людей и готова была пойти на любые жертвы ради спасения жизни других.

Видо-временная несоотнесённость глагольных форм (спасала (что делала? - нес. вид, готова была (что сделать?) спасти - сов. вид).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Таким трудом, например, занимались трамвайщики, которые помогали перевозить раненых людей в госпиталь, где им могли оказать дальнейшую помощь санитары.
Нарушение лексической сочетаемости.

Далее автор приводит в тексте описание непреодолимого рвения женщин найти среди раненых хоть кого-то знакомого: «Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос.
Нарушение лексической сочетаемости.
Совсем молодая и ещё «зеленая» девчонка, учившаяся в медицинском училище и не знавшая бед.
Речевая избыточность.
Моя прабабушка Лидия была одной из тех, кто скорбел и горевал, но в голове хранил мысль о том, что нужно гордо защищать свою страну.
Нарушение лексической сочетаемости.

Моя бабушка спасала жизни людей и готова была пойти на любые жертвы ради спасения жизни других.
Речевая избыточность.

Именно благодаря такому наводящему ужас явлению наша страна узнала тысячи героев, которых объединяло общее горе и стремление защитить страну.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Моя бабушка спасала жизни людей и готова была пойти на любые жертвы ради спасения жизни других.
Во всех предложения вы пишете о прабабушке. Так о ком же вы рассказываете? О бабушке или прабабушке. Будьте внимательнее. Если вы так хотели избежать повтора, то это неудачная попытка.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (не нужно увлекаться цитированием), речевым оформлением, пунктуацией. Старайтесь быть немногословной. Главное, чтобы в сочинении были все необходимые компоненты, соответствующие критериям ЕГЭ.

Желаю удачи! Всё получится!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку