Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отчего дома

  • Текст: Ю. Казаков. Об отчем доме
    (1)Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома!
    – (2)Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке (погоди, милый, подрастешь ты, и повезу я тебя на Оку, и тогда ты сам увидишь, что это за река!). (3)Так вот, ехали мы с товарищем к нему домой, а не был он дома больше года. (4)До дома его было еще километров пятнадцать, а приятель уж стоял на носу, волновался и все показывал мне, все говорил: вот тут мы с отцом рыбу ловили, а вон там такая-то горка, а вон, видишь, речка впадает, а вон такой-то овраг...
    (5)А была весна, разлив, дебаркадеров еще не поставили, и поэтому, когда мы приехали, пароход наш просто ткнулся в берег. (6)И сходни перебросили, и сошли мы на берег, а на берегу уж ждал отец моего приятеля, и тут же лошадь стояла, запряженная в телегу...
    (7)Вот ты все мчишься на своей автомашине и не знаешь даже, что куда лучше ехать на телеге или в санях по лесной или полевой дороге – смотришь по сторонам, думаешь о чем-то, и хорошо тебе, потому что чувствуешь всей душой, что все, что вокруг тебя, все это и есть твоя родина!
    (8)И взвалили мы все свои чемоданы и рюкзаки на телегу, а сами пошли на изволок, вверх по скату, по весеннему прозрачному лесу, и чем ближе подходили к дому, тем сильнее волновался мой приятель.
    (9)Еще бы! (10)Ведь дом этот, малыш, строил дед моего товарища, и отец и мать прожили здесь всю жизнь, и товарищ мой тут родился и вырос.
    (11)И как только взошли мы в этот дом, так и пропал мгновенно мой товарищ, побежал по комнатам, побежал здороваться с домом. (12)А и было же с чем здороваться! (13)Ведь дом тот был не чета нашему с тобой и недаром назывался: "Музей-усадьба".
    (14)Столько там было милых старых вещей, столько всех этих диванов с погнутыми ножками, резных стульев. (15)Столько прекрасных картин висело по стенам, такие заунывные и радостные пейзажи открывались из окон! (16)А какие разные были там комнаты: светлые, с громадными окнами, узкие, длинные, затененные деревьями и совсем крохотные, с низкими потолками! (17)А какие окна там были – большие, маленькие, с внезапными витражами в верхних фрамугах, с внезапными формами, напоминающими вдруг то фигурные замковые окна, то бойницы... (18)А между комнатами, коридорами, закоулками, площадками – какие шли скрипучие антресоли, лестницы с темными перилами, истертыми ступеньками. (19)И какими, наконец, старыми, приятными запахами пропитана была там каждая вещь, и не понять было – не то пахло чабрецом, сорванным когда-то какой-нибудь романтической мечтательницей, не то старыми книгами, целый век простоявшими в шкафах, пожелтевшими, с сухой кожей и бумагой, не то пахли все эти лестницы, перила, мебель, дубовые балки, истончившийся паркет...
    (20)Ты не думай, малыш, что дома и вещи, сделанные человеком, ничего не знают и не помнят, что они не живут, не радуются, не играют в восторге или не плачут от горя. (21)Как все-таки мало знаем мы о них и как порою равнодушны к ним и даже насмешливы: подумаешь, старье!
    (22)Так и ты уедешь когда-нибудь из отчего дома, и долго будешь в отлучке, и так много увидишь, в таких землях побываешь, станешь совсем другим человеком, много добра и зла узнаешь...
    (23)Но вот настанет время, ты вернешься в старый свой дом, вот поднимешься на крыльцо, и сердце твое забьется, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет, и услышишь ты трепетные шаги старой уже твоей матери, – а меня тогда, скорей всего, уж и не будет на этом свете, – и дом примет тебя. (24)Он обвеет тебя знакомыми со младенчества запахами, комнаты его улыбнутся тебе, каждое окно будет манить тебя к себе, в буфете звякнет любимая тобою прежде чашка, и часы особенно звонко пробьют счастливый миг, и дом откроется перед тобою: "Вот мой чердак, вот мои комнаты, вот коридор, где любил ты прятаться... (25)А помнишь ты эти обои, а видишь ты вбитый когда-то тобой в стену гвоздь? (26)Ах, я рад, что ты опять здесь, ничего, что ты теперь такой большой, прости меня, я рос давно, когда строился, а теперь я просто живу, но я помню тебя, я люблю тебя, поживи во мне, возвратись в свое детство – вот что скажет тебе твой дом.
    (27)Как жалею я иногда, что родился в Москве, а не в деревне, не в отцовском или дедовском доме. (28)Я бы приезжал туда, возвращался бы в тоске или в радости, как птица возвращается в свое гнездо.
    (29)И поверь, малыш, совсем не смешно мне было, когда один мой друг, рассказывая о войне, о том, как он соскакивал с танка, чтобы бежать в атаку, – а был он десантником, – и кругом все кричали: "За Родину!", и он вместе со всеми тоже кричал: "За Родину!", а сам видел в эти, может быть, последние свои секунды на земле не Родину вообще, а отцовский дом и сарай, и сеновал, и огород, и поветь в деревне Лошпеньга на берегу Белого моря!

    (По Ю.П. Казакову)


13.02.2022 02:04:11
Автор: Анастасия Нецветаева

Какова роль отчего дома в жизни человека? Этот вопрос становится предметом размышлений Ю. Казакова в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор пишет о мужчине, рассказывающем сыну о поездке на малую родину товарища. Ю. Казаков заостряет внимание читателей на том, что приятель главного героя «не был дома больше года», поэтому сильно волновался, вспоминал рыбалку с отцом и горку, речку и овраг... Войдя в дом, он «пропал», потому что «побежал здороваться» с «Музеем-усадьбой», «милые старые вещи» которого, по словам рассказчика, тоже живут и помнят. Этим примером писатель доказывает: отчий дом играет важную роль в жизни личности, потому что хранит счастливые воспоминания о детстве и семье.

Далее Ю. Казаков акцентирует внимание читателей на предположении рассказчика: однажды и его ребёнок покинет родные места, а вернётся «совсем другим человеком», узнав «много добра и зла». Герой считает, что «дом примет» его сына, «обвеет знакомыми со младенчества запахами», пригласит возвратиться в детство, а «часы особенно звонко пробьют счастливый миг». Этим Ю. Казаков хотел донести до читателей мысль о том, что отчий дом является таким местом, куда можно вернуться в любой момент, он позволяет человеку вспомнить беззаботное время в родных стенах.

Приведённые примеры дополняют друг друга. Ю. Казаков описывает фактическое и предположительное влияние отчего дома на взрослых людей, вернувшихся на малую родину после нескольких лет отсутствия.

Позиция автора понятна. Ю. Казаков считает, что отчий дом играет важную роль в жизни человека. Он помогает людям сохранить светлые воспоминания о семье и беспечном детстве.

Я полностью разделяю позицию автора и тоже считаю, что отчий дом имеет огромное значение в жизни человека. Для доказательства этой мысли приведу пример из произведения И.А. Гончарова «Обломов». Детство Илья Ильич Обломов провёл в Обломовке, где и зародились его доброта и честность. Благодаря воспоминаниям о родном имении герой чувствовал себя по-настоящему счастливым человеком.

Прочитав текст Ю. Казакова, я убедилась в том, что отчий дом играет важную роль в жизни каждой личности.
Количество слов - 308

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована.

Приведённые примеры дополняют друг друга. Ю. Казаков описывает фактическое и предположительное влияние отчего дома на взрослых людей, вернувшихся на малую родину после нескольких лет отсутствия.
Дополнение= а ещё?
Связь СОПОСТАВЛЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ: как и друг рассказчика, сын будет рад отчему дому.
Анализ связи засчитаю, но на реальном экзамене встал бы большой вопрос по этому баллу.  ФАКТИЧЕСКОЕ и ПРЕПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ влияние- это как? Лексическая несочетаемость+ нарушение стиля (К10)

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Прочитав текст Ю. Казакова, я убедилась в том, что отчий дом играет важную роль в жизни каждой личности.
Вы повторили ПА. Вывод= обобщение всего сказанного

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

Нет максимума по К10

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

живут и помнят (что?)
Этим примером писатель доказывает: отчий дом играет важную роль в жизни личности,
Не очень удачное построение предложения. Лучше не БСП использовать, а СПП.
Слово ДОКАЗЫВАЕТ требует управления: доказывает что?
Пояснение ко второму примеру Вы вводите более грамотно.

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл
Шероховатость:

автор пишет о мужчине, рассказывающем сыну о поездке
Лучше не называть героя по гендерному признаку.
Это рассказчик

Ошибки:

фактическое и предположительное влияние отчего дома на взрослых людей
Несочетаемость, нарушение стиля

Для доказательства этой мысли приведу пример из произведения И.А. Гончарова «Обломов». Детство Илья Ильич Обломов провёл в Обломовке, где и зародились его доброта и честность.
тавтология

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Анастасия, Вы молодец, что много и системно работаете.
Я заметила, что любите писать о ДОПОЛНЕНИИ как связи между примерами-иллюстрациями. Но эта связь встречается не так так часто. Нужно проникнуть в логику текста, понять, как автор приводит к своей позиции. Рассмотрите все возможные варианты связи (табл. есть на ФИПИ), поработайте над смысловыми маркерами способа развития мысли.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку