Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема войны

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
10.02.2022 00:16:39
Автор: Надежда Ансимова

        В чем заключается ужас войны? Этой проблеме посвящен текст К.Г.Паустовского.
    Чтобы привлечь внимание читателя к поставленному вопросу, автор пишет, что во время войны на вокзал к вагонам с ранеными приходили женщины. Они думали: «может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет об его судьбе». Этим Паустовский показывает, что женщины волнуются о тех, кто на фронте, пытаются облегчить их жизнь.
    Также важен фрагмент, где автор пишет о раненном австрийце. Он лежал в вагоне среди русских. Когда рассказчик подошел к австрийцу, то тот произнес фразу, которая имеет смысл «сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев». Действительно, многие люди идут воевать не по своей воле. Они лишь исполняют приказы.
    Оба примера дополняют друг друга, показывая жизнь людей по обе стороны фронта.
    Автор считает, что война меняет жизни многих людей вне зависимости от их пола или национальности, разлучая их с близкими, заставляя ненавидеть и убивать других.  
    Я согласна с мнением автора. Война – это политическое явление, использующее людей как средство, что, на мой взгляд, бесчеловечно. Она всегда несет за собой потери. Вспомним произведение Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке». Летчик Алексей Мересьев упал с большой высоты во время воздушного боя. Он выжил, но в результате потерял ноги.
    Таким образом, война бесчеловечна, она всегда нацелена против людей. Так что, политики должны мирно разрешать внешнеполитические конфликты, не прибегаю к оружию.
Количество слов - 230

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Надежда!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (приход женщин на вокзал) в сочинении указан, пояснён формально.

Пример 2 (обращение к образу раненого австрийца) указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена неверно. Те примеры, которые вы подобрали, подача материала не свидетельствуют о наличии между примерами такой связи, как дополнение. Вчитайтесь внимательно в комментарий, установите причинно-следственную связь. Как факт прихода женщин на вокзал коррелирует с мыслью о раненом австрийце, который считает людей жертвами обстоятельств? Вы не сумели логически связать два эпизода текста.

Оба примера дополняют друг друга, показывая жизнь людей по обе стороны фронта.
Анализ связи формальный. Что значит "показывая жизнь людей по обе стороны фронта"? Нужно было конкретизировать. Лучше анализировать связь способом "разведения примеров" (примеры обобщаются и показываются во взаимосвязи). Если вы пишете о дополнении, значит, укажите, как именно примеры дополняют друг друга, что привносит один, что другой.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Проблема: В чем заключается ужас войны? Этой проблеме посвящен текст К.Г.Паустовского.

Автор считает, что война меняет жизни многих людей вне зависимости от их пола или национальности, разлучая их с близкими, заставляя ненавидеть и убивать других.  

Вы даёте ответ на другой вопрос (Меняет ли война жизни людей? Как меняет война жизнь людей?). Можно говорить о нарушении логики развития мысли (это отразится на критерии К5).

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Также важен фрагмент, где автор пишет о раненном австрийце.
Нельзя начинать абзац с союза "также" (нарушение логики).
Я согласна с мнением автора. Война – это политическое явление, использующее людей как средство, что, на мой взгляд, бесчеловечно. Она всегда несет за собой потери. Вспомним произведение Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке». Летчик Алексей Мересьев упал с большой высоты во время воздушного боя. Он выжил, но в результате потерял ноги.
Нарушение логики развития мысли в обосновании авторской позиции. Пример, который вы приводите, не совсем соотносится с выдвигаемым тезисом (люди как средство в таком политическом явлении, как война).

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленному вопросу, автор пишет, что во время войны на вокзал к вагонам с ранеными приходили женщины.

Также важен фрагмент, где автор пишет о раненном австрийце.
Однообразие грамматического строя речи.
Она всегда несет за собой потери.
"За собой" лучше убрать.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Также важен фрагмент, где автор пишет о раненном австрийце.
Должна быть одна н в отглагольном прилагательном.
Они думали: «может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет об его судьбе».
Неверное оформление прямой речь. Должна быть заглавная буква (или многоточие перед прямой речью ("... может быть...").
Так что, политики должны мирно разрешать внешнеполитические конфликты, не прибегаю к оружию.
Опечатка (не прибегаЯ).

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Так что, политики должны мирно разрешать внешнеполитические конфликты, не прибегаю к оружию.
Лишняя запятая после союза "так что".

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Этим Паустовский показывает, что женщины волнуются о тех, кто на фронте, пытаются облегчить их жизнь.
Нарушение управления (волнуются (за кого?) за тех).
Таким образом, война бесчеловечна, она всегда нацелена против людей. Так что, политики должны мирно разрешать внешнеполитические конфликты, не прибегаю к оружию.
Ошибка в построении сложного предложения (придаточное следствия вынесено как отдельное предложение -- парцеллированная конструкция).

К10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Он лежал в вагоне среди русских. Когда рассказчик подошел к австрийцу, то тот произнес фразу, которая имеет смысл «сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев». Действительно, многие люди идут воевать не по своей воле. Они лишь исполняют приказы.

 Чтобы привлечь внимание читателя к поставленному вопросу, автор пишет, что во время войны на вокзал к вагонам с ранеными приходили женщины. <...>
Также важен фрагмент, где автор пишет о раненном австрийце. <...>
Автор считает, что война меняет жизни многих людей вне зависимости от их пола или национальности, разлучая их с близкими, заставляя ненавидеть и убивать других.
 Я согласна с мнением автора. <...>
Повторы.
Таким образом, война бесчеловечна, она всегда нацелена против людей.
Речевая избыточность.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (глубиной примеров и пояснений к ним, анализом смысловой связи), речевым оформлением, логикой развития мысли.

Желаю успехов!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку