Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема утешительной лжи

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

09.02.2022 16:22:44
Автор: Кристина Шевченко

Для чего нужна утешительная ложь? Именно этот вопрос становится предметом размышления М. Глушко в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая о проблеме, автор повествует о Евгении Ивановне, которая получила похоронку, где писалось, что её муж погиб, а сын пропал без вести. Для того чтобы утешить её, Ипполитовна рассказывает о случаях, когда похоронки были переданы с ошибкой писарей. Этот пример показывает, что, когда у человека горе, ложь может стать утешением.
Далее М. Глушко пишет о том, как Евгению Ивановну старается утешить подруга. Ипполитовна рассказывает историю о том, как у других происходят подобные ситуации, заканчивающиеся благополучно. Это история дает женщине надежду на то, что её родные живы. Этот пример свидетельствует о том, что лож может спасти человека и утешить его.
Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что именно через ложь можно утешить человека, если он попал в трудную и безвыходную ситуацию.
Авторская позиция понятна. М. Глушко считает, что утешительная ложь – это единственный способ сохранить человеку жизнь и дать надежду в лучшее.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что ложь может помочь утешить человека, но с ней надо быть осторожней. Не могу не вспомнить произведение М. Горького "На дне", где странник Лука лгал, чтобы у окружающих появилась надежда. Смертельно больную женщину Лука утешил, сказав, что после смерти её ждёт блаженство на том свете.
Таким образом, прочитав текст А. Чехова, можно сделать вывод, что иногда необходимо вместо страшной правды слышать утешение, хоть оно и будет ложным.
Количество слов - 235

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Кристина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла.

Пример 1 в сочинении указан, пояснение очень короткое. Весь анализ примера Вы уместили в восемь слов. Это очень мало. Засчитываю, но с натяжкой.

Пример 2 не указан, не пояснен. Вы растянули пример про Ипполитовну на два примера. Так делать нельзя. В поле Вашего анализа не попала другая героиня текста - Нина. Зачем ее образ в тексте? Подумайте над этим!

Взаимосвязь между примерами и анализ при отсутствующем втором примере не засчитываются.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно.

Авторская позиция понятна. М. Глушко считает, что утешительная ложь – это единственный способ сохранить человеку жизнь и дать надежду в лучшее.
1) Про это автор не говорит.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Для того чтобы утешить её, Ипполитовна рассказывает о случаях, когда похоронки были переданы с ошибкой писарей.
1) Кто это? Из Вашего текста непонятно. Логический провал. Нужно представлять персонажа, о котором идет речь в сочинении.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что ложь может помочь утешить человека, но с ней надо быть осторожней. Не могу не вспомнить произведение М. Горького "На дне", где странник Лука лгал, чтобы у окружающих появилась надежда. Смертельно больную женщину Лука утешил, сказав, что после смерти её ждёт блаженство на том свете.
2) Часть тезиса "провалилась". Пример про отношение ко лжи во благо Луки не доказал мысль о том, что с ложью нужно быть поосторожнее.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Это история дает женщине надежду на то, что её родные живы. Этот пример свидетельствует о том, что лож может спасти человека и утешить его.
1) Верно: ложь.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Авторская позиция понятна. М. Глушко считает, что утешительная ложь – это единственный способ сохранить человеку жизнь и дать надежду в лучшее.
1) Некорректное употребление предлога. Верно: на лучшее.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Рассуждая о проблеме, автор повествует о Евгении Ивановне, которая получила похоронку, где писалось, что её муж погиб, а сын пропал без вести. Для того чтобы утешить её, Ипполитовна рассказывает о случаях, когда похоронки были переданы с ошибкой писарей.
1) Некорректное употребление местоимения. Оно заменяет предыдущее слово в той же форме. Выходит, погиб муж похоронки. Это, конечно, абсурд.
2) Неоправданный повтор.
Это история дает женщине надежду на то, что её родные живы. Этот пример свидетельствует о том, что лож может спасти человека и утешить его.
3) Тавтология.
Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что именно через ложь можно утешить человека, если он попал в трудную и безвыходную ситуацию.
Шероховатость. Лучше: ложью.
Таким образом, прочитав текст А. Чехова, можно сделать вывод, что иногда необходимо вместо страшной правды слышать утешение, хоть оно и будет ложным.
4) Тавтология. Остановитесь на какой-то одной конструкции.
Это история дает женщине надежду на то, что её родные живы.
5) Некорректное употребление местоимения.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, построением комментария, логикой и речью. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку