-
Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести
(1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
(7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
(9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
(12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
(22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
(26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(30)Что такое внутренняя свобода?
(31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
(33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
(40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
(41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
(46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
(47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
(52)От совести.
(53)Что такое совесть?
(54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
(59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
(64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
(72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
(74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
(С. Соловейчик)
Кого можно назвать хорошим учителем? Над этим вопросом размышляет С. Соловейчик в предложенном для анализа тексте.
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о тенденциях педагогики: «В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе.». Пример свидетельствует о том, что образование стремиться к развитию свободного воспитания, поэтому хороший учитель должен уметь показать ребёнку его внешнюю свободу. Далее писатель побуждает читателей вспомнить своих любимых учителей: «…присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей…», а затем автор объясняет, почему нам запомнились именно они: «…они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются…». Этот пример показывает, что самыми хорошими учителями были и будут те, кто стремиться показать ребёнку его свободу.
Цитаты, дополняя друг друга, показывают, что педагога, стремящегося дать ребёнку внешнюю свободу, можно назвать хорошим учителем. Именно такой наставник запомниться ребёнку на долгие годы.
Позиция автора понятна, С. Соловейчик считает, что свобода очень важна, как внешняя так и внутренняя. Именно поэтому хорошим учителем можно назвать человека, стремящегося показать ребёнку независимость.
Я разделяю мнение писателя и тоже считаю, что воспитание свободы в ребёнке это важный навык педагога. Вспоминаю произведение Ч. Т. Айтматова «Первый учитель» в котором речь идёт о молодом учителе. Он очень хотел помочь бедным детям из деревни, поэтому сам организовал для них уроки, помимо изучения основных предметов Дюйшен, так же воспитывал в детях независимость и человечность. Благодаря его урокам девочка по имени Алтынай поняла, что у неё есть свобода выбора. Её жизнь очень изменилась и она смогла добиться всего, чего желала.
Прочитав текст, я сделала вывод о том, что педагога, который стремиться показать детям их свободу, безусловно, можно назвать хорошим учителем. Именно такие наставники запомнятся на долгие года.
Добрый день, Катя. В соответствии с критериями проверки сочинений в формате ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста+ 1 балл
Кого можно назвать хорошим учителем? |
Катя, эта проблема вообще не заявлена в тексте. Я поставила балл условно. Текст поделён на две части, которые явно выражены: свобода и совесть. Вам надо было сформулировать проблему именно исходя из этих ключевых понятий. Учитывая, что работа ваша написана как тренировочная, делаю вам замечание: не следует упрощать проблемный вопрос, иначе вы рискуете на реальном экзамене получить 0 баллов за К1.
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста K2 - Пример 1 +1 балл
Пример 1 приведён.
K2 - Пояснение к примеру 1 +0 баллов
Пояснение не соответствует тексту, вы не вчитались в смысл нужных предложений.
Пример свидетельствует о том, что образование стремиться к развитию свободного воспитания, поэтому хороший учитель должен уметь показать ребёнку его внешнюю свободу. |
В тексте по-другому:
14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ. |
Хороший учитель должен показать ребёнку, что такое внутренняя свобода, она намного важнее внешней.
K2 - Пример 2 +0 баллов
Пример ни о чём не говорит, непонятно, что вы имели в виду, приводя эти строчки как аргумент:
Далее писатель побуждает читателей вспомнить своих любимых учителей: «…присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей…», а затем автор объясняет, почему нам запомнились именно они: «…они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются…». |
Свободных внешне или внутренне?
K2 - Пояснение к примеру 2 + 0 баллов
Этот пример показывает, что самыми хорошими учителями были и будут те, кто стремиться показать ребёнку его свободу. |
Что имелось в виду под выражением- стремиться показать ребёнку его свободу?Поскольку пример 2 не засчитан, пояснение тоже обнуляется.
K2 - Указание на связь между примерами +0 баллов
Пример 2 не засчитан, поэтому связь между примерами нельзя считать верной. Учтите на будущее, что приводимые из текста примеры должны быть тщательно продуманы.
K2 - Анализ связи между примерами + 0 баллов
В этом критерии тоже нельзя поставить балл, даже если бы указание на вид связи было засчитано, поскольку вы опять демонстрируете невнимательное прочтение текста:
Цитаты, дополняя друг друга, показывают, что педагога, стремящегося дать ребёнку внешнюю свободу, можно назвать хорошим учителем. Именно такой наставник запомниться ребёнку на долгие годы. |
Ваши утверждения противоречат содержанию текста.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора понятна, С. Соловейчик считает, что свобода очень важна, как внешняя так и внутренняя. Именно поэтому хорошим учителем можно назвать человека, стремящегося показать ребёнку независимость. |
В качестве ПА можно принять только то, что выделено синим цветом. Остальное засчитать нельзя, так как мне лично непонятно, что вы имели в виду под выражением
стремящегося показать ребёнку независимость.Какую независимость? От кого или от чего? Как можно ПОКАЗАТЬ независимость?
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +1 балл
Я разделяю мнение писателя и тоже считаю, что воспитание свободы в ребёнке это важный навык педагога. Вспоминаю произведение Ч. Т. Айтматова «Первый учитель» в котором речь идёт о молодом учителе. Он очень хотел помочь бедным детям из деревни, поэтому сам организовал для них уроки, помимо изучения основных предметов Дюйшен, так же воспитывал в детях независимость и человечность. Благодаря его урокам девочка по имени Алтынай поняла, что у неё есть свобода выбора. Её жизнь очень изменилась и она смогла добиться всего, чего желала. |
Отношение к ПА содержит согласие, тезис(плохо сформулированный), обоснование тезиса.
Катя, посмотрите на ПА, с которой вы согласились.
Соловейчик считает, что свобода очень важна, как внешняя так и внутренняя.А здесь вы пишете, что воспитание свободы в ребёнке-это важный навык педагога. При чём здесь навык педагога? Правильно так: Воспитать внутренне свободного человека-это важная задача педагога.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +1 балл
Вы исказили мысль автора, сказав, что лучшие учителя те, кто даёт детям внешнюю свободу. В тексте же говорится об учителях, которые должны приучить детей к внутренней свободе. Считаю это нарушением логики, поэтому балл снижен.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Балл снижен из-за речевых ошибок
K7 - Соблюдение орфографических норм +1 балл
образование стремиться( образование что делает? - стремится) к развитию свободного воспитания, |
Выучите правило о написании ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах, так как в вашей работе ошибки на это правило частые.
будут те, кто стремиться показать ребёнку его свободу. |
Такая же ошибка.
Именно такой наставник запомниться ребёнку на долгие годы. |
Такая же ошибка.
помимо изучения основных предметов Дюйшен, так же воспитывал в детях независимость и человечность. |
Здесь ТАКЖЕ пишется слитно( имеет значение И, ЕЩЁ, ТОЖЕ).
что педагога, который стремиться показать детям их |
ТСЯ-ТЬСЯ- выбираем по вопросу, который задаём к глаголу:если в вопросе есть Ь, то и в глаголе он будет, если нет- Ь не пишем в глаголе.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 0 баллов
Позиция автора понятна, С. Соловейчик считает, что свобода очень важна, как внешняя(нужна ЗПТ: союз КАК..., ТАК И...) так и внутренняя. |
Вы поставили ЗПТ, это не ошибка, но предпочтительнее по смыслу поставить двоеточие, так как далее вы поясняете ПА.
Я разделяю мнение писателя и тоже считаю, что воспитание свободы в ребёнке это важный навык педагога. |
Перед ЭТО нужно тире.
Вспоминаю произведение Ч. Т. Айтматова «Первый учитель» в котором речь идёт о молодом учителе. |
Перед придаточным предложением ставим ЗПТ.
Он очень хотел помочь бедным детям из деревни, поэтому сам организовал для них уроки, помимо изучения основных предметов(ЗПТ) Дюйшен, (лишняя ЗПТ)так же воспитывал в детях независимость и человечность. |
Обороты со значением включения, исключения(кроме..., наряду с..., помимо... и др) обособляются обязательно при расположении в абсолютном начале предложения, у вас именно такая позиция: оборот с ПОМИМО начинает третье предложение в составе БСП.
Её жизнь очень изменилась и она смогла добиться всего, чего желала. |
Перед союзом И нужна ЗПТ, так как это ССП.
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о тенденциях педагогики: «В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе.». |
Точка после кавычек не нужна.
а затем автор объясняет, почему нам запомнились именно они: «…они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются…». |
Здесь тоже точка после кавычек не нужна.
K9 - Соблюдение грамматических норм +2 балла
запомнятся на долгие года. |
Здесь уместнее форма ГОДЫ
K10 - Соблюдение речевых норм +1 балл
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о тенденциях педагогики: «В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. |
Можно и нужно было найти синоним, чтобы не повторять одно и то же слово, например, О ТЕНДЕНЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ.
Далее писатель побуждает читателей вспомнить своих любимых учителей: «…присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей…», |
В цитате вы не можете заменять слова, но в своём предложении можно было использовать ПРЕПОДАВАТЕЛИ, чтобы трижды не повторять одно и то же слово.
а затем автор объясняет, почему нам запомнились именно они: «…они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются…» |
Говоря вашими словами, у вас прямо тенденция -повторять слова, причём так близко расположенные друг к другу.
кто стремиться показать ребёнку его свободу. |
показать свободу- неудачное, на мой взгляд, словосочетание. Можно было написать ПРИУЧИТЬ РЕБЁНКА К СВОБОДЕ (ваше выражение за ошибку не считаю, просто предлагаю свой вариант).
Именно поэтому хорошим учителем можно назвать человека, стремящегося показать ребёнку независимость. |
А здесь лексическая несочетаемость: независимость нельзя показать, её можно дать.
Я разделяю мнение писателя и тоже считаю, что воспитание свободы в ребёнке это важный навык педагога. |
Воспитание свободы в ребёнке не может быть навыком педагога - вы употребили слово НАВЫК в несвойственном ему значении.
Вспоминаю произведение Ч. Т. Айтматова «Первый учитель» в котором речь идёт о молодом учителе. Он очень хотел помочь бедным детям из деревни,(аула- так в повести) |
Здесь повтор не ошибка, но можно было всё же подобрать синоним, например, речь идёт о молодом парне.
K11 - Соблюдение этических норм +1 балл
Ошибок нет
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 0 баллов
Допущены фактические ошибки в фоновом материале:
Пример свидетельствует о том, что образование стремиться к развитию свободного воспитания, поэтому хороший учитель должен уметь показать ребёнку его внешнюю свободу. |
В тексте так:
(22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. |
(14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, |
Таким образом, Катя, вам следует научиться более внимательно вчитываться в текст, чтобы не искажать его смысла. Не следует выискивать проблемный вопрос во второстепенных деталях. Успехов вам на экзамене!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 12