Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема настоящих культурных ценностей

  • Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях
    (1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
    (11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
    (20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
    (24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
    (31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
    (35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
    (По Ю. М. Лотману)
07.02.2022 20:36:57
Автор: Екатерина Кузнецова

Что такое настоящие культурные ценности? Над этим вопросом размышляет Ю.М.Лотман в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая о проблеме, автор пишет, что «великие культурные ценности» - это не шкаф из «Вишнёвого сада», не книги на полке или портрет на стене, а «живое явление культуры». Этот пример показывает, что культурные ценности – это не вещь, пылящаяся дома.
Далее Ю.М.Лотман акцентирует внимание читателей на «добаховской музыке», которая «казалась чем-то давно списанным в архив», но теперь её исполняют и слушают с удовольствием. Пример свидетельствует о том, что настоящие произведения искусства никогда не останутся забытыми.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что истинные культурные ценности – это то, что остаётся в памяти и сердцах людей, а не на бумаге или на холсте.
Авторская позиция понятна. Ю.М.Лотман считает, что «подлинные» культурные ценности – это «отчасти наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее». Они могут остаться на некоторое время забытыми, оттеснёнными, «но придёт минута», и они вернутся снова.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что настоящие культурные ценности – «нечто живое», что никогда не исчезнет. Так, в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд сказал: «Рукописи не горят». Он считал роман Мастера не просто книгой, а великим произведением искусства, которое невозможно уничтожить.
Прочитав текст Ю.М.Лотмана, я сделала вывод, что настоящие культурные ценности бессмертны и всегда хранятся в памяти людей, так как «подлинно талантливое» не умирает.
Количество слов - 230

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Екатерина! Вы создали самостоятельную, грамотную, логичную работу. Это, безусловно, является её достоинствами.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована, но требует дополнения.

Связь- детализация: показано КОНКРЕТНОЕ явление ("добаховская" музыка, которую слушают и сейчас).
Анализ связи предполагает показ, какую роль играет КАЖДЫЙ ИЗ ПРИМЕРОВ.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Рекомендация: добавьте микровывод после обоснования- тогда работа станет ещё логичнее.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки:

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Нет максимума по К 10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что настоящие культурные ценности – «нечто живое», что никогда не исчезнет.
"Нанизывание" придаточных предложений

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Они могут остаться на некоторое время забытыми, оттеснёнными, «но придёт минута», и они вернутся снова.
Повтор

Так, в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд сказал: «Рукописи не горят». Он считал роман Мастера не просто книгой, а великим произведением искусства, которое невозможно уничтожить.
Повтор. Изменить название произведения Вы не можете, но стоит поработать со следующим предложением.
КОТОРОЕ- на что указывает местоимение: на ИСКУССТВО или ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над определением связи и её анализом(К2).


Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку