Запомни!
Проблема проявления доброты
-
Текст: Н. Батыгина. Об отзывчивости(1)На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. (2)Она нередко обращает мою память к Ивану Михайловичу.
(3)В пятиместной палате койка его стояла напротив другой, несколько дней пустовавшей. (4)И если кто-либо обращал внимание на нее, Иван Михайлович неизменно повторял: «(5)Так слава Богу, как говорится, одним больным на свете и поменьше...» (6)Сам он после операции, мог лежать в постели три-четыре дня. (7)Остальные проводил в заботах о соседях. (8)Особенно много внимания он уделял Алеше — парнишке в большой гипсовой повязке. (9)Ухаживал за ним, как нянечка. (10)И всем другим в палате помогал: умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит, грелку нальет, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползет. (11)Благодаря Ивану Михайловичу Алеша прямо-таки переродился. (12)Войду в палату — он теперь улыбается, приветливо говорит «доброе утро», «спасибо». (13)Раньше такой общительности за ним не замечалось.
(14)Все же пришел тот день, когда долго не занятая в палате койка понадобилась. (15)На нее положили молодого мужчину — моряка, накануне вернувшегося из длительного плавания. (16)Он куда-то торопился, вскочил на ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. (17)Раздробленную голень пришлось ампутировать. (18)Иван Михаилович весь остаток ночи провел без сна и во многом помог сестре.
—(19)У нас пополнение... (20)Вот Володя поступил, несчастье-то какое произошло... — нарушил тишину Иван Михайлович. (21)Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали усталость. (22)Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. (23)Алеша забыл поприветствовать меня. (24)А Володя словно застыл. (25)Он смотрел в одну точку и вряд ли что видел или слышал. (26)Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым.
(27)Я говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе. (28)Называла имена известных людей, перенесших подобную трагедию, но сумевших подняться над ней, рассказывала о солдатах с тяжелыми ранениями, полученными на фронтах Великой Отечественной войны, изувеченных, но определивших для себя место в жизни. (29)Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб, большие глаза. (30)Еле слышно ответил: «(31)Что делать, на протезе ходить буду...»
(32)Теперь уже не могу вспомнить точно, когда в палате появились первые приметы восстановленного покоя. (33)Алеша снова начал произносить «доброе утро», и все обитатели палаты вторили ему. (34)Однажды утром, войдя к ним, сразу обратила внимание на стол. (35)Иван Михайлович расставил на нем какие-то вкусные припасы. (36)Глаза его с лукавой хитринкой будто говорили: «(37)Смотри и любуйся». (38)Я смотрела и любовалась. (39)Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить.
(40)Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и бумажные салфетки с зеленой каемочкой (трогательный намек на домашний уют), Иван Михаилович произнес слова, простые и мудрые:
—(41)Что я Володе-то говорю. (42)Живой остался, вот и ладно. (43)Парень молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. (44)Протезы ноне делают, паря, — от здоровой ноги не отличишь. (45)Летом приедешь к нам в Устюг Великий. (46)Отдохнуть у нас можно. (47)А невесты-то у нас до того хороши, что нигде таких, паря, нету...
—(48)Иван Михаилович все верно говорит. (49)Он так много сделал для меня в эти тяжелые дни... (50)А жениться к Вам в город приеду, Иван Михаилович,— приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя. (51)Чтобы вот так улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни. (52)Он поверил в себя снова. (53)Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем.
(По Н.И. Батыгиной)
Батыгина Надежда Ивановна (1919 – 1990) – хирург, кандидат медицинский наук, заведовала хирургическим отделением, автор более 28 научных работ.
Рассуждая о проблеме, автор описывает жизнь Ивана Михайловича, больного, который посвятил себя помощи соседям по палате. Герой, "как нянечка", следил за самочувствием окружающих. Всё время, освобождённое от лечебных процедур, он "проводил в заботах о соседях": умывал их, поил чаем, поправлял сползшее одеяло и т. д.. Пример свидетельствует о том, что доброта, гуманность и благодушие находят проявление в стремлении помочь окружающим и облегчить их страдания.
Далее писательница изображает Володю, юношу с ампутированной ногой. Бывший моряк, он тяжело переживал горе, но восстановился и вновь обрёл смысл жить благодаря поддержке, оказанной Иваном Михайловичем. Мудрый мужчина доказал герою, что в полученной травме нет ничего страшного: "Живой остался, вот и ладно. Парень молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная". Пример показывает, что добрый человек всегда умеет утешить, оказать моральную поддержку.
Оба примера дополняют друг друга. Они доказывают, что свидетельством доброты может стать как физическая, так и духовная поддержка.
Авторская позиция понятна. Н. И. Батыгина считает, что истинная доброта заключается в отзывчивости, заботе не только о близких, но и о незнакомых людях.
Я согласна с мнением писательницы и тоже думаю, что по-настоящему гуманный, благодушный человек должен уметь искренне сочувствовать другим и стремиться им помочь. Для доказательства приведу пример из рассказа А. И. Солженицына "Матрёнин двор". Героиня произведения Матрёна Васильевна, являясь одинокой вдовой, живущей в бедности, никогда не отказывает в помощи близким, соседям или колхозу. Старушка является сердечным, отзывчивым человеком, потому что, не получая ничего взамен и встречаясь лишь с равнодушием со стороны окружающих, продолжает творить добро и оказывать поддержку всем, кто в этом нуждается.
Прочитав текст Н. И. Батыгиной, я поняла, что истинная доброта проявляется в умении сопереживать и бескорыстном желании помочь окружающим преодолеть трудности.
Здравствуйте, Ева!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Вопрос содержится логическую ловушку: доброта и заключается в доброте. А как по-другому? Чтобы не угодить в такой капкан, рекомендую формулировать проблему в моральном ключе:
Должен ли человек быть добрым по отношению к другим?
Отвечать на такой вопрос удобнее, он является проблемным. Прислушайтесь к рекомендации.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Комментарий у Вас хороший, аккуратный, лаконичный.
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Авторская позиция понятна. Н. И. Батыгина считает, что истинная доброта заключается в отзывчивости, заботе не только о близких, но и о незнакомых людях. |
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
Ошибки:
Всё время, освобождённое от лечебных процедур, он "проводил в заботах о соседях": умывал их, поил чаем, поправлял сползшее одеяло и т. д.. |
Далее писательница изображает Володю, юношу с ампутированной ногой. |
Героиня произведения Матрёна Васильевна, являясь одинокой вдовой, живущей в бедности, никогда не отказывает в помощи близким, соседям или колхозу. Старушка является сердечным, отзывчивым человеком, потому что, не получая ничего взамен и встречаясь лишь с равнодушием со стороны окружающих, продолжает творить добро и оказывать поддержку всем, кто в этом нуждается. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над формулировкой проблемы, логикой и устранением речевых недочетов. Удачи!