Запомни!
Влияние войны на судьбы людей
-
Текст: Ю. Нагибин. О воспоминаниях юности(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.
(3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
(5)В класс заглянула Женя Румянцева.
— (6)Сережа, можно тебя на минутку?
(7)Я вышел в коридор.
— (8)Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.
(9)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:
— Зачем?
— (10)Мне интересно, каким ты станешь. (11)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
(12)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (13)Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. (14)Немногие из нас твердо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.
(15)Между нами никогда не было дружеской близости. (16)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах...
(17)Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. (18)Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. (19)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршанским, Нина Барышева и Женя Румянцева.
— (20)Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.
— (21)Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — (22)Или у берегов Гренландии!..
(23)Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. (24)Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. (25)Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.
(27)Больше Женя не бывала с нами. (28)Мы не раз приглашали ее на наши сборища, но она отказывалась за недосугом. (29)А что, если в тот единственный раз она пришла из-за меня, и из-за меня отступилась, сказав с гордой честностью: «Не вышло»...
— (30)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.
— (31)К чему было говорить? (32)Тебе так нравилась Нина!
(33)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
— Где же и когда мы встретимся?
— (34)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.
(35)Минули годы. (36)Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. (37)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. (38)Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (39)Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
(40)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (41)Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. (42)Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
(43)Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.
(По Ю.М. Нагибину)
Рассказчик вспоминает, как в последний день школьной жизни его одноклассница Женя Румянцева призналась ему в своих чувствах и попросила о встрече через 10 лет. Женя назначает встречу: «Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра», чтобы посмотреть на взрослых и изменившихся друг друга. У молодых людей есть планы, впереди их ждёт дорога, новый мир взрослой жизни, они полны стремлений и надежд.
И через 10 лет встреча состоялась. Но на этой встрече рассказчик был один. Женя погибла в конце войны и получила звание Героя Советского Союза посмертно. Война оборвала планы молодых людей и не дала свершиться их мечтам. Рассказчик знал о её смерти, но все равно пошел на встречу в дань памяти об их уговоре: «За несколько дней до срока почувствовал такое острое щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече».
Эти два примера сопоставляются друг с другом. У молодых людей планы, но война не дает им реализоваться, не дает их мечтам сбыться и навсегда меняет их судьбу.
Позиция автора сформулирована ясно и однозначно. Автор считает, что война – ужасное явление, которое рушит жизни людей, коверкает судьбы, лишает родственников, это бесчеловечная катастрофа, которая навсегда меняет жизнь людей, прошедших через неё.
Я согласен с позицией автора. Война повлияла на жизнь моих родственников тоже. Сестра моей прабабушки проводила своего мужа на войну, но он не вернулся оттуда. И хоть она прожила 93 года, больше она никогда не была замужем
Хочется верить, что наш мир больше никогда не будет знать такого ужасного события, как война, и больше никто не познает боли, которую пережили наши бабушки и дедушки.
Здравствуйте, Диана!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 (воспоминание рассказчика о назначенной встрече) в сочинении указан, пояснён не в полной мере.
Пример 2 (несостоявшаяся встреча) указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, но сформулирована некорректно.
Позиция автора сформулирована ясно и однозначно. Автор считает, что война – ужасное явление, которое рушит жизни людей, коверкает судьбы, лишает родственников, это бесчеловечная катастрофа, которая навсегда меняет жизнь людей, прошедших через неё. |
Лучше заменить глагол "рушит" другим "разрушает". "Бесчеловечная катастрофа" -- неудачное сочетание, на мой взгляд. Катастрофа всегда ассоциируется с отрицательной семантикой.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, но тезиса нет, поэтому обоснование не может быть засчитано.
Я согласен с позицией автора. Война повлияла на жизнь моих родственников тоже. Сестра моей прабабушки проводила своего мужа на войну, но он не вернулся оттуда. И хоть она прожила 93 года, больше она никогда не была замужем |
Ошибки:
И через 10 лет встреча состоялась. Но на этой встрече рассказчик был один. |
Сестра моей прабабушки проводила своего мужа на войну, но он не вернулся оттуда. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Речевые ошибки (К 10 < 2 баллов).
К7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибки: нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Ошибки:
И хоть она прожила 93 года, больше она никогда не была замужем ТЧК |
K9 - Соблюдение грамматических норм: +1 балл
Ошибки:
Женя назначает встречу: «Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра», чтобы посмотреть на взрослых и изменившихся друг друга. |
Нарушение управления (посмотреть (на кого?) друг на друга)
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Ошибки:
Рассказчик вспоминает, как в последний день школьной жизни его одноклассница Женя Румянцева призналась ему в своих чувствах и попросила о встрече через 10 лет. Женя назначает встречу: «Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра», чтобы посмотреть на взрослых и изменившихся друг друга. У молодых людей есть планы, впереди их ждёт дорога, новый мир взрослой жизни, они полны стремлений и надежд. |
Рассказчик знал о её смерти, но все равно пошел на встречу в дань памяти об их уговоре: «За несколько дней до срока почувствовал такое острое щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече». |
Автор считает, что война – ужасное явление, которое рушит жизни людей, коверкает судьбы, лишает родственников, это бесчеловечная катастрофа, которая навсегда меняет жизнь людей, прошедших через неё. |
Эти два примера сопоставляются друг с другом. |
Сопоставлять -- соотнести друг с другом для получения каких-либо выводов.
У молодых людей планы, но война не дает им реализоваться, не дает их мечтам сбыться и навсегда меняет их судьбу. |
Хочется верить, что наш мир больше никогда не будет знать такого ужасного события, как война, и больше никто не познает боли, которую пережили наши бабушки и дедушки. |
Хочу предложить немного изменённый вариант вашей мысли:
Хочется верить что наш мир никогда не столкнётся с войной... ("не будет знать такого ужасного события...") звучит с точки зрения речи небезупречно. Глагол "знать" не очень хорошо вписывается в контекст.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи, речевым оформлением.
Желаю удачи!